Подведены итоги проходившего с 21 по 29 октября с.г. V Международного фестиваля кино о науке и технологиях 360°. Фестиваль был организован «Политехом», при поддержке партнеров, среди которых Фонд «Сколково» и Открытый университет Сколково.


Значение 360° для всех любителей серьезного документального кино, помогающего понять окружающий нас мир, поистине трудно переоценить. Несмотря на то, что начинался он как вполне неформальное мероприятие, его роль как серьезного фестиваля становится очевиднее год от года. И к сожалению приходится констатировать, что мало кто далее собирается у нас также целенаправленно поддерживать документальное научное кино. Поэтому энтузиазм тех, кто не отказался от поддержки этого жанра, становится еще более ценен. Церемония объявления победителей началась со слова председателя жюри фестиваля Марины Разбежкиной, которая констатировала, что в нашей стране в 2015 году прекратили независимое существование две главные когда-то студии научного кино, в Москве и Санкт-Петербурге («Центрнаучфильм» и «Леннаучфильм» соответственно).  

Оригинально оформленные призы фестиваля 360°. Фото "Политеха"

Думается, при лучших обстоятельствах им было бы, что предложить фестивалю. В его конкурсной программе было девять фильмов. Среди них: «Комплекс шимпанзе», «Торговцы сомнениями», «Евгеника. Искусственный отбор», «Как изменить мир», «Дрон», «Принтер будущего», «Предсказатель», «Лучшее впереди» и «В ожидании волн и частиц». И помимо этих показов зрители могли посмотреть внеконкурсные документальные научные картины в рамках нескольких тематических программ: «EUNIC - Забытое будущее» (научно-философский экскурс в настоящее, а также близкое и очень далекое прошлое, программа подготовлена совместно с Объединением институтов культуры стран Европейского Союза); «Старость в радость» (новые технологии в помощь старикам); «Вокруг космоса» (настоящее и будущее космических исследований в мире).

Атташе по культуре посольства Нидерландов в Москве получает гран-при за фильм, созданный в ее стране. Фото "Политех" 

Андрей Егоров, исполнительный директор Открытого университета Сколково, после показа фильма «Эпос Эвереста» (он состоялся сразу после церемонии награждения победителей) отметил, в частности, важность картин, рассказывающих о прошлом: «Мы часто смотрим фильмы про будущее технологий, но в этот раз я отметил, что большие симпатии вызывают и фильмы, которые позволяют прикоснуться к прошлому. Так, в фильме «Эпос Эвереста» мы увидели и самую первую крупную экспедицию на величайшую горную вершину мира, а также удивительное неповторимое государство, которого уже нет на карте мира (Тибет). А в картине, которая открыла фестиваль, «Лед и небо», мы соприкоснулись с еще более давним прошлым, вернувшись уже не на сотню, а на тысячи лет назад. Возможность заглянуть в далекое прошлое, как и взгляд в будущее, демонстрирует мощь науки», - поделился своим мнением Андрей Егоров в кулуарах финального ивента фестиваля. «И я хотел бы пожелать Международному фестивалю кино о науке и технологиях 360° - и всем нам: я хотел бы, чтобы однажды появились такие проекты в «Сколково», о которых документалисты снимут научные фильмы и покажут на следующих фестивалях. И я думаю, такие технологии у нас уже есть», - сказал исполнительный директор ОтУС.

 Студенты и научная молодежь - главная аудитория фестиваля 

Гран-при 360° в итоге достался авторам фильма «Комплекс шимпанзе» (режиссер Марк Шмидт; Швейцария, Нидерланды) с формулировкой «за неудобный взгляд на место и роль человека в нашем мире». Председатель жюри, Марина Разбежкина, так прокомментировала выбор: «Очень любопытное кино, которое ни на чем не настаивает, а ставит огромное количество вопросов, на которые никто пока не может ответить. И это действительно неудобный взгляд».


 "Эпос Эвереста" - трагическая документальная история про самых первых героев покорения величайшей горной вершины мира. Фото: 360.polymus.ru

Второй приз жюри получил фильм «Дрон» (режиссер Тонье Хессен Шей; Норвегия, США) «за размышления о стирающихся границах между игрой и реальностью, свободой и безопасностью». Зачем военные вкладывают деньги в компьютерные игры? – Создатели картины выяснили, что из детей-игроманов получаются лучшие операторы дронов: ловкость рук и ни малейшего представления о смерти. Игра перестает быть игрой, а смерть остается смертью. Медиа-жюри фестиваля понравилась картина «В ожидании волн и частиц» — Создатели получили награду «за вклад в популяризацию науки и будущее кино». Кроме самих фильмов гостей ждала обширная дискуссионная программа, среди тематик которой: лекции и дискуссии о роботах, будущем еды, вреде сахара, лженауке. Альберт Ефимов, руководитель Робототехнического центра «Сколково», выступил перед показом фильма «Я, Элис, робот», рассказав об основных приоритетах робототехники. Он разложил, как говорится, «все по полочкам» в головах зрителей, не оставив там места ни для роботофобии, ни для преувеличения возможностей роботов. Это было важно услышать, ибо сразу после лекции зрители увидели потрясающие документальные съемки, показывающие как робот-собеседник общается с одинокими стариками, и очень тепло, буквально по-человечески, воспринимается ими, как они верят в его (ее) искреннюю помощь и сострадание, некоторые одухотворяют это кибернетическое создание, дружат с ним (с ней, вернее), как с живой.

Альберт Ефимов выступает с лекцией "Роботы как люди - люди как роботы" перед показом фильма "Я, Элис, Робот". Фото Sk.ru