Неандертальцы и предки человека сосуществовали в Европе на протяжении почти пяти с половиной тысяч лет. Журнал Nature опубликовал итоги работ британских исследователей из Оксфорда, которые подвергли радиоуглеродному анализу 200 образцов костей, углей и раковин, взятых из 40 археологических раскопок – от России до Испании.

Ученые и раньше знали о том, что между Homo sapiens  и его дальними родственниками существовали какие-то контакты.  Доказано, что несколько процентов ДНК людей не африканского происхождения унаследовано от неандертальцев. Важность работы британских ученых заключается в том, что она позволила установить длительность процесса сосуществования древних предков человека.

Почти в каждом европейце есть гены неандертальца. Иллюстрация: Flickr

Исследование также показало, что неандертальцы вымерли не одномоментно, а постепенно в разное время в разных местах. Предполагается, что они не выдержали конкуренции с прямыми предками человека в борьбе за обладание едой и иными природными ресурсами.

Неандертальцы обитали на территории Европы  в течение сотен тысяч лет до того, когда 45.000 - 43.000 лет назад туда стали мигрировать из Африки предки современного человека.

По словам исследователей, свидетельств тесных контактов между различными ветвями предков человека не получено; их сосуществование описывают как «биологическую и культурную мозаику».

Как говорит научный руководитель проекта профессор Томас Хайгэм, работа позволила впервые установить более или менее точную хронологию вымирания неандертальцев: «Разумеется, полностью неандертальцы не вымерли до сих пор, поскольку некоторые их гены живут в большинстве из нас».