Тольятти стал первым городом, по которому пройдет, начиная с сегодняшнего дня, Russian Startup Tour 2014. Роад-шоу, организованное «Сколково» совместно с Росмолодежью, РВК и Роснано, в этом году охватывает 27 городов, почти вдвое больше, чем предыдущее.


В минувшую пятницу вице-премьер Аркадий Дворкович, выступая на заседании Индустриального консультативного совета «Сколково», призвал компании-партнеры Фонда активно поддержать мероприятие, которое, по его мнению, «призвано способствовать экспоненциальному росту стартапов в стране». Дворкович считает, что в этом не в последнюю очередь заинтересованы сами компании, которые в перспективе смогут воспользоваться результатами работы российских стартапов.

Накануне начала  Startup Tour 2014 глава его оргкомитета, советник президента Фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен дал интервью sk.ru.

С тех пор, как Вы инициировали Startup Tour, Вы дали, вероятно, сотни интервью в Москве и за ее пределами. Какой вопрос Вам наиболее часто задают?

– Самый типичный вопрос в интервью: правда ли, что в маленьких городах России тоже есть хорошие компании? Проблема в том, что в России нет недостатка в ученых, но в малых городах не хватает предпринимателей.

Второй наиболее часто задаваемый вопрос: то, что вы делаете, – это шоу? Это промоушн «Сколково»? Я бы не стал называть это шоу. Мы не пропагандируем «Сколково», мы пропагандируем предпринимательство и стартапы. Разумеется, если есть хорошая компания, соответствующая стандартам «Сколково», - добро пожаловать к нам. Но цель заключается в том, чтобы сориентировать лучшие таланты таким образом, чтобы они нашли наилучшую помощь в Российской Федерации. В России есть тенденция считать, что ты предоставлен сам себе, никто тебе не поможет, а если ты будешь успешен, то кто-нибудь отберет у тебя твое предприятие. Мы пытаемся бороться с такими представлениями – причем на конкретных примерах успешных историй.


Пекка Вильякайнен. Фото SkReview

И все же люди сохраняют скептическое отношение к предпринимательству. Моя личная оценка заключается в том, что люди в больших городах – это, кстати, относится не только к Москве, но и к Нью-Йорку или Хельсинки – становятся немного ленивы, поскольку для них открыто столько возможностей. Сам я из финской глубинки, из деревни, в которой живет 250 человек. Там не так много возможностей, за них надо бороться. Вот почему мне нравятся компании, у которых боевой предпринимательский дух, побуждающий их решать проблемы, где бы они ни возникали.

– Когда несколько лет назад Вы издали книгу, в которой изложили свою философию предпринимательства, Вы назвали ее «Без страха». Вы по-прежнему уверены в том, что подобный подход к предпринимательству в России возможен?

– Абсолютно в этом убежден. Прежде всего, это - единственный способ заниматься бизнесом. Если вы предприниматель и все время всего боитесь, вы никогда не преуспеете. Проще сказать, у вас нет иного выхода. Конечно, надо соблюдать осторожность, надо работать головой – но никогда не трусить. Кстати, людей, которые разделяют этот подход, в России становится все больше.

На днях ко мне приходил один российский предприниматель. Он пока не участник «Сколково», но хочет им стать. Человек этот небогат, родители его небогаты, он не обладает какими-то связями с влиятельными группами. И он объяснял мне, как намерен продвигать свой уже и без того очень продвинутый продукт к мировому успеху. И я его спрашиваю: «Чего Вы боитесь?» Тот говорит: боюсь, что не удастся найти правильных людей для своей команды, но, говорит, «я это решу».

– Тогда зачем он приходил?

– Он приходил за контактами, в том числе, в Финляндии. Он не приходил за финансированием, но я сам ему сказал: «У Вас такой хороший настрой, что мне хочется финансировать Ваш проект».

Возвращаясь к философии «без страха». Смысл ее не только в том, чтобы не испытывать страха в бизнесе, но также и в том, чтобы не бояться взаимодействовать с другими людьми. Почему я такое внимание уделяю предпринимательскому сообществу? Просто потому, что никто не может научить вас предпринимательству, кроме самих предпринимателей. Вы не можете научиться этому в бизнес-школе, вы не можете научиться этому, читая мою книгу. Можно почерпнуть только какие-то фрагменты. А эта история настолько быстро развивается! Единственный способ преуспеть – это быть в постоянном контакте с людьми, а вы не можете поддерживать такой контакт, если всего на свете боитесь, если подозреваете, что вашу идею кто-то обязательно украдет. 

Взять технологическую конференцию Slush в Хельсинки. В обычной жизни финны немногословны, они не любят говорить - по крайней мере, трезвыми…

… – В этом отношении Вы не похожи на финна: не пьете и много говорите…

– Я – да. Но в целом финны не расположены к многословию на трезвую голову. Так вот конференция Slush – исключение из правила для Финляндии. Попробуйте поместить в одном зале три тысячи финнов без алкоголя, - и вы увидите, что из этого ничего не выйдет, все будут зевать. А вот Slush удается извлечь из такого же собрания невероятную энергию.

Я хочу с помощью Startup Tour пробудить такую же энергию. Мы будем приезжать в один и тот же город раз за разом.  И в какой-то момент окажется, что в Тольятти, например, все больше стартаперов знают друг друга.

Таким образом, самое важное – это не то, что мы, «москвичи», им говорим, а то, что они сами говорят друг другу. Они начинают общаться на своем, местном уровне, затем кто-то  из них приезжает в Москву и участвует в Startup Village, и, возвращаясь домой, рассказывают об этом; в общем, мы придаем импульс всему движению. То, что меня интересует, - это импульс, а импульс начинается не с денег. Вот когда импульс есть, тогда надо поддержать его деньгами, но не в обратном порядке.


Пекка Вильякайнен на StartUp Village. Фото: SkReview

– Startup Tour – достаточно стремительное мероприятие, на каждый город приходится не так много времени. И все же, удалось ли Вам познакомиться с яркими людьми в российских городах?

– Почти в каждом городе, где мы побывали в прошлом году, есть несколько человек, которые не принадлежат к какой-то формальной структуре. Но при этом говорят нам на встречах, что они уже делают то, о чем мы им рассказываем. Они уже связывают между собой предпринимательские сообщества. Это не может не вдохновлять. В Калининграде Анна Хан в свои 19 лет уже организует подобные события, не будучи частью какой-то организации или правительственной структуры. И это только один пример. Мы бы хотели, чтобы новый Startup Tour познакомил нас с другими такими русскими девушками и юношами, которые сами сколачивают команды, растущие снизу вверх.

– Сравнивая нынешний Startup Tour с прошлогодним, нельзя не отметить очевидные отличия. В прошлом году маршрут включал 15 городов, сейчас – 27, включая Астрахань, которую добавили в последний момент по просьбе губернатора региона.То есть количество городов выросло почти вдвое. Предполагается участие более 6 тысяч молодых ученых и стартаперов. Но это – количественные показатели. Что можно сказать о качественных?

– Во-первых, города лучше подготовились к Startup Tour. Прошлый раз, когда мы приезжали, иногда приходилось начинать с того, чтобы выдавать определение понятия «стартап», - и я не шучу. Сейчас – иное дело. Многие города, многие компании поучаствовали в прошлом году в Startup Village в Сколково. И они уже знают, чего ожидать от нового этапа.

– Как Вы можете об этом судить до начала Startup Tour?

– Я сужу об этом по их активности, по тем презентациям, которые они присылали. Сообщество бизнес-ангелов и инкубаторы гораздо более развиты. Хочу отметить очень активную работу министерства связи и массовых коммуникаций, способствующего созданию технопарков. Но дело не только в строительстве физических конструкций – зданий технопарков; все дело в том, как вы занимаетесь коучингом компаний в этих технопарках.

Второе, что хотелось бы отметить, – участие университетского сообщества. В прошлом году университеты почти не проявляли активности в этом отношении. Но ситуация сегодня изменилась.

Ну, и, наконец, я надеюсь, что местные СМИ, которые будут освещать Startup Tour, глубже разберутся в сути этой затеи. Мне вообще не хотелось бы, чтобы журналисты писали обо мне или о Startup Tour. Я бы хотел, чтобы журналисты побольше говорили с молодыми предпринимателями в городах. Нам нужны местные герои.

Если проводить аналогии, то роль Startup Tour – высечь искру, от которой возгорится огонь предпринимательской активности. И если в каком-то городе это пламя потухнет или будет гореть не слишком ярко, мы придем на помощь.

В то же время в некоторых городах дела уже сейчас идут очень неплохо. Новосибирск проявляет большую активность; в Казани исторически сильное сообщество стартаперов, не говоря уже о Санкт-Петербурге. Разумеется, мы стараемся поддерживать тех, кто нуждается в нашей помощи, а не тех, кто хочет, чтобы их поддерживали.

Startup Tour – это не конкурс красоты.

 

Полностью интервью с Пеккой Вильякайненом читайте в ближайшем номере журнала SkReview.