В Центре управления полетами в подмосковном Королеве под председательством вице-премьера  Дмитрия Рогозина во вторник прошло заседание Экспертного совета Председателя Военно-промышленной комиссии. Руководители Роскосмоса, представители крупнейших предприятий отрасли, бизнеса, ведущие эксперты обсудили перспективы развития российской ракетно-космической отрасли. Некоторые подробности заседания sk.ru сообщил его участник, исполнительный директор кластера космических технологий и телекоммуникаций «Сколково» Сергей Жуков

Дмитрий Рогозин, по словам г-на Жукова, выступил с очень внятным и убедительным планом реформы отрасли.  «Вице-премьер, по общему мнению, продемонстрировал ясное понимание того, какие задачи стоят перед космонавтикой в сфере бизнеса, обороны, решения других государственных задач», - констатировал собеседник sk.ru.

Вице-президент РАН и директор Института космических исследований Лев Зеленый, недавно назначенный председателем Совета РАН по космосу, рассказал об обновленной программе научных исследований, связанных, в частности, с лунными планами России. По мнению российского ученого, недавно открытые особенности лунных приполярных регионов делают их крайне интересными объектами для комплексных исследований – ведь все американские «Аполлоны» и советские автоматические лунные станции работали в экваториальной зоне. Николай Севастьянов, генеральный конструктор ОАО «Газпром космические системы»,  сказал о необходимости снижения цен на космическом коммерческом рынке.

Вполне понятно, что военные космические системы, которые надо менять раз в 7 лет, стоят дорого. Что касается гражданских систем, спутников, то в этом случае могут применяться стандартные, не столь затратные решенияразъяснил суть этой точки зрения Сергей Жуков.

По его словам, такой подход вполне вписывается в тенденцию уменьшения массы аппаратов при одновременном повышении их функциональности. Отметим, что из 112 компаний-резидентов космического кластера Сколково как минимум 6 занимаются малым спутникостроением.

Хороший анализ состояния дел в космонавтике дал бывший гендиректор и генеральный конструктор центра имени Хруничева Александр Медведев, ныне - вице-президент «Иркута». Аргументированные выводы содержались в выступлении замруководителя Фонда перспективных исследований Виталия Давыдова. Интересные вопросы, связанные с конкуренцией в космонавтике и контролем  качества, поднял доктор наук Алексей Гончар, бывший руководитель Конструкторского бюро точного машиностроенияподелился наблюдениями Жуков.

Экспертное сообщество на заседании в ЦУПе было представлено Сергеем Жуковым и Дмитрием Пайсоном из «Сколково», а также Сергеем Недорослевым из Экспертного совета Открытого правительства.

Мы говорили об общесистемных вопросах, о тех задачах, которые поставили перед российской космонавтикой структурные реформы. В пересмотре нуждаются функции Федерального космического агентства (с одной стороны, оно перестает управлять предприятиями, а с другой - наращивает составляющую, связанную со стратегическим планированием и контролем качества). Заново необходимо определить функционал создаваемой  Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК). «С учетом того, что в ОРКК войдут все отраслевые промышленные предприятия, корпорация станет крупным игроком не только на национальном, но и мировом уровне. Узкими местами при таком подходе могут оставаться недостаточные инновационность и конкурентоспособность отрасли. Я предложил участникам заседания некоторые идеи по решению этих проблем. В частности, нормативными документами должна оговариваться возможность участия  частного бизнеса в космической деятельности. Это приведет к возникновению конкуренции, в том числе, на рынке малых космических аппаратовубежден Жуков.

Партнером Фонда является группа «Даурии Аэроспейс», основанная предпринимателем  Михаилом Кокоричем. Две входящие в эту группу компании - «Даурия Спутниковые технологии» и «КлаудЕО» - резиденты космического кластера. На рынке «малоспутниковых» технологий работает и сколковская компания «Спутникс», свои решения предлагают «Азмерит», «Астрономикон», «Геоскан» и «Техком».

Для нас крайне важно, что эти компании постепенно становятся заметными игроками на рынке малых космических аппаратов разных назначенийсказал Сергей Жуков.

Сергей Жуков.Фото: из личного альбома

Глава космического кластера поддержал прозвучавшую на заседании инициативу создания молодежных КБ, в которых начинающие специалисты под руководством опытных наставников включились бы в проектирование реальных ракетно-космических систем, в том числе – на основе прорывных технологий «дальней перспективы».

Сколково - хорошая площадка для создания таких КБ, тем более что мы провели предварительные переговоры на эту тему с руководством НПО «Энергомаш». Мне представляется, что сотрудничество в создании молодежных КБ возможно и с партнерами Фонда, например,ОАО  РКК «Энергия» и ОАО «Информационные спутниковые системы имени Решетнева». «Сколково» позволит молодым людям не просто приобщиться к проектированию космических систем, а сделать это, как выразился собеседник sk.ru, «в условиях нового технологического уклада, при котором компании приобретают максимально возможное количество комплектующих на широком рынке, а не у специализированных производителей, как преждесчитает Сергей Жуков.

Таким путем идут, в частности, американская SpacеX (в начале декабря эта частная компания впервые вывела геостационарный спутник связи на орбиту, причем запуск обошелся в 50 млн долларов против 80 млн в случае с российским «Протоном»), а также британская SSTL.

В Сколково подобный технологический подход исповедует группа «Даурия Аэроспейс» Михаила Кокорича. Мы рассчитываем на то, что в ближайшее время в этом списке появятся и другие инновационные команды. Работа, которую мы проводим в рамках Фонда, становится пусть пока и не очень весомой в денежном выражении, но все более заметной частью развития российской космонавтикиконстатировал Сергей Жуков.