Прошедший Петербургской международный экономический форум подтвердил  интеллектуальное лидерство Фонда «Сколково» в комплексной теме интеллектуальной собственности в разрезе инновационного развития экономики.


В рамках основной программы ПМЭФ Фонд выступил организатором сессии «Глобальный режим интеллектуальной собственности глазами стран БРИКС». В круглом столе, модератором которого была телеведущая Марина Ким, приняли участие Антон Иванов, глава Высшего арбитражного суда, Игорь Дроздов, Старший Вице-президент по правовым и административным вопросам Фонда «Сколково», Суреш Прабху, Председатель совета по энергетике, окружающей среде и воде Индии, Цуй Чжиюань, Профессор Школы государственного администрирования и менеджмента Tsinghua University, Дафна Коллер, профессор Стэнфордского университета, сооснователь международного образовательного онлайн-проекта Coursera.org, Кимбалл Чен, Председатель и главный исполнительный директор, Energy Transportation Group, Николай Случевский, Президент Столыпинского центра регионального развития. В качестве комментатора на сессии выступил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Марк Шмулевич. Специально для круглого стола видеобращение, посвященное интеллектуальной собственности, записал профессор Гарвардской школы права Роберто Унгер.

Таким образом, среди собравшихся оказались представители и бизнеса, и органов государственной власти, и некоммерческих организаций. Разнообразной была и география участников: в первую очередь слово получили страны БРИКС  - страны развивающегося мира, который уже достиг определенного уровня технологического развития и уперся в «потолок» действующих на глобальном и локальном уровне режимов интеллектуальной собственности. Однако статусом-кво в этой сфере озабочен и крупный западный бизнес – представители США также призывают к изменениям.

Высокий интерес к проблемам охраны интеллектуальной собственности и оборота результатов интеллектуальной деятельности не случаен, внимания на этих вопросах в мире сосредоточено все больше, и России тоже пора более активно подключаться к международному диалогу. Именно интеллектуальные капитал сегодня является залогом экономического благополучия и ключевым инструментом в борьбе за мировое лидерство. Лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц: "Глобализация – это один из важнейших вопросов сегодняшнего дня, и интеллектуальная собственность – один из важнейших вопросов глобализации, особенно, учитывая, что мир движется в направлении экономики знаний. То, как мы регулируем и управляем процессами создания и доступа к знаниям, имеет центральное значение для успешного функционирования новой экономики, экономики знаний, и распределения выгод от ее работы. На кону сразу и вопросы распределения благ и эффективности". Именно эта цитата размещена на обложке исследования «Интеллектуальная собственность и развитие общества: время прагматики», которое было выполнено Фондом «Сколково» совместно с Высшей школой экономики и презентовано в мае этого года. Проблема интеллектуальной собственности поднимается Фондом на самом высоком уровне и в рамках других проектов: в качестве ключевой рекомендации от группы по инновациям «Деловой двадцатки» проблема реформирования режима интеллектуальной собственности была представлена Президенту России Владимиру Путину.

Во вступительном слове, открывая сессию на ПМЭФ, Антон Иванов отметил, что столь высокий интерес к правовым вопросам интеллектуальной собственности неслучаен – «собственный промышленный материал надо защищать». А ведь костяком современной экономики является именно производство интеллектуальных продуктов. Суреш Прабху обрисовал широкую картину постепенного движения человечества по инновационному пути. По сути, вся история жизни людей на земле – это история инновационного развития.  Однако современный стремительно усложняющийся мир требует все большего количества условий для того, чтобы инновации оказывались успешными. С одной стороны, необходим такой режим внедрения новшеств, который бы поддерживался всеми слоями населения и властями. В то же время, критично оказывается найти водораздел, который бы отсекал инновации, несущие вред человечеству, поддерживая инновации во благо.

Последнюю мысль подхватила Дафна Коллер. «Образование – один из видов интеллектуальной собственности, и мы совершаем в своем роде революцию в этой области. Образование никогда не было прерогативой большинства: сказывалась ограниченность ресурсов, природная человеческая склонность беречь и не давать. Но теперь мы открываем возможность большему количеству людей приобщиться к образованию самых высоких стандартов. И этим мы вносим неоценимый вклад в развитие! Эти люди станут источником инноваций и новых идей!» В доказательство своих слов Дафна рассказала историю о величайшем индийском математике 17-ого века, выходце из глухой деревни, которому случайно попал в руки учебник с азами математики – и именно он оказался отправной точкой для развития его гения. «Открытая система доступа к знаниям освобождает путь для появления новых интеллектуальных продуктов».

Игорь Дроздов отметил, что необходимо по-новому взглянуть на институт интеллектуальной собственности в поисках конкретного решения проблемы – каков баланс между интересами правообладателя и общества.  Интернет позволяет получить расширенный доступ к знаниям тем, кто раньше его не имел. Но далеко не всегда правообладатели готовы отдавать контент бесплатно, и далеко не всегда на пространстве всемирной сети их даже удается установить и выйти с ними на связь.

В США существуют примеры изъятия из законодательства об использовании объектов, охраняемых авторских правом, – они предполагают использование продуктов без согласия автора с выплатой ему вознаграждения или даже  без выплаты. В России сейчас также ведется работа над таким перечнем.  

Тем не менее, дискуссии только набирают оборот: на каких условиях, например, можно переносить книги на электронные носители, давать доступ к коллекциям виртуальных музеев?

Большое количество талантливых людей может создать что-то новое, получив доступ к образованию, но сейчас они просто исключены из процесса инноваций. Нужно создавать условия для такого доступа – но как в таком случае компенсировать потери правообладателей? «Я не уверен, что потери эти будут так уж велики, - говорит Игорь Дроздов. – Когда я был студентом, у меня просто не было возможности купить западный учебник и не было доступа к технологиям. Поэтому правообладатель на мне ничего и не потерял, и не заработал, а я в итоге так и не смог получить знания из этой книги. Поэтому, конечно же, надо продумывать схемы, которые, например, позволяет студентам читать книги бесплатно – без возможности скачивания, с экрана, ограниченное время – но все же читать, получать информацию!»

Профессор Цуи считает, что необходимо отходить от сужения системы защиты в сторону расширения института инноваций за счет новых альтернативных механизмов доступа к продуктам интеллектуальной собственности, их защиты и распространения. Ярким примером такого рода является концепция «копилефта», которая дает право использовать, изменять и распространять исходный продукт и производные от него. Система открытых кодов – мощнейший ресурс развития.

Кимбалл Чен, представитель крупного бизнеса, придерживается мнения, что существующий режим интеллектуальной собственности нуждается в модернизации. Вместе с тем, делать это надо осторожно – сфера слишком чувствительная, дискуссия очень сложна и на этическом, и на социально-политическом уровне. Ученые, по его мнению, должны консультировать государства, а бизнесу нужный стабильный и понятный правовой режим в этих вопросах. «Мы подали иск на целую отрасль в Верховный суд США и выиграли дело – но на это ушло 10 лет».

Существующая система неэффективна, потому и возникает проблема трансфера инноваций. «Мне самому приходилось сталкиваться с реальными случаями, когда изобретатель из Китая придумал химический компонент для энергетической промышленности, способный повысить эффективность но 40 %, - но не смог его запатентовать».

Николай Случевский еще более категоричен: «Приватизация общественного пространства особенно заметна именно в мире сельского хозяйства». Интеллектуальные права в области генетики отходят крупным компаниям. «99 % знаний, которые развивались народами в течение многих лет, крупные компании смогли запатентовать и получить все права на них». Таким образом, теряется и возможность диверсификации – в прошлое уходят десятки и сотни сортов различных культур.

Антон Иванов подвел итог, высказав предостережение против тенденции расширять список объектов, включенных в сферу защиты. «Роспатент начал патентовать рецепты изготовления блюд – это абсурд!». Он поддержал слова Игоря Дроздова о том, что необходимо распространение антимонопольного законодательства на использование объектов интеллектуальной собственности. Причем регулирование такого рода не отвергает сами права, но запрещает некоторые виды злоупотреблений ими в коммерческих целях – таких, например, как сокрытие патента.

В споре между правообладателями и третьими лицами также нельзя забывать о более фундаментальных и важных ценностях, чем имущественное право – о праве на жизнь, здоровье, свободу. Если умирающий человек не может купить дорогое лекарство, а производство более дешевых дженериков правообладатель блокирует -  очевидно, на чьей стороне находится правда.

Несомненно, в сфере новой экономики необходимо специальное международное регулирование распространения прав и информации. И здесь нам еще предстоит разработать механизмы, которые будут сохранять стимулы для изобретателей и правообладателей, не блокируя при этом развитие, а подстегивая его, и устанавливая справедливость. 

       

Игорь Дроздов:

 

  

Суреш Прабху:

  

Николай Случевский:

  

Размышления профессора Гарвардской школы права Роберто Унгера  

 

  

Фото с мероприятия >>>