Несколько полезных советов на этот счет дают Василий Белов и Игорь Богачев, руководители кластеров энергоэффективных и информационных технологий Фонда «Сколково».

  

  

Совет первый. В ваших презентационных материалах должна быть очень четко описана ценность предлагаемого проекта (value preposition). Чем ваш продукт отличается от того, что уже представлено на рынке? Этот тезис должен подтверждаться письмами о заинтересованности от трех потенциальных клиентов - желательно чтобы это были независимые организации исключительно коммерческой направленности. Это позволит инвестору увидеть, что вы отдаете себе отчет, в чем ваше конкурентное преимущество, понимаете, с кем будете  конкурировать  и знаете о своих клиентах, с которыми лучше начинать общение уже с самых первых этапов развития проекта.

 

Совет второй. Вам необходимо составить внятный и всесторонне обоснованный план выхода компании на безубыточность. Очень важно дать детальную оценку необходимых инвестиций в компанию,  вплоть  до наступления момента выхода на безубыточность. Надо показать инвестору, что вы знаете, из каких источников привлекать инвестиции, если они потребуются на более поздних раундах для финансирования деятельности компании до наступления этого момента.

 

Совет третий. Вы должны представить инвестору сбалансированную команду с четко распределенным функционалом (по направлениям: коммерция; R&D; финансы; кадры). Инвестор должен убедиться, что имеющиеся в наличии сотрудники способны обеспечить решение всех ключевых задач. В идеале эти сотрудники должны быть  совладельцами компании, либо иметь долгосрочную систему мотивации с некой моделью опционов.

 

Совет четвертый. Маловероятно, что инвестор на слово поверит заверениям в том, что вам удалось добиться больших успехов в разработке проекта - вам необходимо документально подтвердить достигнутые результаты. Экспертиза в независимых лабораториях и ведущих зарубежных исследовательских институтах является идеальной демонстрацией и подтверждением ваших достижений даже на самых ранних этапах деятельности вашей компании.

 

Совет пятый. В заключение хотелось бы обратить ваше внимание на вопросы защиты интеллектуальной собственности. В вашей презентации  должна быть четко определена стратегия в этой области, затрагивающая следующие аспекты:

  1. Не столкнется  ли ваш проект в будущем с ограничениями, которые  создают другие компании, которые уже защитили свою интеллектуальную собственность? К моменту общения с инвестором вы должны провести патентный поиск  и определить патентный ландшафт, в котором вы оперируете.
  2. Достаточно ли существующих патентов для завершения исследований и получения первого образца  и начала коммерциализации?
  3. Вам необходимо сформулировать план защиты интеллектуальной собственности (ИС), отвечающий, в частности на следующие вопросы: на какие территории и  юрисдикции распространяется система мер по защите ИС, какова их стоимость и кто будет являться вашим консультантам в этой области.

  

Следование этим нехитрым советам существенно повысит ваши шансы привлечь инвестиции от венчурных фондов и корпоративных фондов поддержки инноваций. Безусловно, этот перечень можно было бы продолжить, но мы видели своей задачей обратить ваше внимание на основные вопросы, которые далеко не всегда находят отражение  в презентационных материалах инновационных компаний.