Дмитрий Медведев принял участие в пленарном заседании Х Красноярского экономического форума «Россия: карта перемен»

 

Стенограмма:

Д.Медведев: Всем ещё раз добрый день! Привет! Надеюсь, что москвичи проснулись. Я вспоминаю, как выступал здесь же, это было практически пять лет назад. Эта площадка для меня особенная. Форум начинался чуть раньше, и огромное количество гостей из Москвы сидело с полузакрытыми глазами. В этот раз устроители форума поступили более гуманно, поэтому надеюсь, что мы сможем обсудить нашу текущую жизнь, планы на будущее.

Действительно, пять лет назад я выступал здесь с определённым программным заявлением, сформулировал своё видение развития страны на ближайшие годы и представил концепцию так называемых четырёх «И»: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции. Но потом к этому добавилось пятое «И» – интеллект. Считаю, что в общем все эти пять «И» не утратили актуальности с той поры. Сегодня можно поговорить и о том, что было сделано за эти годы и чего не сделано, что у нас получилось и что не получилось. Но самое главное – надо говорить о том, как мы будем двигаться дальше.

Две недели назад я утвердил «Основные направления деятельности Правительства до 2018 года». Работа будет вестись и уже ведётся в новом формате, в формате так называемых государственных программ. Определены конкретные целевые показатели, необходимые для достижения этих целевых показателей ресурсы. Это программы развития и промышленности, и сельского хозяйства, модернизация образования, здравоохранения, обеспечение экологической безопасности и многие-многие другие программы. Не хочу тратить время на повторение очевидных и для власти, и для бизнес-сообщества, здесь присутствующего, и для экспертов выводов о том, какие факторы сейчас превалируют в мировой экономике, говорить о нестабильности, неопределённости, – вы и сами всё это отлично знаете.

Но ясно то, что возврат к так называемой докризисной модели роста, во всяком случае в нашей стране, наверное, и во многих других странах уже невозможен. Надо искать новую модель. В нашем обществе созрел весьма устойчивый и, надо признаться честно, справедливый запрос на иное качество жизни в широком смысле этого слова, на иное качество образования, здравоохранения, всей социальной сферы. Власть не может этого игнорировать. И здесь обычными бюджетными инвестициями не обойтись. Обо всём этом я говорил не так давно в Москве на так называемом Гайдаровском форуме, потом в Давосе на соответствующем форуме и затем нарасширенном заседании Правительства. Повторяться на эту тему не буду, но скажу лишь то, что принципиально важно: подобный вызов не мог возникнуть в слаборазвитом и бедном государстве. Скажем так, лет 15 назад у нас такой вызов сформироваться в нашем обществе не мог, потому что мы ещё слишком слабы были. Этот запрос говорит и о росте благосостояния людей, и о продвижении страны вперёд, но чтобы ответить на него, нужно обеспечить устойчивое развитие, добиться экономического роста темпами не менее 5% в год. Задача сверхсложная. Нас всё время критикуют за эту амбициозную задачу, но и я, и мои коллеги уверены, что она решаемая. Более того, если мы её не решим, мы не сможем выполнить всё, о чём договаривались. Мы, конечно, должны заниматься повышением эффективности нашей экономики в целом, улучшением государственного управления, должны воспользоваться очень существенным ресурсом – нашим гражданским обществом.

Теперь о конкретных задачах. Первая задача, к сожалению, для нас постоянная, но тем не менее она всё равно первая – это энергичные шаги для улучшения инвестиционного климата. Как известно, инвестклимат определяется различными параметрами. Главное мерило состояния делового климата в стране – это отношение самого бизнеса. Как бизнес его чувствует, такой климат и есть. Не индикаторы всякие, не рейтинги и не заклинания со стороны властей, а отношение самого бизнеса. Я думаю, что это абсолютно очевидно. Оценка со стороны инвесторов того, насколько последовательна и предсказуема политика государства, решения регуляторов, действия правоохранительных органов, эффективность самой судебной системы, эффективность надзорных и контрольных служб, эффективность компаний, от которых зависит развитие бизнеса по стране в целом, включая инфраструктурные компании, – всё это влияет и на ведение бизнеса, и на принятие инвестиционных решений. Не случайно здесь, в Красноярске, год назад началось обсуждение национальной предпринимательской инициативы. Фактически сам бизнес сформулировал повестку дня для Правительства. Дорожные карты по подключению к энергосетям, получению разрешения на строительство, таможенным делам, поддержке экспорта, развитию конкуренции и регистрации собственности – эти дорожные карты уже в действии. Поставленные цели сопровождаются показателями, как можно измерить их достижения. То есть мы получили управленческий механизм. Да, конечно, он не идеальный, но тем не менее в основе этого механизма лежит реальный общественный запрос и этот механизм в целом работает.

Не всё идёт гладко. Нужно найти консенсус между различными силами при утверждении дорожных карт, потому что по понятным причинам очень часто представления государственных структур и бизнеса расходятся, и задача ведомств, задача Правительства – соединить эти подходы. И, во-вторых, есть вопросы к выполнению дорожных карт – и к срокам выполнения, и к сути происходящих изменений.

На подходе так называемая вторая волна этих дорожных карт. Она касается процедур регистрации предприятий, доступа малого и среднего бизнеса к закупкам компаний с государственным участием, повышения качества регуляторной среды и совершенствования налогового регистрирования. Все эти карты, ещё раз говорю, на подходе. Крайне важно, чтобы ответственность за конкретные результаты не размывалась между различными структурами. Меняться должна практика применения, а не только ведомственные отчёты. Необходим и постоянный мониторинг, что сделано, как сделано, в какие сроки всё это происходит. Мониторинг в любом случае будет проходить постоянно, причём – и хотел бы это также специально подчеркнуть – он должен происходить путём опросов предпринимателей, потому что это главный индикатор того, что мы делаем. Всё, что обещано, должно быть исполнено.

И ещё одна амбициозная идея – к 2018 году войти в двадцатку наиболее благоприятных для предпринимательской деятельности экономик. Эту цель тоже никто не отменял. Для этого нужно продвигаться по всем направлениям, улучшая наши показатели по различным составляющим делового климата, а это сделать можно, потому что по целому ряду направлений, вы знаете, мы продвинулись очень неплохо – на 40, на 50 позиций буквально за один год. Значит, эти задачи решаемые. И ещё очень важно всё-таки уметь себя правильно презентовать, потому что восприятие России – не наше восприятие, а восприятие, скажем, из-за границы – очень часто основано и на ложных тезисах, и на фантомных представлениях о советской экономике и советской политической системе, это мы тоже знаем неплохо.

Второе. Чтобы конкурировать глобально, чтобы построить инновационную экономику, необходимо изменить наш подход к образованию в системе компетенций. Сегодня практически во всех отраслях стоит проблема кадров. Предприятиям приходиться инвестировать в переквалификацию уже подготовленных специалистов, многие выпускники не могут найти работу по специальности. Мы должны учиться лучшему у самых лучших, не забывая, конечно, и о наших традициях, но тем не менее привносить новые формы образования, новые формы подготовки инженеров, менеджеров, подготовки тех, кто будет создавать конкурентную среду, соревноваться, конечно, и на российском рынке, и на внешнем рынке. Работодатели, профессиональные сообщества должны участвовать в формировании требований к качеству знаний. Мы вчера об этом говорили, когда я проводил попечительский совет двух наших первых федеральных университетов, которые были созданы пять лет назад, даже чуть больше, – Сибирского федерального университета и Южного федерального университета. Важно, чтобы бизнес не уходил от образования. Сейчас, кстати, это понимание есть, по-моему, практически у любого современного бизнесмена. Я считаю, что лидеры нашего IT-рынка уделяют этой сфере определённое внимание. Это правда. Работают со школами, создают базовые кафедры, даже факультеты создают, причём не только в Москве и Петербурге, но и в других городах, что особенно важно. Эти примеры должны становиться нормальной практикой не только для IT-бизнеса, но и вообще для бизнеса в целом. Я рассчитываю, что в результате дискуссий, обмена опытом на форуме родятся интересные предложения. Коллеги из Агентства стратегических инициатив учтут их в дорожной карте по созданию национальной системы компетенций и квалификаций.

Третье. Это последовательное создание современной инфраструктуры, критически важная вещь для нашей страны. Особенно остро все это понимают, находясь в Сибири. Но сначала о транспорте. Цель понятная – это повысить связанность территорий, улучшить транспортную доступность, развивать международные транспортные коридоры, увеличивать скорость доставки пассажиров и грузов, выявлять и ликвидировать узкие места, использовать резерв повышения пропускной способности и на автомобильных, и на железных дорогах. Показатель транспортной подвижности населения должен быть увеличен в 2018 году на 40%, а объём экспорта транспортных услуг – в 1,8 раза. Очевидно, что в нашей самой большой, самой протяжённой в мире стране принципиальное значение имеет развитие региональной и местной авиации. Я проводил несколько совещаний в последнее время на эту тему. На государственном уровне был принят целый ряд решений, пилотный проект уже реализуется в Приволжском округе. Дальнейшие действия будут направлены на расширение маршрутной сети и снижение стоимости авиаперевозок, в том числе за счёт создания условий для работы низкобюджетных авиаперевозчиков. Это очень важно с учётом того, что, ещё раз говорю, у нас страна действительно в этом смысле уникальна.

Что касается энергетической инфраструктуры. Сибирь обладает колоссальным потенциалом, это банальность, но это именно так. В Красноярском крае на полную мощность выводится Ванкорское нефтегазовое месторождение, которое служит ресурсной базой для трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Крупные центры газодобычи появляются в Иркутской области на базе Ковыкты, в Якутии – на базе Чаяндинского месторождения. Всё это должно дать дополнительный импульс газификации регионов и росту перерабатывающей промышленности. Стратегически важную роль в добыче углеводородов будут играть проекты по освоению Арктического шельфа. Для всех этих проектов принципиально важна система налоговых льгот, которая в этом году будет закреплена на долгосрочной основе. Мы это сделаем.

Несмотря на доминирующую роль гидроэнергетики в Сибири, есть тем не менее значительный ресурс для её дальнейшего развития. Объём мощности потенциальных гидроэлектростанций Сибири превышает все действующие электростанции региона. В прошлом году введена в строй первая очередь Богучанской гидроэлектростанции –  одной из крупнейших в России. В этом году станция должна выйти на полную проектную мощность. Необходимо усиливать и межрегиональные связи, в том числе перетоки Сибирь–Урал и в перспективе – Сибирь – Дальний Восток. Это позволит повысить эффективность Единой национальной электрической сети под координацией создаваемой управляющей компании «Российские сети».

Проекты развития инфраструктуры требуют огромных инвестиций. Огромных инвестиций! И мы с вами понимаем, что только бюджетными деньгами здесь не обойтись. Необходимо активно использовать потенциал государственно-частного партнёрства, создавать условия для привлечения длинных денег. Это, в частности, позволит в ближайшие 10 лет удвоить объёмы дорожного строительства.

Мы завершаем подготовку изменений в нормативную базу, которая предусматривает возможность финансирования, создания объектов инфраструктуры за счёт инвестора. В последующем его затраты будут компенсироваться из бюджетных средств, формируемых в результате дополнительных налоговых поступлений от реализации таких проектов. Так называемый механизм TIF(Tax Increment Financing, финансирование публичных инвестиционных проектов за счёт роста местных налоговых доходов). Для этого может быть задействован и такой инструмент, как Инвестиционный фонд Российской Федерации.

Также в Правительство внесён проект федерального закона, он касается основ государственно-частного партнёрства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, который устанавливает правовые и организационные условия для привлечения в экономику субъектов частных инвестиций.

Принято принципиальное решение о расширении возможностей институтов развития, а также об использовании в инвестиционных целях части ресурсов пенсионных фондов – конечно, при обеспечении сохранности пенсионных накоплений, этим мы поступиться не можем. Обязательный критерий – окупаемость подобных проектов. Понятно, что по инфраструктурным проектам эти сроки весьма длительные – это и 15, и 20 лет, и больше иногда, но уже сегодня мы можем предлагать такую нормативно-методическую схему, которая позволит оптимально распределить риски между государством, инвестором, строителем и оператором инфраструктуры.

Четвёртое. Нам предстоит создать на внутреннем рынке устойчивый и долгосрочный спрос на изобретения, умные технологии. Чуть более года назад, в декабре 2011 года, была утверждена «Стратегия инновационного развития России до 2020 года». В результате совместной работы государства, бизнеса, образования доля предприятий, которые осуществляют технологические инновации, должна вырасти до 25%, а по отдельным секторам – до 40% к 2020 году.

Уже построены главные звенья системы по продвижению новых разработок – от их создания до внедрения в производство. В её основе – институты развития и законодательство, которое призвано сделать более комфортными условия ведения инновационного бизнеса. Это касается дерегулирования и снятия бюрократических ограничений в сфере налогового законодательства и страхования рисков. Но впереди на эту тему ещё много работы, хотел бы это специально подчеркнуть.

Что ещё важно? 60 крупнейших компаний с государственным участием сформировали программы инновационного развития. В течение 2011, 2012, 2013 годов их финансирование, финансирование этих программ составит весьма значительную для нашей страны сумму – порядка 3 трлн рублей. Причём это компании, которые дают около трети российского промышленного производства, более 20% валового внутреннего продукта. Цифра очень серьёзная. Я надеюсь, все эти показатели будут выполнены. Главное, чтобы тем не менее эти средства не растворялись, не уходили в песок, а пошли в дело.

Для получения максимальной отдачи от этих инвестиций в рамках государственно-частного партнёрства действуют 32 технологические платформы. Необходимо сконцентрировать ресурсы вокруг прорывных проектов в таких сферах, как информационно-коммуникационные технологии, космические технологии, ядерные и радиационные технологии, биотехнологии, конечно, энергетика, электроника и машиностроение. Например, в рамках технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов» начато освоение в промышленных масштабах переработки битумов в качестве альтернативных источников нефти, ведётся подготовка к строительству первой установки для конверсии газа, который сжигается на отдалённых скважинах.

Госкорпорации «Росатом» предстоит провести масштабную модернизацию отрасли, сформировать стратегию технологического лидерства на энергетических и неэнергетических рынках. Задача госкорпорации в целом – войти в большую двадцатку мировых инновационных компаний. Как мною уже было сказано, сформирована сеть институтов развития для коммерциализации научных разработок. Я имею в виду, конечно, Внешэкономбанк, «Роснано», Российскую венчурную компанию, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ряд новых институтов.

Отдельное направление – это поддержка вузовской науки и молодых учёных, создание при высших учебных заведениях малых инновационных предприятий. Вчера мне сказали, что в так называемом инновационном поясе Сибирского федерального университета – около 40 малых предприятий, но это не так много всё равно, это совсем не предел. Здесь есть направление, в котором можно развиваться. Нам нужна бóльшая открытость вузов и лабораторий, их готовность приглашать учёных и преподавателей со всего мира, не стесняться и не бояться этого, не бояться конкуренции, что зачастую случается в деятельности наших университетов, применять международные критерии оценки. Думаю, что открытые исследовательские структуры в области критически важных технологий, куда для работы могут приезжать учёные, имеет смысл создавать во всех крупных вузах нашей страны. Опять же здесь нечего стесняться. Опора на собственные силы – это не наш путь развития, мы должны заимствовать всё полезное, что есть в мировой практике, стать открытой в этом смысле страной, имея в виду и межвузовское общение.

Общий объём финансирования государственных научных фондов должен достичь к 2018 году 25 млрд рублей. Кстати, когда мы несколько лет назад заговорили о необходимости создания инновационных центров по стране, включая такой проект, как «Сколково», многие нам не верили, считали, что это зря, что из этого ничего не должно получиться. Тем не менее в самом «Сколково» сейчас около 800 участников, среди них предприятия из 44 регионов России, аккредитовано 49 венчурных фондов – и российских, и иностранных. Важным компонентом успеха является высокий интерес крупных компаний к проекту. На данный момент 24 корпорации готовы вложить порядка 30 млрд рублей в создание RnD-центров на территории этого международного инновационного центра, из них 16 – это международные компании. Вместе с MIT (Massachusetts Institute of Technology – Массачусетский технологический институт) создан институт науки и технологий. Хотел бы также подчеркнуть, что, конечно, «Сколково» – это принципиальная, но лишь одна из точек роста. Прямо хотел бы сказать, что очень важно, чтобы инновационная деятельность, активность наша распространялась в территориях, а не замыкалась Москвой, Петербургом или какими-то традиционными центрами. Есть Томск, есть Новосибирск, есть Казань, наконец, есть Красноярский край, где мы сейчас находимся, который стал одним из учредителей Ассоциации инновационных регионов России. Я считаю, что сама по себе эта ассоциация хорошая штука, хорошая инициатива. Принципиально важно анализировать и распространять зарубежный опыт и распространять наши региональные практики. Повторюсь, что мы исходим из того, что только массовое внедрение инновационных технологий сможет обеспечить требуемые темпы роста и позволит изменить социальную сферу, позволит провести структурную модернизацию отраслей, которые связаны с человеческим капиталом.

Пятое, что хотел бы сказать, государство должно быть открытым (сейчас это вроде все понимают), но не только открытым, но ещё и удобным, и понятным для людей. Речь идёт о совершенствовании государственного управления. Без этого (и, кстати, с этим согласны все, надеюсь, присутствующие) мы не сможем двигаться вперёд. В ближайшее время мы должны сделать несколько конкретных шагов. Какие это шаги? Во-первых, это расширение объёма открытых данных о деятельности органов власти всех уровней. Это реализация национального плана действий по внедрению механизмов открытого государственного управления. Это постоянный гражданский контроль в сфере государственных закупок и инвестиций. Я в этом смысле весьма признателен Экспертному совету при Правительстве, который активно трудится. Я уверен, что подобные экспертные площадки есть во всех регионах, и нужно активно использовать их предложения. Важно анализировать при этом не только проекты законов и государственных программ, но и следить за правоприменением, опираться на мнение людей, которые представляют разные социальные группы, которые представляют профессиональные сообщества, которые представляют разные регионы.

Вообще, система Открытого правительства, конечно, не панацея от всех бед, иногда ей почему-то присваивают несуществующие функции, но тем не менее она последовательно набирает обороты. И для того чтобы эта система развивалась, мы с вами должны усвоить одну простую вещь: это правительство может быть открытым, только если его образуют все – не один человек, не отдельное ведомство какое-то, а вся корпорация государственных служащих. Но инициатив со стороны государства мало, нужны эффективные коммуникации и совместная работа со структурами гражданского общества, с неправительственными организациями. Как совершенно справедливо было отмечено недавно, следующий шаг после открытости – это понятность того, что мы делаем. Люди должны понимать, какие решения мы принимаем, во имя чего они принимаются. Только в этом случае мы вправе ожидать эффективности в исполнении этих решений.

Уважаемые коллеги! То, что я перечислил, это, конечно, не полный перечень действий, которые нам нужно будет совершить. Я знаю, что вчера на форуме начала работать так называемая молодёжная площадка. Это хорошая черта нашего Красноярского форума. Хотел бы услышать, какие предложения сформулировали наши молодые лидеры. Может быть, их ви́дение отличается от того, что нами предлагается. Мы готовы к тому, чтобы поменять какие-то подходы. Также мне показалось интересным, что в рамках Красноярского форума проходит так называемая дискуссия по глобальному управленческому вызову, чемпионат по стратегическому менеджменту и управлению бизнесом: с помощью соответствующих моделей создаётся образ рынка, на котором конкурируют команды. Причём глубину управленческих решений оценивает компьютер, с которым, по понятным причинам, договариваться невозможно.

В прошлом году в национальном чемпионате, как мне рассказали, приняли участие 20 тыс. человек из десятков регионов. Эту инициативу поддерживали  ВЭБ и АСИ. Победившая команда – она представляла группу компаний «Самотлор» – поехала на мировой чемпионат, где соревнуются сильнейшие команды из десятков стран, и на этом чемпионате стала первой. Это приятно на самом деле.

Ещё одна история. Так называемый Imagine Cup – престижный международный студенческий конкурс технологических стартапов, который проходит при поддержке Microsoft: наши команды стабильно показывают высокие результаты. И ближайший этот кубок пройдёт в Петербурге в июле этого года – тоже достаточно знаковая, хотя, может быть, не столь значительная тема. Именно в таких ребят, в их интеллект, а стало быть, в наше будущее мы и должны инвестировать. Именно для этого создаются наши инновационные центры – для того, чтобы бороться за потенциальных лидеров будущего.

Как известно, и небольшую компанию, и крупную корпорацию, и целое государство делает слабым недостаток не в деньгах, а в людях и в дарованиях. Об этом когда-то применительно к государству говорил ещё Вольтер. Да, мы конкурировали и будем конкурировать со всем миром, если хотим быть современными и эффективными. Конкурировали и конкурируем за товарные рынки, за капитал. Но главное, за что мы должны конкурировать, – мы должны бороться за человека, за то, чтобы самые высококлассные специалисты, наши специалисты, жили и работали в нашей стране. Спасибо вам.

   

Источник: правительство.рф