Планируется, что «Сколково» будет «умным городом». Территория, где разместятся технопарк, университет, объекты социально-культурного назначения и жилые микрорайоны, должна будет стать удобной для работы и отдыха, экологически чистой, комфортной и, конечно же, безопасной. При этом весь комплекс должен оставаться открытым для посещения всеми желающими. В фонде «Сколково» есть департамент по развитию «умного города». Его директор Александр Беспалов рассказывает о работе департамента и чертах будущего «умного города» Сколково.

Intelligent Enterprise: Каковы задачи вашего департамента?

Александр Беспалов: Основная задача — интеграция, выработка согласованной политики, единого порядка реализации различных программ фонда. В проекте принимает участие множество организаций, и сам фонд имеет сложную структуру. Пять кластеров: ИТ, БиоМед, ЭнергоТех, Космос, ЯдерТех. Они имеют собственные задачи, видение, интересы. Их работа должна быть учтена, когда речь идет о комплексных концепциях, в том числе и в разработке «умного города».

Сколково — уникальный проект. Существуют отдельно университеты, технопарки, жилые районы и системы их охраны, в некоторых городах есть системы мониторинга транспорта, но такого комплекса нет. Есть отдельные решения по безопасности — техногенной, транспортной, общей, информационной, — но в единую систему они не связаны. Наша задача — собрать их в единое целое.

Существенно, что Сколково в целом рассматривается как полигон, город-лаборатория. По сути, город является «шестым кластером», крупнейшей лабораторией для участников проекта в части постоянной разработки и коммерциализации новых энергоэффективных, информационных, коммуникационных, медицинских, образовательных и иных технологий, где будут опробоваться различные методы, подходы, в том числе и к проектированию комплексных объектов с обеспечением безопасности. Коммерциализация результатов, масштабирование опробованных здесь решений в других городах страны — это большая задача на будущее, которая тоже требует координации усилий всех заинтересованных сторон с самого начала.

Есть текущие задачи: безопасность работы самого фонда «Сколково», информационная безопасность, обеспечивающая требования документооборота, конфиденциальность выполняемых проектов. Необходима безопасность территории уже сейчас, когда там идет строительство.

К стратегическим задачам относится разработка и реализация концепции безопасности.

Кто будет реализовывать концепции, кто разрабатывает системный проект?

Первоначально концепция разрабатывалась ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России». К ней оставили свои замечания ФСБ и МВД России. На основании этой концепции сейчас разрабатывается системный проект комплексного обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности Сколково.

Исполнитель системного проекта — консорциум. Ответственный исполнитель системного проекта — ЗАО «Российская корпорация средств связи». В консорциум входят подрядчики, уже имеющие опыт реализации собственных аналогичных проектов, хотя бы частично решающих поставленные задачи. Мы создали экспертно-консультативный совет, привлекли в него ведущих специалистов фирм-исполнителей, ученых. Кроме того, в фонде образовали управляющий комитет по реализации программы «Умный город» из руководителей заинтересованных департаментов для координации наших общих усилий.

В чем особенность этого комплекса как объекта охраны? Какие меры критичны для создания безопасной среды?

Город совершенно открыт, а меры безопасности не должны доминировать. Человек не должен постоянно ощущать себя под прессингом. Полицейские с дубинками и собаками на улицах — это точно не годится. Безопасность должна быть обеспечена нетрадиционными методами и касаться всех видов услуг, необходимых людям: транспорта, ЖКХ, медицины, досуга и др.

В системном проекте вырабатываются такие требования к конструкции зданий и сооружений, которые обеспечат безопасность и самих объектов, и их инженерно-техническую инфраструктуру. В концепции определена градация угроз — техногенных, экологических, террористических, криминальных. Разрабатываются модели угрожающих ситуаций, модели нарушений общей безопасности в целом и по отдельным категориям. На этой основе создается политика безопасности, определяются требования к системам защиты.

Информация по вопросам безопасности должна передаваться в соответствующие структуры и информационные центры МВД, МЧС, ФСБ, в том числе и по вопросам борьбы с терроризмом. По типам ситуаций должны быть определены регламенты и алгоритмы взаимодействия.

Наиболее приоритетна и сложна антитеррористическая защита. Она будет реализована в тесном контакте собственных служб безопасности Сколково, ФСБ, МВД, МЧС. Очень важно законодательно закрепить форму этого взаимодействия различных служб. Обеспечение безопасности — вопрос не столько технологический, сколько организационный. Какие технические средства есть для решения определенных задач, все профессионалы знают. Но вот кто должен информацию собирать (в том числе с датчиков, видеокамер), куда и как ее передавать, как ее затем обрабатывать и кто примет первоочередные меры при ее поступлении? Все это нужно определять и закреплять формально, и здесь потребуются специальные регламенты взаимодействия.

Современные системы видеонаблюдения могут качественно распознавать потенциально опасные ситуации; оставленные предметы; людей с настораживающим поведением. Но самое главное — кто должен реагировать? Какими методами? Кого привлечь в помощь?

Это ключевые вопросы. Именно они и решаются при разработке системного проекта. Готовятся нормативные документы, которые определят порядок такого взаимодействия. В основном это взаимодействие между администрацией города и силовыми ведомствами. Есть и другие вопросы, тоже в основном организационного характера. Возьмем охрану жилья, квартиры. Можно поставить объект на охрану, но для этого требуется заключить несколько договоров. Мы предполагаем, что в Сколково единая компания должна оказывать все услуги по охране населения, занимаясь и эксплуатационным обслуживанием технических средств охраны, и наблюдением, и передачей информации, и принятием мер в случае угрожающих ситуаций.

Район «Академический» в Екатеринбурге — хороший, а главное, уже действующий пример, показывающий, что можно сделать для обеспечения безопасности жилых кварталов. В районе нет полиции, только вневедомственная охрана. У жителей на мобильных телефонах есть кнопка вызова этой службы. В любой ситуации человек по ней вызывает единую охранную диспетчерскую и получает помощь. Заблудившийся ребенок также просто вызывает диспетчера, тот просит его описать местонахождение, поднять руку и сразу идентифицирует в системе видеонаблюдения. Дальше не составляет особого труда проинструктировать ребенка и довести его до дома. Такие комплексные организационно-технические меры обеспечения безопасности жителей — именно то направление, в котором мы намерены двигаться.

Вопрос о техногенной безопасности — это взаимодействие с МЧС. Холодильное оборудование, газовое, энергоснабжение — в проектирование этих объектов тоже закладываются такие требования, чтобы можно было получать упреждающую информацию о работе этих объектов.

Есть еще одна специфическая проблема. Основа проектирования инженерных систем — это ГОСТы, определяющие порядок эксплуатации объектов ЖКХ, систем энерго-, тепло-, водоснабжения, всех городских коммуникаций. Уже на этапе проектирования с внедрением инновационных решений мы должны предусмотреть, что использование в строящихся объектах современных технологий, возможно, потребует отклонений от этих ГОСТОв. Эти вопросы нужно решить с регулирующими органами, с Ростехнадзором в частности, уже на этапе проектирования.

Управление энергопотреблением, генерацией — будут ли предусмотрены средства для его реализации в Сколково? 

Вопросы централизованного мониторинга сетей, в том числе энергетических, очень важны. Предполагается централизовать управление ими и принимать меры при получении упреждающей информации о возможном сбое. Системы мониторинга должны определять точное местонахождение неисправности, узел или устройство, в которых она может возникнуть, определять уровень опасности и принимать меры к устранению сбоя.

С другой стороны, системы централизованного управления сетями должны допускать индивидуальную настройку абонентских датчиков в квартирах. Все изменения, сделанные жильцами, должны быть видны диспетчерам. Более того, оператор-диспетчер должен иметь возможность урегулировать ситуацию. Кроме этого, будет создан объединенный центр оперативного управления. Он занимается постоянным мониторингом и управлением по основным ключевым позициям, не только в инженерных сетях и сооружениях, но и за различными системами жизнеобеспечения, включая транспорт, безопасность и др. Этот же центр играет роль единого портала, куда могут обращаться граждане с проблемами, замечаниями, наблюдениями, в том числе по безопасности. Операторы центра в случае необходимости переадресуют запрос или информацию соответствующим службам по линии ответственности.

Первая ступень сбора данных для разнообразных «умных» систем управления — это датчики, будь то датчики движения транспорта или датчики температуры на батареях. А дальше нужна система связи, по которой сигнал пойдет к коммутационному узлу. Узел по определенным правилам пересылает сигнал на следующий уровень, например в центр управления объектом. Разработана концепция построения информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в Сколково. В генплане уже отражена структура организации систем связи.

Услуги по обеспечению безопасности (поставить видеокамеры, датчики движения и вывести сигнал на мобильный телефон владельца) уже предоставляются, это стало реальностью. Человек может сразу сам определить, что случилось — ложное срабатывание или действительно взлом, например. Но что дальше? Как вызвать группу быстрого реагирования? Куда обратиться, если помещение затапливается водой или возник пожар? Здесь тоже очень важны вопросы взаимодействия служб, как силовых ведомств, так и коммунальных.

Какие еще нововведения вы собираетесь реализовать в «умном городе»?

Для комфорта и удобного проживания важен оператор, который агрегировал бы услуги. Большинство из нас платит отдельно за телевизор, телефоны, Интернет, спутниковую антенну. Агрегатор услуг мог бы проводить все эти платежи централизованно. В Сколково предполагается весь пакет услуг рекомендовать жителям как целое, оставляя тем не менее возможность покупать услуги и по отдельности.

Этот виртуальный сервис-провайдер будет работать по разным схемам, по различным договорам, полную унификацию никто не собирается вводить. Однако эти же провайдеры смогут проводить и остальные житейские платежи, услуги ЖКХ в том числе. Наша задача — найти оптимальные варианты оказания таких услуг. Пока что действующие единые расчетные центры — явно недостаточно «единые». Например, датчики расхода воды, уже установленные во многих квартирах, никакой линии связи для передачи данных не имеют. Данные с них считываются вручную. Максимум, что сделано, — возможность самостоятельно вводить данные о расходе воды через Интернет. Потом периодически должен приходить представитель управляющей компании и сверять показания. Эта ситуация, мягко говоря, несовременна и малоэффективна.

В Сколково мы бы хотели действовать иначе, обеспечивая автоматический сбор данных и агрегированную оплату услуг. Многим людям уже сложно уследить за всеми платежами, которые они должны совершать, причем с разной периодичностью. Виртуальный сервис-провайдер мог бы взять на себя отслеживание правильности платежей и уплаты по ним.

Использование автоматических счетчиков тепла, воды, электроэнергии, передача данных от них в расчетные центры ставят особые требования перед системами безопасности. Защита персональных данных по закону лежит на операторе, предоставляющем услуги. Потребитель должен быть уверен, что его счета не были взломаны или искажены, и иметь инструменты проверки. К общим вопросам информационной безопасности мы относим защиту от вирусов, компьютерных атак. Мы сотрудничаем в этой области с ФСБ и ФСТЭК и надеемся на их помощь.