У Международной гимназии «Сколково» в нынешнем году первый юбилей, ей исполнилось 5 лет. «Мы готовились к 2020 году как к праздничному и необычному, - говорит директор гимназии Оксана Демьяненко. – Год действительно получился необычный, но далеко не праздничный, и очень непростой. Этот юбилей мы точно запомним».

Подводя в интервью Sk.ru первые итоги юбилейного года в условиях пандемии коронавируса, Оксана Демьяненко и ее коллеги отмечают не только те проблемы, с которыми столкнулась гимназия, но и те не менее неожиданные обретения, которые дало преодоление трудностей. Главным человеческим достижением стало сохранение коллектива и то, что удается удерживать заболеваемость. Главное профессиональное достижение – гимназия налаживает совершенно другой формат образования, который, как убеждена директор, после пандемии станет обыденностью, когда учеба происходит параллельно очно и онлайн. Наконец, и педагоги, и дети совершили за этот неполный год заметный качественный скачок в цифровых компетенциях.

Директор Международной гимназии Сколково Оксана Демьяненко: «Этот юбилей мы точно запомним». Фото: Гимназия Сколково

Но для этого потребовалось, среди прочего, вести борьбу за устойчивость технологических платформ, устойчивость связи, психологическую устойчивость коллектива, что было бы невозможно стойкости, проявленной студентами и их родителями.

В этой борьбе объективно были и потери. На карантине не проведешь соревнований в гимназическом бассейне. Спорт на удаленке (или в дистанте, как это предпочитают называть собеседницы Sk.ru) труднореализуем. И столь же трудно обеспечить социализацию вне стен гимназии, включая стажировки и волонтерские проекты, в которых сколковские гимназисты активно участвовали и строили новые планы.

В беседе, выдержки из которой приводятся ниже, вместе с Оксаной Демьяненко участвовали Мария Коссе, заместитель директора по цифровому образованию, и Александра Сдобнова, руководитель отдела внешних связей гимназии.

«Все были на подъеме»

«Помню, как встречали прошлый Новый год, у нас был очень оптимистичный настрой, - рассказывает г-жа Демьяненко. -Было задумано множество интересных мероприятий, дети поставили необычные спектакли, их было больше, чем обычно. Старшеклассники отмечали Новый год вместе со студентами «Летово». В своем коллективе проводили интеллектуальные дебаты и музыкальный новогодний вечер. И как-то все были очень на подъеме. Мы входили в 2020-й год с ощущением, что нам уже целых пять лет, хотя, казалось, вдвое больше - год за два».

Вместо торжеств – срочная перепрошивка всех образовательных процессов, и одновременно административная команда становится коллективным мотиватором для всего сообщества гимназии: это, прежде всего, учителя, студенты и, конечно, родители - им, наверное, пришлось сложнее всех. Но в этом и проблема: «процесс сложен тем, что сложно всем: нет таких, кому просто», - формулирует О.Демьяненко.

На сегодня в гимназии 684 студента (в школе 495 человек, в детском саду – 189) и 198 учителей. Если прибавить к ним родителей, которые были одновременно и частью общей проблемной ситуации, и важнейшей частью ее решения, получится сообщество из примерно полутора тысяч человек. И в нем, как в капле воды, отразились все мировые последствия пандемии.

Взять технологии - первое, что приходит в голову. Zoom, который сейчас воспринимается как некая реалия, которая сосуществовала с нами всегда, в начале пандемии был весьма нестабильным сервисом. Появилось даже такое выражение: «зумбомбинг»; это когда хакеры проникали с неприличными изображениями на уроки в онлайне. По этой причине правительство Сингапура даже одно время запрещало местным школам пользоваться этим сервисом. 


Рэнкинг 30 лучших московских частных школ по версии журнала Forbes. Источник: education.forbes.ru

В «Сколково» направление EdTech весьма развито. За время пандемии сколковские стартапы вошли в число мировых лидеров онлайн-образования. Но весной 2020-го и они не могли похвастаться стабильностью.

На все про все, чтобы настроить новые образовательные процессы и не потерять старые, у гимназии было две недели весенних каникул.

Лекарство от «зумбомбинга»

По словам Марии Коссе, основная проблема была даже не в нестабильности технологических платформ, а в том, что более 80% учителей ни разу не работали в вебинарных комнатах. «Коллеги не знали, как вести себя с этой стороны экрана, когда с другой стороны находится класс», - говорит она. - Технологически была выбрана одна основная платформа и одна резервная. И плюс техподдержка, которая администрировала все вэб-конференции, так как на первое время учителям оставили только функцию спикеров; им не нужно было администрировать свое событие.

Сколковская компания Webinar.ru предоставила гимназии расширенный сервис по своему продукту. «Поскольку администрировать каждый класс и каждого учителя было невозможно, мы на первом этапе объединили эти занятия по параллелям, - вспоминает Мария. - У нас еще не было согласованных форматов, а ведение урока онлайн совсем не похоже на ведение урока, когда дети в классе, и ты управляешь их контентом, их мотивацией и их деятельностью. Поэтому мы разделили расписание на занятия онлайн и офлайн. Офлайн-занятия тоже были обязательны для посещения в определенное время: ребенок выполняет выданное учителем задание, а учитель находится на связи, в случае возникновения вопросов. Кроме того, существовали САНПиНы, которые серьезно ограничивали экранное время, и мы не всегда знали в первые дни, как с этим быть. Понимая, что дети не привыкли учиться дистанционно и без учителя, мы пытались регламентировать их работу: условно говоря, с 14.00 до 15.00 ты занимаешься биологией, выполняешь офлайн определенное задание. А в онлайне объединяли студентов в параллели».

В течение двух недель учителя научились работать онлайн, сами администрировать события, и каждый уже выбирал свою платформу. «Мы тоже попали под удар «зумбомбинга», но довольно быстро сориентировались и сделали пароль на конференцию, а когда пароль не помогал, - создали зал ожидания, когда учитель в течение первых трех минут урока пускал детей на виртуальный урок по списку, - рассказывает заместитель директора. - Это решило проблему со входом посторонних на занятия. В случае с платформой Webinar.ru такой проблемы не было изначально. Степень защиты более высокая, но есть свои значительные минусы – дефицит возможностей для динамичного интерактивного взаимодействия, а без этого сложно построить качественный урок».

В группу техподдержки включились учителя, в том числе с кафедры информатики и технологии, которые помогали менее опытным коллегам.

Командный дух

«Этот командный дух очень помог, - отмечает Оксана Демьяненко. - Что для меня оказалось самым сложным? В какой-то момент был страх: как всем этим большим механизмом удаленно управлять? Чтобы решать проблемы нужна, прежде всего, коммуникация. Сможем ли мы так наладить внутреннее взаимодействие, находясь вне гимназии, чтобы ничего не упустить? К счастью, многое сложилось, и не только на уровне образовательного процесса, но и в плане внеклассной работы, которая на тот момент была чрезвычайно важной для поддержания психологической стабильности у студентов и педагогов. Мы в административной команде были уверены, что это очень важная задача».

Фото: Гимназия Сколково

По словам Марии Коссе, учителям старших классов было проще, среди них было больше педагогов, которые раньше работали онлайн. Среди учителей младших классов таких людей было совсем мало. «И я помню, что, когда первый раз учителям надо было вести родительское собрание в этой системе, они по-настоящему репетировали свои выступления, а мы обсуждали все детали вплоть до того, как они выглядят на экране», - говорит она.

«Будучи информированным оптимистом и оптимистом по жизни, я бы сказала, что этот год, несмотря на все проблемы и изменения, - это период, который нужно рассматривать и использовать как период возможностей и развития, - рассуждает Оксана Демьяненко. - Конечно, воспитательные и образовательные цели школы остаются прежними, но по процессам, по формам работы школе приходится быть совершенно другой. При этом, подчеркну, все наши генеральные цели – инновационная среда, атмосферность, установка на командность в делах и индивидуальный подход в учебе – все это остается. Только работать приходится в других условиях.

Среди родителей многие нас поддерживают не только идейно, эмоционально, но есть и те родители, которые поддерживают содержательно, выстраивая вместе с нами новые образовательные практики и вкладываясь своим опытом и возможностями в содержание и технологии. Сообщество гимназии – огромное приобретение, и определенный результат этих 5 лет.

Хочу верить, что помощь и поддержка были взаимными, потому что родители сами оказались в непростой ситуации. Как продолжать работать, если дети – а у кого-то в гимназии учится по несколько детей, - оказались на удаленке? Да и количество компьютеров дома часто не соответствовало внезапно возникшим потребностям. В этой ситуации гимназия по запросу родителей выдавала айпады на время дистанта».

«Тут все узнали, что такое прокторинг»

Если педагогам младших классов переход на удаленку дался непросто, то для их учеников обучение в онлайне оказалось весьма комфортным, с точки зрения владения технологиями. Дети начальной школы, пожалуй, были наиболее мотивированы, и им как раз совершенно не было страшно. Наоборот, эта аудитория была самой активной. Но уставали они очень, особенно в первое время. Поэтому учителя и ассистенты были на связи для поддержки, помощи и просто для того, чтобы давать сигнал, что все стабильно, все на местах, и мы вместе, по 10-12 часов в день.

Самым сложным, если брать всех студентов гимназии, был переход на новый формат для детей шестых-восьмых классов. Многие из них восприняли вынужденное пребывание дома как каникулы. Напротив, старшеклассники приняли обучение в онлайне достаточно спокойно, как переход на новую форму работы.

Это – то, что касается настроя. Между тем администрации гимназии постоянно приходилось решать какую-то очередную новую техническую задачу, связанную с обучением. Казалось, только-только все начинает устаканиваться; основные трудности, связанные с работой в нескольких платформах, преодолены, - наступает время проведения итоговых работ, а с ними возникает неожиданный вопрос: как провести контрольную удаленно, чтобы не провоцировать студентов на нарушение принципа академической честности?

Фото: Гимназия Сколково

«И тут у нас вся школа узнала, что такое прокторинг, - вспоминает Мария Коссе. - Нам повезло, что мы - сколковская гимназия, потому что в Фонде по меньшей мере два стартапа специализируются в этой области. Это компания «Милдсофт» с сервисом тестирования StartExam и компания «Электронные платформы» (сервис прокторинга Examus). Мы стремительно заключили с ними договоры. Нужна была и срочная закупка, помог департамент закупок Фонда: все процедуры прошли быстро. На самом деле, компании предоставили свои сервисы даже до заключения договоров. И мы смогли их освоить, настроить и даже начать проводить контрольные работы, а параллельно оформляли наши финансовые и юридические договоренности. Они еще и предоставили большие скидки, поскольку в бюджете гимназии такие расходы не были запланированы, и мы попали в сложную финансовую ситуацию. Коллеги нас поддержали, притом, что мы для них были маленьким заказом – у них в этом время шел огромный поток заказов, они работали с вузами, и в этот момент нашли возможность нам помочь. В московских школах еще не было такого, а у нас был прокторинг, и мы чувствовали себя первопроходцами и инноваторами.

Хочу отметить, что во всем этом процессе технологической трансформации нам очень помогают руководитель департамента информационных технологий Фонда Игорь Соловьев и его команда, а также вице-президент «Сколково», исполнительный директор ИТ-Кластера Константин Паршин. Мы постоянно ощущаем их личное заинтересованное участие».

«И вдруг мы видим, что за занавеской стоят родители»

Прокторинг способствовал решению еще одного важного школьного процесса, замечает Оксана Демьяненко. Несмотря на пандемию, гимназия провела абсолютно полноценный прием новых учащихся.

«Это был отдельный бизнес-процесс: нужны были наблюдатели для всех порядка четырехсот детей, которых мы оттестировали на приеме, - подчеркивает директор. - В этот процесс включились учителя и ассистенты учителей, выполняя функцию наблюдателя, или проктора на тестировании. Это абсолютно новая функция, непростая, требующая времени, новых компетенций. Мои коллеги делали это как волонтеры. И волонтерские практики в гимназии, продолжаются, к слову, и сейчас, потому что много новых задач и процессов. Это безусловно, показатель зрелости команды и большинства людей, которые работают в гимназии. Но! Это и показатель того, что меняются условия труда, а значит должны меняться функционалы сотрудников образовательных организаций, нормативные акты и регулирующие педагогическую деятельность документы. Возвращаясь к прокторингу, добавлю, что нематериальная мотивация состояла в том, что мы все получили много новой интересной информации. В прежние годы мы всегда сожалели, что в процессе приема у нас нет возможности проводить собеседования с семьей, так как правильное понимание ценностей и задач гимназии всеми участниками образовательного процесса очень важно для эффективного обучения. При удаленном приеме, пусть косвенно, мы с семьей знакомились. Я имею ввиду то, как родители выполняли заданные правила тестирования. Случались и курьезы. Прокторинг подразумевает, что, когда начинается экзамен, ребенок показывает, что вокруг него, что на столе находится. И вдруг мы видим, что за занавеской стоят родители...».

Вообще, как говорится, не было бы счастья. Мария Коссе давно вынашивала идею, внедрить в практику т.н. автотестирование, то есть так формулировать задания, чтобы можно было настроить автопроверку. Во время пандемии, когда учителя и без того перегружены, идею удалось реализовать, хотя поначалу многие педагоги были настроены скептически, однако убедились в том, что это вещь полезная. Так, кафедра русского языка и литературы сделала все тесты для входного тестирования с автопроверкой. Разумеется, были и задания с открытым ответом, например, эссе, которые нуждались в проверке преподавателем. Но таких заданий было немного.

«Вся эта ситуация стала для нас научно-практическим экспериментом, который серьезно повлиял на уровень педагогической продвинутости и образовательной компетентности, - отмечает Оксана Демьяненко. - У наших учителей, безусловно, за этот год произошел рывок. Это процесс бесконечный, мы это понимаем, и каждую неделю этим занимаемся - анализируем, планируем, пробуем и осваиваем новое - если посмотреть назад и оценить достигнутое, - сделано много».

Фото: Гимназия Сколково

На таком крутом изломе логично предположить, что не все учителя справились со стрессом и кто-то предпочел уйти из гимназии. По словам директора, по собственной инициативе в период онлайна не уволился ни один педагог, хотя с двумя преподавателями пришлось расстаться по итогам года. «У нас это всегда комплексная история; мы не принимаем подобные решения вдруг, - поясняет она. - Пандемия в данном случае не сыграла роли – мы бы расстались, скорее всего, в любом случае».

Собеседницы также предоставили Sk.ru точные цифры отсева студентов. С 1 марта по 30 сентября с.г. гимназию покинули 46 детей, из них, 17 – учащиеся детского сада. По оценке директора, это примерно коррелирует с цифрами ушедших в прошлом году, в связи с утратой статуса резидента «Сколково» родителями, переходом на следующую образовательную ступень с повышением стоимости обучения и другими причинами. «В данном случае существенная часть студентов перешла от нас в государственные школы; такова общая социальная ситуация. И она сейчас для нас не менее тревожна в связи со следующим учебным годом. Выбор предложений в связи с появлением новых моделей обучения, включая онлайн, стал шире за этот год. Что для частных школ означает конкуренцию».

Цифровое неравенство и человеческий фактор

Во время пандемии весь мир столкнулся с цифровым неравенством, которое Оксана Демьяненко называет вопросом номер один в сложившихся обстоятельствах. «Благо, у нас все учителя с компьютерами, - продолжает она. - Для школы это первичная история: учитель может преподавать, если у него есть технические средства, соответствующие техническим требованиям всех используемых платформ. Поэтому для нас в фокусе, прежде всего, были учителя. Другой серьезной проблемой была устойчивость связи. Не всегда у учителей была хорошая связь. Среди студентов – также каждый третий был с не очень хорошей связью. Но нужно отдать должное родителям – этот вопрос все старались оперативно решить. С этим сейчас практически нет проблем».

Проблемой является сама дистанционная форма обучения, по крайней мере, по мнению многих родителей, на что указывает опрос, проведенный летом сколковской компанией MAXIMUM Education. Более двух третей опрошенных родителей (опрос проводился не среди родителей, чьи дети учатся в гимназии «Сколково») оказались недовольны обучением на удаленке.

Оксана Демьяненко обращает внимание на то, что опрос проводился летом, и было бы очень интересно познакомиться с данными аналогичного опроса в конце года. «Но мне кажется, главная проблема все-таки психологическая; когда тебя окунают во что-то новое без твоего желания, первая реакция даже у самого умного человека всегда – отторжение, - говорит директор. - Я хочу упомянуть еще один процесс, который мы сразу организовали весной. Каждую неделю проводили родительские собрания, и я присутствовала практически на всех. Лично для меня это было одним из самых эмоционально сложных периодов в моей жизни. Первая претензия сразу же была: неужели вы думаете, что качество образования не пострадает? Нужно было успокоить, сказать, что это не навсегда, что качество образования в масштабах 11 лет обучения в школе за три месяца уж точно не упадет. Объяснить людям, что делается, и при этом понимать их запрос и попытаться настроить их на конструктив, - это было очень непросто».

Оксана Демьяненко не уходит от ответа на вопрос о том, равны ли по «весу» школьные пятерки на удаленке тем же отметкам до начала пандемии.

«В дистанте ситуация решалась и решается в пользу ребенка, - говорит она. - Потому что для нас как для гимназии было важно не «уронить» мотивацию. И это не всегда получается, хотя вопрос всегда в фокусе внимания административной педагогической команды. Поэтому безусловно где-то это были пятерки за другое. Но вот что интересно: мы увидели, что многие из детей, которые учатся хорошо в обычных условиях, дали еще лучший результат. Иными словами, те, кто умеет учиться, - для них неважно, в какой форме это происходит. Они умеют себя организовать. Эти навыки саморегуляции, самоорганизации первичны для учебного процесса, что и показал этот сложный период. В этом нет никакого открытия, но кризисные обстоятельства выявляют это особенно наглядно.

Я всегда была и остаюсь сторонником того, что школа – это, прежде всего, про педагогику. И образовательные результаты - это сочетание показателей качества знаний и развитых общеучебных умений и «мягких» навыков. Нам трудно угнаться за изменениями в hard skills, которые получают наши студенты, а школа, пока она существует как институт, а не только как траектория познания в предметных областях, - она, конечно, про то, чтобы научить ребенка существовать в разных обстоятельствах; она - про осознанность, про то, что тот педагог талантливый, который, прежде всего, удержит мотивацию и научит любить познание как процесс и результат».

На днях директор гимназии участвовала в пресс-конференции в агентстве ТАСС по вопросам образования во время пандемии, и один из выступавших, Павел Лукша из МШУ «Сколково», высказал мнение, что центральной задачей школы становится empowerment, т.е. наделение способностью действовать.

«Я согласна с Павлом, - подтверждает Оксана Демьяненко. - И эта задача намного сложнее, чем просто дать предметные знания. Все можно сделать, примеры решить, а вот как, особенно в дистанте, наделять ребенка уверенностью в себе и желанием заниматься, с учетом того, что он находится в неестественных для него условиях? Это и правда вызов. Не все с ним справляются. Учителя оказались в ситуации, в которой им тоже нужен тот самый empowerment. Им может стать, на мой взгляд, проблемный дискурс внутри организации, чтобы учителя были со-создателями тех новых правил, по которым нам придется жить. И практика показывает, что для многих это действительно значимо. В принципе для IB-школы так и должно быть».

В гимназии командное планирование осуществляется в еженедельном формате. Учителя встречаются по параллелям, по уровням образования в рамках циклограммы. С приходом коронавируса эту циклограмму перенесли в онлайн-формат. Даже если учителя в данный момент находятся в школе, часть встреч все равно проходит в онлайне. И сами учителя говорят, что с появлением дистанта таких встреч стало больше. Они расписаны у всех педагогов в Microsoft Office с приглашениями Microsoft Teams или Zoom.

Логика процесса

У сколковской гимназии, как у всех частных школ в Москве, есть некоторая свобода маневра, когда государственные школы указом мэра отправляются на каникулы или на удаленку, – разумеется, если нет полного локдауна. Оксана Демьяненко объясняет, в чем логика процесса принятия решений в том или ином случае.

«Мы уже летом решили для себя, что один день в неделю для 7-11-х классов оставляем онлайн. И причин здесь две. Во-первых, безусловно, - безопасность: разведение потоков, сокращение количества детей на единицу площади. Но для нас еще было важно сделать онлайн-практику обыденностью в хорошем смысле, чтобы в случае чего это опять не стало стрессом. Я считаю, что нам это решение помогло, оно было правильным.

Сейчас, когда мы уводим детей параллелями, руководствуемся следующими соображениями. Во-первых, смотрим на состояние студентов в классах. 8-9 классы психологически более стабильны, включены, все более или менее хорошо, - идем в онлайн, для них сейчас это не проблема. Наиболее сложные параллели, 6-7 классы, наверное, не будем уводить до конца года в онлайн. Но мы же еще думаем и о взрослых, поэтому нам обязательно надо, чтобы 30% педагогов одновременно тоже находились на удаленке. И нам это помогает, когда, допустим, заболел наставник или несколько педагогов, есть возможность гибко увести студентов в онлайн. Поэтому сейчас есть план обучения неделями в онлайне, но ситуация с заболеваемостью может внести свои коррективы.

На декабрь планируем 10-11-е классы, у которых оценивание идет по полугодию, полностью вывести на обучение в офлайн; это необходимо для того, чтобы они закончили полугодие. 8-9 будут учиться онлайн почти 3 недели. Пока план такой. Сейчас размышляем по поводу 3-5; они чаще болеют, может быть, их имеет смысл подержать в онлайне перед праздниками; в любом случае, это надо будет согласовывать с родителями. 6-7 были на дистанте перед каникулами. Им он дался непросто, сложнее, чем более старшим классам. Поэтому, если не будет причин уводить их в онлайн до конца декабря, мы не будем этого делать.

Фото: Гимназия Сколково

Следует иметь в виду, что мы уводим в дистант на две недели отдельные классы, если в них кто-то заболевает. К счастью, все случаи заболевания студентов и учителей не были тяжелыми. Каждый день посылаю положительные флюиды и пожелания здоровья всем коллегам! Сейчас уводить на больничных преподавателей приходится при малейших признаках простуды или нездоровья, поэтому процесс замен учителей в этом году особенно непростой».

По словам Марии Коссе, сейчас форма уроков в гимназии комбинированная. В каких-то случаях на удаленке находятся и учитель, и студенты. Если случаи, когда часть детей из-за контакта с заболевшими остается дома, но при этом класс не уводится в онлайн, потому что дети не больны, и тогда этих детей подключают дистанционно, причем задача у учителей очень сложная – строить урок таким образом, чтобы студенты в него включались, а не были просто зрителями. Освоение таких методов работы требует времени. И третий формат, когда учитель, не находясь на больничном, по какой-то причине уходит на карантин: есть техническая возможность подключать этого учителя дистанционно, а дети находятся в классе. Для таких ситуаций часть оборудования уже была - это компьютеры, проекторы. Но для того, чтобы максимально сделать урок полноценным, потребовалось приобретать хорошие вэб-камеры и дополнительные компьютеры. И вот на это оборудование были сделаны крупные пожертвования родителями. Сейчас практически каждый класс оборудован таким комплектом.

«Если обобщать сказанное про технологии, хочу отметить три тренда, по которым мы сейчас работаем, - резюмирует эту часть разговора Оксана Демьяненко. - Это обеспечение цифрового равенства, возможности работать онлайн. Второе - регламентирование процессов, что, в свою очередь, предполагает включение в эти процессы учителя, чтобы он правильно получал зарплату: возникшие в этом году новые реалии пока не отражены в трудовом законодательстве. И третье, самое важное – учитель как главный проводник этих процессов и гарант целей и ценностей: как его научить, как его поддержать».

Не только учиться, учиться и учиться

Жизнь любой школы даже в эпоху пандемии не сводится исключительно к знаменитой формуле основателя первого в мире государства рабочих и крестьян. Жизнь гимназии в докризисные времена в значительной мере разнообразили многочисленные партнерские программы, и почти все их удалось в той или иной мере сохранить

Александра Сдобнова перечисляет ключевые проекты, которые были запущены ранее и уже находились в активной фазе, когда началась пандемия. Это, прежде всего, сотрудничество со Сколтехом, Олимпиада Skolkovo junior challenge и проект с компанией Wildberries.

«Со Сколтехом все успешно трансформировалось в онлайн-формат, и коллеги предложили свои безумно интересные альтернативные онлайн-занятия; это был целый цикл очень увлекательных уроков по генетике, который пользовался огромным успехом, - рассказывает Александра. - Помимо этого не только Сколтех, но и врачи клиники Хадасса в этом учебном году проводили и проводят у нас лекции для взрослых и детей по биологии и медицине, в том числе, о коронавирусе. Мне кажется, что испытание только укрепляет наши тесные связи с сильными и стабильными партнерами».

С компанией Wildberries в конце прошлого года запустили образовательную программу, целью которой было создание коллекции молодёжной одежды. Специально для гимназии создали курс, включавший в себя материаловедение, конструирование одежды, брендинг: набор знаний, которыми должен обладать современный дизайнер-модельер – от иголочки до продвижения собственного бренда. «Этот проект в какой-то момент у нас подвис; мы очень переживали за ребят, потому что мотивация у них была колоссальная: всем хотелось увидеть готовую коллекцию, пощупать ее руками. Но проект не закрыт, и мы с нетерпением ждем момента, когда состоится премьера коллекции».

Фото: Гимназия Сколково

Важно понимать, что в случае с этим проектом для гимназии приоритетом была возможность дать увлеченным детям уникальные знания в области дизайна одежды и создания собственного бренда, добавляет Оксана Демьяненко. Гимназия вообще развивает направления Art and Design, отсюда, в частности, сотрудничество с музеем Garage. Музей не только материально помогает гимназии, но и содержательно участвует в разработке совместных программ. Директор также обращает внимание на программу компанией Genotek. Компания закупила для гимназии термостаты и препараты для микроскопов, а сейчас разрабатывается совместный курс по генетике в рамках программы уроков биологии для 9-11 классов, а также просветительскую программу лекций и мастер-классов о генетике для студентов и школ-партнеров гимназии.  

Наконец, Олимпиада Skolkovo junior challenge. До конца января в гимназию поступали заявки от команд или индивидуальных участников буквально со всей страны – от Калининграда до Камчатки. С началом пандемии встал вопрос, как проводить финал, потому что олимпиада предполагала приезд участников в Москву, в Сколково, где они могли поработать в командах, побороться за выход в финал, который должен был состояться в рамках сколковской инновационной конференции Startup Village. Это для участников было дополнительной мотивацией. В какой-то момент стало понятно, что все это должно происходить в режиме онлайн. В итоге финал олимпиады прошел в формате онлайн-хакатона 20–22 мая. 120 участников из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и других регионов России дистанционно решали практические кейсы и защищали проекты перед экспертным жюри. Понятно, что живого общения детей ничто не в состоянии заменить, но виртуальный финал Олимпиады позволил расширить ее географию. «Важно добавить, что нам помогли кластеры «Сколково», их руководители Наталья Полушкина, Олег Дубнов, Алексей Беляков; Технопарк Сколково, региональные представители. Мы многому научились у кружкового движения и организаторов олимпиады НТИ, таких экспертов, как Алексей Федосеев», - говорит Александра Сдобнова.

Мобильные родители – мобильная гимназия

Оксана Демьяненко недаром называет себя «информированным оптимистом и оптимистом по жизни». С началом пандемии школы стали теснее взаимодействовать между собой, замечает она: «Мы стали более активно обмениваться информацией, опытом, советоваться. Не отменяя соревновательноти, это общение стало опытом сотрудничества». Имеются в виду новаторские школы, или школы новой волны, как их называют в сколковской гимназии. Это «Летово», Новая школа, Хорошкола, Павловская гимназия, Европейская гимназия.

С «Летово» - отдельная история, потому что с ней у гимназии договор о сотрудничестве: дети обеих школ знают друг друга и взаимодействуют; в онлайне проводятся совместные мероприятия, в том числе, в период пандемии: брейнринги, дебаты и капустники.

С нового учебного года гимназия перешла с Zoom на платформу Microsoft Teams. «В настоящее время мы находимся в поисках платформы для организации образовательного процесса, уделяя особое внимание платформе «Летово»; мы сейчас знакомимся с ней, - рассказывает г-жа Демьяненко. - Нас интересует целостная платформа, которая позволит не только осуществлять коммуникацию и вести уроки, но будет также управленческой (учет и контроль, дневник, ведение индивидуальных образовательных треков студентов) и позволит создавать и накапливать свое содержание».

Главный урок, который гимназия вынесла из опыта работы в условиях пандемии, директор формулирует так: «Мы должны становиться мобильней по формам оказания образовательных услуг и реализации программ, потому что на это есть запрос. Особенно в тех случаях, когда мобильные родители работают в Сколково; родители, которые часть года проводят здесь, часть - где-то еще. Я уверена, что все это станет нормой жизни после пандемии. И уже сейчас у нас на каждый урок есть электронная ссылка. Если ребенок не в школе, он может войти и учиться. Отслеживать и управлять этим – вот другая задача. Перепрошивка всех процессов, новая норма образования требуют от нас огромных усилий, сосредоточенности и фокусировки. И ресурсов, конечно».