Университет диджитал-профессий «Нетология» выходит на новую для себя площадку, открывая на этой неделе три курса по обучению HR-специалистов. Еще до появления первого курса на него зарегистрировалось полторы тысячи пользователей.

«Нетология-групп», участник Фонда «Сколково», является частью экосистемы холдинга TalentTech, входящего в число 20 самых дорогих компаний Рунета по рейтингу Forbes—2019. Холдинг, в свою очередь, является частью структуры «Севергрупп» Алексея Мордашова.

Со-основатель «Нетологии» Юлия Спиридонова в интервью Sk.ru рассказала о том, что HR-курсы будут бесплатными для пользователей, и о том, как это соотносится со стратегией продвижения компании.

Юлия Спиридонова: «Моя цель – обучить до конца года 10 тысяч». Фото из личного альбома

Участники рынка, с которыми беседовал Sk.ru, считают, что «Нетология» приходит на площадку, где «только ленивый не открывает новых курсов», как выразилась HR-директор крупной международной компании, работающей в России. Добиться успеха здесь можно только за счет эксклюзивного контента, считает эксперт.

Г-жа Спиридонова согласна с тем, что «Нетологии» придется отвоевывать на этом рынке свое место под солнцем: «Рынок безумно перенасыщен; конференции, обучающие программы буквально атакуют HR-специалистов», - говорит она и рассказывает о формате нового продукта и о том, как «Нетология» намерена отстроиться от конкурентов.

План-минимум: обучить 10 тысяч эйчаров до конца года

Первый курс «HR - стратегический партнер бизнеса»; второй – базовый курс по ИТ-рекрутменту и, наконец, курс о социальном рекрутменте, бренде работодателя в соцсетях. «Насколько нам известно, курса о социальном рекрутменте на российском рынке до сих пор не было, - говорит основатель «Нетологии». - Это абсолютно новая отрасль, мы создали вокруг этого теоретическую базу и пригласили компании, которые делают успешные кейсы в этой сфере – «Кофеманию», «Сбертех», «Дженерал Электрик», - рассказать о том, как они конкретно этим занимаются.

«Мы уже 8 лет обучаем, умеем это делать, понимаем, как компактно упаковывать знания, чтобы они работали на результат. Сейчас со знаниями как таковыми проблем нет. Проблема состоит в систематизации и в сопровождении человека. Это то, в чем мы сильны, и это то, что мы пытаемся масштабировать»

Для каждого курса - своя целевая аудитория. Первый из них ориентирован на крупные компании. В случае с курсом про ИТ-рекрумент – это компания любого размера, которой нужны ИТ-специалисты, и мы учим тому, как правильно выстраивать с ними долгосрочные отношения.

Если говорить про социальный рекрутмент и бренд работодателя, то здесь акцент тоже, скорее, на крупные компании, которые осознают потребность в выстраивании позитивного имиджа и поиске потенциальных кандидатов заранее, возможно, еще со студенческой скамьи, во многих случаях даже раньше, чем сам человек осознал, что ему требуется работа.

Также мы запускаем курс по карьерному консультированию совместно с «Антирабством» Алены Владимирской. Он адресован любому HR, который хочет применять элементы карьерного консультирования в своей работе, а также руководителям; он позволяет более эффективно взаимодействовать с сотрудниками в режиме коучинга, подсказывать им, куда надо развиваться, чтобы оставаться востребованными».

«Нетология» пока специально не продвигала новые курсы, ограничившись недельным онлайн-марафоном, на который пригласили спикеров курсов. В ходе своего выступления спикер давал кейс, участники его решали, и лучшие решения получали подарки.

«Моя цель – обучить до конца года 10 тысяч эйчаров на курсе HR бизнес-партнер. Но это план минимум. Мне нравится ставить амбициозные цели, иначе просто неинтересно», - признается Юлия Спиридонова.

Отвечая на вопрос о том, чем «Нетология» будет отличаться от конкурентов на новой площадке, собеседница Sk.ru говорит, что задача ее компании – обучать базовым навыкам людей, которые либо думают, что станут HR бизнес-партнерами, либо уже являются таковыми, и в этом случае им нужно систематизировать свои знания; либо это HR–директора, которые хотят получить материал для обучения своих сотрудников. «Наш курс мы готовы давать в любую компанию абсолютно бесплатно», - подчеркивает она.

Новый продукт возник не на пустом месте. У холдинга TalentTech есть экспертиза в области HR, которую «Нетология» использует. Все три курса построены на колаборациях с компаниями TalentTech.

Сейчас «Нетология» обучает онлайн-продвижению, работе с дизайном, программированию, управлению проектами, Data science, умению пользоваться современными аналитическими инструментами. В этой линейке теперь также запускаются HR-курсы.

«Мы уже 8 лет обучаем, умеем это делать, понимаем, как компактно упаковывать знания, чтобы они работали на результат, - подчеркивает г-жа Спиридонова. - Сейчас со знаниями как таковыми проблем нет: любой может войти в интернет, там куча информации. Проблема состоит в систематизации и в сопровождении человека. Это то, в чем мы сильны, и это то, что мы пытаемся масштабировать».

«Классика в связке с бизнесом»

Общая концепция HR-курсов заключается в их бизнес-направленности, когда HR рассматривается как один из ключевых инструментов бизнеса. Базовый курс касается классических run-процессов, но, как выражается собеседница Sk.ru, «это классика в связке с бизнесом».

Второе, чем сильна новая линейка «Нетологии», - преподаватели. «Мы привлекаем звезд и собираем лучшую экспертизу, которая сейчас есть на рынке, и тщательно ее валидируем», - уверяет Юлия Спиридонова.

В-третьих, компания предлагает интересный формат курсов: «Это полностью асинхронный продукт. Эйчар может выбрать обучение в любой момент и идти со своей скоростью. С нашей стороны, это тоже определенный эксперимент: таких продуктов мы еще не делали».

Представители индустрии, с которыми общался Sk.ru, называли наиболее востребованные темы для эйчаров: работа с Big Data, работа с системами, искусственный интеллект, блокчейн.

«Это полностью асинхронный продукт. Эйчар может выбрать обучение в любой момент и идти со своей скоростью. С нашей стороны, это тоже определенный эксперимент: таких продуктов мы еще не делали»

Все эти темы в том или ином виде присутствуют в курсах «Нетологии», но не в базовых курсах применительно к обучению эйчаров, поясняет Юлия Спиридонова: «Мы учим эйчаров, как использовать большие данные, автоматизировать процессы, показываем примеры применения предиктивной аналитики, прескриптивной аналитики, когда можно использовать прогнозы увольнений, прогнозы успешности человека на той или иной должности, некие паттерны поведения - снимать цифровой след, который оставляют сотрудники HiPo (т.е. люди с высоким потенциалом), сравнивать его с поведением других, выявляя похожие паттерны, чтобы обращать внимание на тех людей, на которых в ином случае, возможно, не обратили бы внимания.

Когда я этот курс проектировала, то делала особый акцент на аналитику и диджитализацию процесов: в этом тренд, и это, наверное, самое больное место у эйчаров. Большинство из них гуманитарии. Им довольно сложно перестроиться на цифру, на EBITDA, на показатели кэш флоу, т.е. аналитические данные. Этим блокам уделено большое внимание. До блокчейн пока не дошли».

Слухи о неизбежной смерти HR сильно преувеличены

В литературе об искусственном интеллекте профессию HR, наряду с журналистами и юристами, часто относят к вымирающей. Основатель «Нетологии» не согласна с таким прогнозом.

«Профессия HR, скорее, трансформируется, - говорит она. - В этой сфере происходят сейчас головокружительные перемены. Кто-то в процессе этих изменений потеряет работу. Но тот, кто сможет перестроиться на новые условия, станет бизнес-лидером внутри компании, - всегда будет востребован. Для этого придется предлагать решения, которые снижают затраты компании, делают бизнес более эффективным, а сотрудников - более вовлеченными.

Эйчар должен будет умело управлять этими процессами, с учетом того, что сейчас конкурентные преимущества компании – это человеческий капитал, и эйчару нужно делать все для того, чтобы этот человеческий капитал прирастал, – с учетом внешней среды, демографии, повышения трудоспособного возраста, изменения социальной среды, когда стало очень много самозанятых, изменения характера работы, включая распределенных сотрудников, автоматизации, диджитализации, аналитики, фокуса на бизнес».

Все это компетенции, на овладение которыми нацелены новые HR-курсы «Нетологии», резюмирует основатель компании.