«В мозгу каждого городского проектировщика, когда-либо жившего на Земле, есть кластер нейронов, который озаряется яркими, как в Лас-Вегасе, огнями, когда возникает возможность создания города с чистого листа», - пишет Businessweek в недавней статье, озаглавленной «Непреодолимая тяга к строительству городов на пустом месте».

Примеров такой тяги более чем достаточно – от «отца» городского планирования Гипподамуса до Леонардо, создавшего проект «идеального города» после того, как Милан поразила эпидемия чумы. Фрэнк Ллойд Райт разработал проект городской агломерации, где проблема автомобильных пробок решалась с помощью воздушных такси. 

Прототип воздушного такси от «Бартини Дизайн».

В декабре в Сколково планируют поднять в небо прототип первого отечественного воздушного такси от компании «Бартини Дизайн». Вряд ли все транспортные проблемы иннограда решатся за счет летающей машины, которая в будущем должна стать беспилотной. Но уже сегодня на территории иннограда можно воспользоваться реальным беспилотным такси от Яндекса, зарядить электромобиль на одной из 28 зарядных станций (на всю Москву количество работающих зарядных станций составляет 36), воспользоваться сервисом трех каршеринговых компаний, взять на прокат велосипед и самокат.

Гораздо меньше известно о тех новых идеях и технологиях, что проходят обкатку на площадке инновационного центра. Некоторыми из амбициозных планов, включающих создание единой сети велодорожек, которые свяжут территорию иннограда с т.н. Большим Сколково, а в некоторой перспективе еще и с Одинцово, с одной стороны, и Воробьевыми горами в Москве – с другой, рассказал в подробном интервью Sk.ru руководитель проектов транспортной инфраструктуры Фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров.

«Город для людей, а не для машин»

Изначально целевая транспортная модель в Сколково основана на системе приоритетов: пешеход – велосипедист – общественный транспорт – индивидуальный транспорт. Это вполне вписывается в современный тренд урбанизации, который гласит: «Города для людей, а не для машин». Поэтому все автомобильные дороги в Сколково дублируются обособленными велодорожками. Кстати, обещает Кирилл Жанайдаров, в ближайшее время в Сколково презентуют новый сервис – прокат электрических велосипедов, которые будут более технологичными и легкими по сравнению с теми, что предлагают в аренду в Москве в рамках городского проекта (17 кг против 40 кг), также городские станции велопроката получат новый уникальный дизайн.

Кирилл Жанайдаров: Сколково претендует на то, чтобы стать площадкой для тестирования самых передовых технологий в области транспорта. Фото: Sk.ru

Транспортная концепция будет поддерживаться комплексом ограничительных мер. После завершения строительства на территорию Сколково перестанут пускать автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Исключение будет сделано для автомобилей экстренных служб. «Наши паркинги, которые будут размещены на каждом из 11-ти въездов в Сколково, станут своего рода мембраной города, отфильтровывающей «грязный» транспорт с ДВС», - говорит собеседник Sk.ru. Перемещаться по инновационному центру можно будет пешком, на велосипеде, самокате или экологически чистом транспорте, к категории которого г-н Жанайдаров причисляет не только электромобили, но и транспорт на водороде и прочих топливных элементах. «Мировой тренд развития транспорта очевиден - это отказ от ДВС и переход на электротягу и водород». В этой связи Кирилл Жанайдаров напомнил, что Фонд «Сколково» - один из организаторов конкурса «Первый элемент», цель которого - создание энергетических установок на водородных топливных элементах для их применения на транспорте.

Железнодорожный хаб

Ключевым объектом транспортной инфраструктуры Сколково собеседник Sk.ru называет железнодорожный хаб, который возводится на средства инвестора и который должен быть готов в середине 2019 года. При этом после завершения строительства объекта Квадрат от хаба до бизнес-центра «Амальтея» и Технопарка можно будет дойти по крытой пешеходной улице протяженностью более километра, либо воспользоваться арендой велосипеда или самоката.

Пока на территории иннограда действует сервис самокат-шеринга от одноименной сколковской компании. Но до конца года в Технопарке Сколково» появятся также стойки самокатов YouDrive Lite (эта компания уже сейчас предоставляет свои электромобили для каршеринга, доступного на территории иннограда). Развитие конкуренции в важном для полноценной мобильности в Сколково сегменте будет полезно для всей инновационной экосистемы, считает К. Жанайдаров.

Делиться надо: от каршеринга до самокат-шеринга. На фото Sk.ru сооснователь компании Самокат-шеринг Сергей Писаренко

Прогнозируемая пропускная способность хаба – 28 тысяч человек в сутки. «К концу следующего года ожидается запуск поездов по Московским центральным диаметрам, и мы рассчитываем, что большая часть пассажиров в Сколково будет добираться без пробок с Белорусского вокзала примерно за 20 минут с использованием маршрута МЦД-1 «Лобня - Одинцово», - прогнозирует Кирилл Жанайдаров. - Предполагается, что время в пути составит около 20-ти минут, а стоимость билета - 60-100 рублей. Возможно, РЖД запустит абонементные программы».

На трамвае до аэропорта

В более отдаленной перспективе – запуск линии трамвая от одной из станций метро (обсуждаются либо не построенная пока «Пыхтино», либо открытая минувшим летом «Рассказовка») с продлением до аэропорта Внуково, причем часть маршрута будет пролегать по территории Сколково.

«У этого проекта есть инвестор; планируемый срок реализации – июнь 2023 года, сейчас идет определение оптимальной трассировки и подготовка к разработке проекта планировки. Я думаю, что в ближайшее время мы окончательно согласуем трассу со всеми заинтересованными сторонами. На линии будут ходить современные комфортные низкопольные трамваи.

Не исключено, что часть маршрута трамвай будет проезжать в автономном режиме, без подключения к контактной сети. Прорабатывается сценарий, при котором этот трамвай будет полностью беспилотным, как на трех линиях французского метро. Это будет прорывной эксперимент для российского общественного транспорта», - уверяет руководитель проекта транспортной инфраструктуры Фонда «Сколково».

Автобусы

Однако на сегодняшний день основным видом общественного транспорта, которым пользуются приезжающие в Сколково, остаются автобусы. Это довольно сложное хозяйство, вызывающее наибольшее количество споров и недовольства, зачастую основанного на незнании реалий. А эти реалии в цифрах выглядят следующим образом. Например, минимальным порогом рентабельности для одного автобуса в Москве считается перевозка им 3500 пассажиров в день. В случае с автобусами, которые ходят в Сколково от ст.м. «Тропарево», этот показатель на порядок меньше: 80-100 пассажиров на автобус в день. Что ограничивает возможности улучшения автобусного обслуживания в иннограде. 

Через пять лет по иннограду будут ездить только автомобили с электрическими или водородными двигателями. Фото: Sk.ru

Тем не менее, на одной из недавних встреч с представителями столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры был детально обсуждены вопросы возможных улучшений маршрутной сети общественного транспорта иннограда, в частности, ведется проработка вопросов сокращения интервалов отправления автобусов и запуска новых маршрутов. Есть идея организовать маршрут по Северо-Западной хорде, который свяжет Сколково со станцией метро «Октябрьское поле».

«Планируется развивать все нынешние маршруты. Так, одна из самых острых проблем связана с местом посадки пассажиров у станции метро «Славянский бульвар». Мы очень рассчитываем немного сдвинуть его в сторону центра города с тем, чтобы у нас появился свой большой перрон, где будут размещаться только автобусы следующие в Сколково.

Еще одно нововведение, которое ожидается в следующем году – запуск автобуса от «Юго-Западной» через Заречье, обещает Кирилл Жанайдаров, также ведутся переговоры по переводу маршрута 1147 (метро «Тропарево» - Сколково) на электробусы; заметно увеличится количество машин на 27-ом маршруте из Трехгорки и Одинцово, причем некоторые из них также могут стать электрическими.

Личные автомобили

Тот, кто все-таки захочет приезжать в Сколково на своей машине, сможет воспользоваться одной из планируемых 11-ти перехватывающих парковок на въездах в инноград, которые будут построены на средства инвесторов. Первый постоянный паркинг на 1,6 тысяч машиномест появится со стороны въезда со Сколковского шоссе.

«Мы стараемся быть пилотной площадкой, находиться на пике инноваций, чтобы они не только разрабатывались, но и обкатывались в Сколково»

Но, предупреждает К. Жанайдаров, автомобилистам стоит готовиться к тому, что парковаться в Сколково будет недешево. «Количество работающих и живущих в Сколково должно составить 50 тысяч человек, а парковочных мест – 11,2 тысяч. Это отражение идеологической концепции развития иннограда, в которой индивидуальный автотранспорт в списке приоритетов – на последнем месте. С учетом того, что парковка в бизнес-центре «Амальтея» будет ориентировочно стоить 12 тысяч рублей в месяц, я прогнозирую, что аренда машиноместа на перехватывающих инвестиционных парковках в Сколково обойдется в сопоставимую сумму».  

Беспилотники и «бесшовные» такси

В будущем одним из основных на территории Сколково станет беспилотный транспорт. В мире сейчас есть четыре основных тренда развития транспорта: электрификация, автономность, сервисы каршеринга и сервисы райдшеринга, когда вы делитесь машиной с человеком.

«Уже сейчас в инновационном центре в постоянном режиме работает беспилотное такси Яндекс, есть планы по увеличению количества беспилотных такси и развитию сервиса», сообщил
К. Жанайдаров. «Сейчас партнеры из «Яндекса» дорабатывают свое приложение – оно будет определять по геолокации, откуда поступил вызов, и, если определяется Сколково, вам сразу предложат на выбор обычную или беспилотную машину (если маршрут будет проходить только по иннограду)».

В Сколково тестируют беспилотное такси «Яндекса».

«Плюс к этому мы с «Яндексом» прорабатываем интересную историю с бесшовным такси в Сколково, - добавляет К. Жанайдаров. – То есть если вы заказывается такси в Сколково и из Сколково, сервис будет автоматически отправлять номер такси в систему СКАТ иннограда. Принципиальная договоренность об этом с коллегами достигнута. Думаю, в ближайшее время данное решение будет реализовано. При этом опция сквозного проезда через Сколково исключается, т.е. таксисты не смогут объезжать пробки через нашу территорию».

«Также на нашей площадке проводились испытания беспилотной машины КАМАЗ-НАМИ «Шаттл» в сетях 5G», сообщил К. Жанайдаров. «При этом мы бы хотели в дальнейшем расширить работу такого сервиса и запустить его с возможностью вызова машины по приложению, т.е. она не будет привязана к какой-то маршрутной сети, и машина сама строит маршрут в соответствии с планами тех людей, которые ее вызвали.

Что касается райдшеринга, такой формат вряд ли появится в столице в ближайшие два десятилетия. В условиях ныне действующего законодательства такая модель разрушает всю маршрутную сеть, перевозки становятся неорганизованными, появляется большое количество нелегалов, а водители смогут работают по 20 часов, как это уже сейчас происходит со многими водителями московских такси.

Испытания автобуса второго поколения «НАМИ-КАМАЗ» 1221 проекта «ШАТЛ» в Сколково.  

Фото: Sk.ru

Если в масштабах мегаполиса такой сервис пока нереализуем, то в специфических условиях иннограда нечто похожее может быть протестировано», - полагает Кирилл Жанайдаров.

Каршеринг

Сейчас «Сколково» работает с тремя каршеринговыми компаниями: «Белка», «Делимобиль» и YouDrive. Последняя локализует в иннограде электрические машины. «С «Белкой» и «Делимобилем» мы сейчас договариваемся ровно о том же», - рассказывает собеседник.

Главная проблема, однако, заключается в том, что в России пока недостаточно электрических машин. Многие марки в РФ не сертифицированы, и дилеры тоже не спешат привозить сюда электромобили. Недавно, правда, появилась китайская марка JAC, ее собирают в Казахстане, и буквально в сентябре она получила российский сертификат. 


Вице-президент Фонда «Сколково», сити-менеджер  Максим Шейфель за рулем каршерингового автомобиля. Фото: Sk.ru.

«Наши коллеги из каршеринга активно тестируют эту китайскую машину, - замечает К. Жанайдаров. - Я на ней ездил, и был приятно удивлен: это хорошая, современная машина. Когда у кого-то из коллег в парке появятся электромобили, мы будем запускать их на нашу территорию. Пока автомобили каршеринга паркуются только на внешних паркингах. На территорию иннограда могут заезжать лишь семь машин BMW i3 из парка YouDrive, и точки их парковки обозначены в зависимости от наличия зарядной инфраструктуры: это Гиперкуб, парковка Технопарка оч.1 вблизи офисного центра «Усадьба», жилые кварталы.

По большому счету каршеринговые компании, работающие со «Сколково», делают это с прицелом на перспективу, потому что пока этот бизнес для них убыточен. Именно поэтому сервис Yandex.Drive в ближайшее время будет недоступен в иннограде, прогнозирует Кирилл Жанайдаров.

Другое дело, что наличие в сколковской экосистеме большого количества интересных ИТ-стартапов сулит возможность совместных разработок. Этим заинтересовались коллеги из Делимобиль и YouDrive. Не исключено, что один из их проектов станет резидентом Фонда.

Зарядные станции

Исходя из того, что уже примерно через пять лет Сколково станет территорией, свободной от автомобилей с ДВС, понятно, почему К. Жанайдаров и его коллеги уделяют такое внимание развитию сети зарядных станций, количество которых уже сегодня сопоставимо с аналогичной сетью на территории остальной Москвы.

При этом речь идет о чем-то большем, чем просто установка новых станций. Сколково претендует на то, чтобы стать площадкой для тестирования самых передовых технологий в этой области. Так, партнер «Сколково» франко-итальянская компания Enel X обещает в ближайшее время бесплатно поставить четыре зарядные станции примерно на год.

Такая практика уже существует в Калифорнии, где производители заинтересованы в том, чтобы владельцы электромобилей тестировали их новые разработки и давали обратную связь, помогая устранять недостатки.

Но проблема с зарядными станциями в России не сводится только к техническим аспектам. Парадокс заключается в том, что «такого вида деятельности, как зарядка электромобилей, в стране не существует», как это определяет К. Жанайдаров. Действительно, такая деятельность не упоминается в нормативных документах.

Количество зарядных станций для электромобилей на территории Сколково сопоставимо с сетью таких станций в остальной Москве. Фото: Sk.ru

Сложность заключается в том, что издержки бизнеса, связанного с созданием таких станций, слишком высоки, чтобы тарифицировать его как продажа электроэнергии. Поэтому владельцы зарядных станций – это в основном сбытовые и электросетевые компании - просто списывают расходы на потери сетей.

Для того, чтобы этот вид бизнеса можно было монетизировать, необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации. Разработка таких изменений идет в рамках рабочей группы Автонет - НТИ, и «Сколково» принимает в ней активное участие. До тех пор, пока эти наработки не будут внесены в законодательство, зарядка электромобилей будет оставаться бесплатной, что хорошо для пользователей, но плохо для бизнеса.

Как многое из того, что происходит в иннограде в области развития транспортной инфраструктуры, речь идет, прежде всего, о создании общенациональных прецедентов. «Мы стараемся быть такой пилотной площадкой, находиться на пике инноваций, чтобы они не только разрабатывались, но и обкатывались в Сколково», - заявляет Кирилл Жанайдаров.

Сеть велодорожек

Напоследок несколько приятных новостей для жителей иннограда. Улица Луговая, обеспечивающая подъезд со стороны Минского шоссе, будет в следующем году полностью реконструирована, ее, существенно расширят, сделают тротуар и велодорожку со стороны Одинцовского района.

«Мы встречались с главным архитектором Одинцовского района, и он сказал, что Одинцово запроектировало порядка 70 километров велодорожек, - говорит Кирилл Жанайдаров. - Поэтому, может быть, у нас будет с Одинцово единая сеть велодорожек, которые свяжут Сколково и ближайшие районы.

Велосипед становится более удобным средством передвижения по иннограду, а скоро станет в прямом смысле более легким. Фото: Sk.ru

С Москвой тоже есть интересный проект: в рамках Большого Сколково мы прорабатываем единую сеть велодорожек, которые свяжут инноград с Мещерским парком, МШУ и застройки компании «Милхаус», которые находятся на границе с МКАДом, и мы сейчас вышли на Москву с просьбой провести асфальтовые дорожки от нас до Воробьевых гор», - резюмирует руководитель проектов транспортной инфраструктуры Фонда «Сколково», по мнению которого инноград в обозримом будущем может стать частью общегородской сети велодорожек.