САНТЬЯГО-ДЕ-ЧИЛИ. Правительство южноамериканской страны с населением 17 млн жителей вкладывает в развитие стартапов в полтора раза больше, чем Великобритания. Чили занимает по этому показателю второе место в мире, утверждает британская газета Guardian. Согласно исследованию стартап-платформы Gust and Fundacity, Чили входит в пятерку наиболее благоприятных для создания стартапов государств.

И все это в значительной степени – благодаря деятельности чилийского «Сколково», Startup Chile. Основанный в 2010 году в предыдущую администрацию президента Себастьяна Пиньеры (в минувшее воскресенье он вновь победил на президентских выборах), фонд принято называть Чиликоновой долиной. С тех пор чилийскую модель реализовали в 50 с лишним странах.

Сантьяго: здесь расположена Чиликоновая долина. Фото: Sk.ru

«Долина» занимает этаж современного офисного здания в центре Сантьяго на старинной улице Монхитас («Монашенки»). Буквально в нескольких кварталах - Пласа-де Армас, типичная колониальная площадь, какие можно встретить в каждой южноамериканской столице; с кафедральным собором, парком и беседкой для выступлений духового оркестра. В этих декорациях деятельность Startup Chile выглядит особенно впечатляюще.

Инициатива возникла как способ решения сугубо чилийской проблемы. «В нашей стране множество предпринимателей, но они всякий раз терпели крах, когда резко падали цены на главные экспортные продукты Чили – медь, сельскохозяйственные товары, - говорит главный маркетолог Startup Chile Себастьян Диас. - Как только на бирже падали котировки системообразующих компаний, расплачивались за это предприниматели, и это происходило потому, что они ориентировались на чилийский рынок, а не на международный».

Себастьян Диас. Фото: Sk.ru

В интервью Sk.ru Себастьян Диас рассказал о том, как создавалась Чиликоновая долина. Не требуется большого воображения, чтобы заметить: хотя проекты «Сколково» и Startup Chile развивались параллельно, они имеют много общего в своей идеологии и способах ее реализации. Читатель без труда обратит внимание на терминологическую близость – от программ softlanding до питч-сессий и ивентов типа Startup Weekend.

Впрочем, не менее интересно проследить за тем, что отличает два проекта, – помимо климата и географии.

«Нам надо было изменить менталитет чилийского предпринимателя, а для этого необходимо научиться мыслить глобально, расширять горизонты чилийского бизнеса. И вот так родилась эта программа. Всякий раз, когда чилийскому бизнесмену говорили: у тебя хороший продукт, его можно продавать в Европе или в других странах Латинской Америки, - ответ неизменно был: «Это невозможно». Мол, такое бывает только в кино. Как я буду конкурировать с немцем или с тем же русским? Такой менталитет очень ограничивает твои возможности.

«Программа ставила перед собой две задачи: изменить менталитет, деловую культуру чилийских предпринимателей и позиционировать Чили как лучший в Латинской Америке полюс предпринимательства. При создании предпринимательской экосистемы юрисдикция играет ключевую роль»

Так что первой целью программы стало привлечение талантов со всего света. Мы помогали зарубежным предпринимателям развивать свой бизнес в Чили, они способствовали трансферу деловой культуры».

Алло, мы ищем таланты

По словам Себастьяна Диаса, в первом поколении участников Startup Chile не было ни одного чилийца – просто потому, что они не выдерживали конкуренции с предпринимателями других стран. Но по мере того, как в стране появлялись конкурентоспособные бизнесмены, количество участников-чилийцев росло.

«Правительство Чили начало привлекать иностранных предпринимателей, создавая для них пакет льготных условий. Подъемные в размере 20 миллионов чилийских песо (по тогдашнему курсу это было что-то около 40 тысяч долл); бесплатное рабочее место; softlanding – в течение недели участник обзаводится банковским счетом; получает вид на жительство; доступ к сети из сотни сервисных компаний, которые оказывают услуги по льготным расценкам, - продолжает собеседник Sk.ru.

В одной кастрюле

Мы как Startup Chile не претендовали на какую-либо долю бизнеса стартапа-участника. Единственным требованием к участникам была т.н. social equity: установление контактов с чилийским обществом и передача своего предпринимательского опыта. Они ездили в университеты, читали лекции, организовывали такие события, как Startup Weekend. Все это было направлено на то, чтобы сделать чилийцам прививку глобального предпринимательства.

Такая деятельность оценивалась по балльной системе в соответствии с тем, какое количество человек посещали лекции и встречи, как они реагировали.

Так продолжалось первые пять лет: мы привлекали иностранные таланты для культурной трансформации нашего общества. Об успехе программы можно судить по тому, что сейчас чилийцы составляют более 40% участников.

Семинар в стартап-академии Startup Chile. Фото: Sk.ru

Все это можно сравнить с чилийским национальным блюдом касуэла: много ингредиентов в одной кастрюле; возможно, человек, который когда-то придумал это блюдо, не знал, что получится от соединения вместе разных продуктов, - но получилось очень хорошо.

То же и со Startup Chile. Изначально это был эксперимент на национальном уровне, но он подал пример в глобальном контексте. Вспомните, 2010-й год – это самый разгар кризиса на рынке недвижимости в США. Многие страны реагировали на этот кризис, закрывая свои рынки для иностранного бизнеса. Чили сделала нечто противоположное: мы стали привлекать иностранных предпринимателей, да еще приплачивали им за то, чтобы они к нам приехали. Многие сочли, что наше правительство спятило.

Но это сработало. Если сейчас посмотреть различные рейтинги стран, Чили находится во главе списков по предпринимательской активности и по условиям для предпринимательства».  

Успех первого этапа проекта побудил его инициаторов к созданию Startup Chile 2.0.

«Теперь мы уже не просто ищем таланты в стране и за рубежом, мы привлекаем рентабельные компании, которые могут принести пользу Чили, - поясняет С.Диас. - Мы стали акселератором старпапов. Для этого потребовалось полностью перестроить свою работу и стать фактором трансформации национальной экономики, оставаясь при этом полюсом предпринимательства в Латинской Америке, потому что мы работаем в очень конкурентной среде, и нам постоянно приходится заботиться о своем позиционировании.

Основное время участников проходит в коворкинге. Фото: Sk.ru

Мы позиционируем Чили как платформу для того, чтобы стартап мог расти и развиваться на глобальном рынке. Прекрасно отдавая себе отчет в том, что чилийский рынок маленький, мы не призываем людей приезжать и работать в Чили; мы приглашаем их делать международный бизнес на нашей площадке».

В 2015 году участник «Сколково» компания «Трансновация» (реализует инновационный проект на основе алгоритмов анализа транспортно-логистических потоков с использованием «облачных» вычислений) приняла участие в акселерационной программе StartupChile. «Рынок Латинской Америки кажется нам очень интересным — здесь много людей, приличный трафик на дорогах. Наши решения могут найти здесь применение», — говорил тогда Sk.ru  сооснователь «Трансновации»  Руслан Наумов, аргументируя участие в чилийской программе. Разработка сколковского резидента помогает решить проблемы оптимизации грузопассажирских транспортных потоков с автоматическим распределением транспортных средств и построением оптимальных маршрутов.

Startup Chile 2.0: открытая акселерация

В наше время под словом «акселерация» в разных странах понимаются совершенно разные вещи, зачастую взаимоисключающие. Чилийская модель называется open acceleration. В Чили на предпринимательство тратится 1-2% госбюджета. Остальные средства дают партнеры.

«У нас есть своя стартап-академия, - рассказывает представитель Startup Chile. - Каждую тему, которую изучают слушатели, патронируют соответствующие компании, и они же читают лекции. Причем лекторы – это топ-менеджемент. Партнеры не только помогают нам проводить занятия в стартап-академии, они также спонсируют все наши основные мероприятия: мы помогаем стартапам и индустрии находить друг друга. Между прочим, среди наших партнеров есть одна чилийская винодельня; когда мы занимаемся нетворкингом, бокал вина совершенно нелишний, это очень по-чилийски. В числе других партнеров – Microsoft, Mastercard, ENEL, CISCO, чилийские банки и телекомы. Они не только спонсируют нашу работу, но и выступают перед стартапами и рассказывают о своих потребностях, что помогает предпринимателям сфокусировать свою деятельность.

Все наши менторы (чилийские и иностранные – мы, в частности, сотрудничаем с сетью французских менторов) – волонтеры, они работают pro bono, ни один ментор не получает ни сентаво. У каждого ментора есть подопечный – один из стартапов, с того самого момента, когда стартап становится частью нашей программы.

Международные компании выступают партнерами Startup Chile, даже при оборудовании кафетерия. Фото: Sk.ru

Таким образом, в нашу модель акселерации входят: академия, менторы, а также то, что мы называем platoons – это встречи стартапов, работающих в рамках какой-то одной индустрии; они обсуждают свои проблемы и решения. И, наконец, у нас есть технология, которая называется пит-стоп; когда с определенной периодичностью производится оценка достижения целей по этапам в соответствии с теми целеполаганиями, которые они составляют, приехав в Чили.

К настоящему моменту через акселерационные программы Startup Chile прошло более 1600 компаний, а в нашей экосистеме находится свыше 4 тысяч предпринимателей». При этом в Startup Chile всего 25 штатных сотрудников.

Окно в Латинскую Америку

И все же, зачем иностранному стартапу приезжать в Чили? Между прочим, как минимум одна сколковская компания, Retail Rocket уже работает в этой южноамериканской стране; но в этом случае Чили стала лишь одним из элементов международной экспансии сколковского участника, а не первоначальной площадкой.

«Этот вопрос мы сами задаем потенциальным участникам, - отвечает Себастьян Диас. - В самом деле, зачем тебе Чили? У тебя есть интерес к латиноамериканскому рынку? Потому что Чили – это страна, у которой есть, вероятно, самое большое в мире количество соглашений о свободной торговле с другими странами. Особенно мы интегрированы в экономику государств Тихоокеанского бассейна. В Чили достаточно просто заниматься бизнесом, у нас на этот счет существуют простые и транспарентные правила. Компанию можно зарегистрировать в течение одного дня; банковский счет завести очень просто; визу дают за пятнадцать дней, и бюрократические барьеры легко преодолеваются – по крайней мере, по сравнению с другими латиноамериканскими странами.

Таким образом, если в фокусе стартапа вся Латинская Америку, то Чили – страна, из которой проще всего выходить на этот рынок: у нас сильные, стабильные рыночные институты и развитая предпринимательская экосистема. Если тебе требуется масштабировать свой бизнес, Чили – хорошая платформа для этого».

Себастьян Диас: «Технологическая революция должна быть распахнута на 360 градусов».Фото: Sk.ru

За время существования Startup Chile в ее программе приняли участие стартапы из 81-й страны, включая Россию.

Гендерное равноправие заложено в инновационную модель

У Startup Chile две основные программы. Одна, предакселерационная, называется Startup Factory. В рамках этой программы, которая длится от 4 до 6 месяцев, участник получает 10 млн чилийских песо, т.е. чуть более 15 тысяч долларов. Для того, чтобы стать участником, нужно иметь хорошую идею и хороший бэкграунд.

Но этого недостаточно. В стране, президентом которой  – одной из первых в Западном полушарии - была два срока женщина (Мишель Бачелет), особое внимание уделяют гендерному равноправию в бизнесе; «оно заложено в чилийскую инновационную модель», как выражается Себастьян Диас: «Компания может быть из любого уголка мира, единственным условием является то, что в числе ее основателей должна быть минимум одна женщина. Мы стремимся к тому, чтобы в предпринимательской экосистеме количество мужчин и женщин было сопоставимым. Чем более разнообразна предпринимательская среда, тем больше инновационных идей в ней рождается.

«Мы позиционируем Чили как платформу для того, чтобы стартап мог расти и развиваться на глобальном рынке. Прекрасно отдавая себе отчет в том, что чилийский рынок маленький, мы не призываем людей приезжать и работать в Чили; мы приглашаем их делать международный бизнес на нашей площадке»

Мы основывались на многочисленных исследованиях на эту тему. Есть знаменитая работа ученых Гарвардского университета, согласно которой наличие хотя бы одной женщины в стартапе удваивает его производительность. У нас на этот счет есть и собственная статистика: те из старпапов, которые прошли нашу акселерацию и имели женщин в своем составе, получали в среднем в два раза большую выручку. Для себя в Чили мы давно поняли: если мы как страна хотим быть успешной, надо создать равные возможности для мужчин и женщин. Это не столько политическая, сколько культурная проблема. Возьмите рекламу: на кого ориентированы рекламные ролики стиральных машин или супермаркетов? В основном на женскую аудиторию. Такого рода модель изолирует женщину от сферы высоких технологий».

Вторая программа Startup Chile посевная. Участники получают 40 тысяч долларов, и в зависимости от года, в ней участвует в среднем от 40 до 80 стартапов. Программа длится до двух лет, и для участия в ней претендент должен представить или прототип, или технологию, получившую proof of concept; при этом компании должно быть не более трех лет от рождения.

360 градусов

«Конкретная тематика разработок не имеет значения, - утверждает С.Диас. - Наша цель – привлечь максимальное количество талантов и способствовать инновациям в чилийской экономике. У нас есть биомед, финтех, майнинг, робототехника, агротехнологии и т.д. Мы страна, которая ориентирована на рост, а стало быть, мы должны диверсифицировать экономическую модель. Все бизнес-процессы, которые на сегодня существуют в Чили, должны быть оцифрованы с помощью стартапов.

Репортаж в чилийской газете El Mercurio о разработке ученых Католического университета Чили, создавших робота Zippedi. Робота уже нанял крупный торговый центр в Сантьяго: каждую ночь Zippedi сканирует товары и цены, сообщая сотрудникам магазина о недостающих товарах на полках и о правильности ценников. 

В Чили есть стратегические отрасли: горнорудная индустрия, а также сельское хозяйство. Там гораздо больше частных денег, чем государственных. Если тематика стартапа имеет отношение к этим стратегическим направлениям, мы связываем их с соответствующими корпорациями. Но мы совершенно не собираемся замыкаться на этих направлениях: технологическая революция должна быть распахнута на 360 градусов».