Компания VisionLabs, резидент IT-кластера «Сколково», объявила о двух новых проектах с крупными российскими банками «Открытие» и «Тинькофф».

Оба проекта связаны с известной разработкой компании - платформой идентификации и верификации лиц LUNA. Благодаря ей клиенты банка «Открытие», начиная с осени, смогут воспользоваться функцией перевода денежных средств по фотографии. Тинькофф Банк интегрировал платформу LUNA в программное обеспечение собственных банкоматов, которые сейчас устанавливает по стране; использование разработки позволит повысить безопасность операций, рассказал Sk.ru генеральный директор VisionLabs Александр Ханин.

.

Александр Ханин демонстрирует возможности платформы LUNA на Всемирном мобильном конгрессе в Шанхае. Фото: Sk.ru

С банком «Открытие» VisionLabs работает достаточно давно. «Мы уже сообщали, что в автоматах банка, выдающих талончики электронной очереди, интегрирована система распознавания лиц, - говорит руководитель сколковской компании. - Когда вы подходите с талончиком к операционисту, вам не нужно доставать паспорт; оператор вас уже идентифицировал и знает все, что ему нужно. Процесс обслуживания клиентов банка сильно ускорился, а для новых клиентов – отдельная очередь.

Сейчас мы анонсировали сервис Р2Р (Peer-to-peer) переводов. Войдя в свой личный кабинет, вы можете приложить фотографию клиента банка, которому хотите отправить деньги – вы при этом можете не знать его номер карты, мобильный номер, - и данные этого клиента автоматически подгружаются. Вам остается только подтвердить личность получателя перевода, - и все. Это стало возможным благодаря нашей платформе LUNA, которая идентифицирует клиентов по лицу (сравнивает одно лицо со всеми лицами в базе данных банка) и выдает результат». На сегодняшний день в базе данных банка около 1,5 млн фотографий клиентов.

LUNA распознает лица на мобильных устройствах, в видеопотоке с IP-камер, в браузере в онлайн режиме, обеспечивая возможность распознавания между доменами; т.е. платформа сравнивает фотографии, полученные из разных источников (фотография на паспорте, фотография из видеопотока, фото с мобильного устройства и т.д.).

В разных банках (а всего VisionLabs работает сейчас с двумя десятками банков России и СНГ)  LUNA помогает решать разные задачи.

«Самая понятная тема – антифрод  (борьба с мошенничеством), - продолжает Александр. - Мошенники воруют чужой паспорт и вклеивают свою фотографию. Как выявить обман? Это можно сделать с помощью LUNA и базы фотоизображений банка или бюро кредитных историй.  В сервисе Эквифакс FPS.Bio (сервис с использованием биометрии пока действует только в России), самого крупного в мире кредитного бюро, с 2014 года внедрена LUNA. Банки, у которых в их инфраструктуре нет платформы LUNA, обращаются в Эквифакс, отправляют туда кредитную заявку клиента и его фотографию. Эквифакс сравнивает фотографию клиента (не фото из паспорта, а его лицо) с эталонной базой. А затем подгружаются данные паспорта клиента. Если данные не совпадают, получается, что человек сделал вклейку. Система распознавания лиц делает такой способ мошенничества невозможным.

Уникальные банкоматы

Сотрудничество VisionLabs с Тинькофф Банк также носит долгосрочный характер и началось в декабре 2016 г. с установки LUNA в мобильники сотрудников банковской организации. «Тинькофф» – электронный банк, у него нет отделений, он представлен только в онлайне. Для оформления и доставки карт клиентам банк располагает большим штатом сотрудников. Всех клиентов, получающих карты, фотографируют для базы данных банка.

«Часто фотографии получались не очень хорошего качества, так как присутствовал человеческий фактор, - поясняет Александр Ханин. - Банк решил оптимизировать эту историю. В LUNA есть инструмент PhotoMaker, выбирающий в соответствии с определенными параметрами лучший кадр из видеопотока. Сотрудник банка включает мобильное приложение, наставляет камеру мобильного устройства на клиента, LUNA оповещает его о том, что лучший кадр выбран, и сохраняет его в базу.

При помощи LUNA банк также осуществляет аудит своей базы, борьбу с мошенничеством и т.д.

Теперь с осени банк запускает банкоматы с распознаванием лиц. «Тинькофф»  расставляет банкоматы, а затем поэтапно будет внедрять в них биометрию. Всего планируется 300 банкоматов, из них 200 будут биометрическими. «Тинькофф», который раньше не имел банкоматов, принял решение об их установке, и решил сделать их уникальными. Часть этой уникальности – система распознавания лиц. Банкомат будет распознавать лица клиентов для подтверждения их входа в личный кабинет (доступа к данным по карте). Система не заменяет ПИН-код, а дополняет его. Теперь своей картой смогу пользоваться только я. Это, конечно, создает некоторые неудобства; например, теперь не передашь карту супругу/супруге. Но это мелочь по сравнению с тем, какое количество мошенничеств, связанных с кражами ПИН-кодов, такая система способна предотвратить.

Помимо клиентов, банкоматы Тинькофф будут распознавать лица инкассаторов. 

В банкоматах также будет видеонаблюдение. «Этот функционал делаем не мы, а наш партнер, сколковская компания iVideon. Мы занимаемся распознаванием лиц»,  - отмечает Александр Ханин.