«Осваивать «цифру» нужно всем», - было заявлено на этой неделе на большом совещании в правительстве РФ под председательством Дмитрия Медведева, на котором объявили о создании специальной подкомиссия по реализации программы «Цифровая экономика».

Председатель правительства также напомнил, что для управления программой создается специализированная автономная некоммерческая организация, в состав которой войдут Ростех, Росатом, Сбербанк, «Ростелеком», Фонд «Сколково», Агентство стратегических инициатив, «Яндекс», Mail.ru. «Новая организация будет формировать запросы от бизнеса, проводить мониторинг программы цифровой экономики, оценивать эффективность ее реализации и будет совещательным органом управления, принимающим некоторые стратегические и технические решения», - сказал глава кабинета.

Своими соображениями о роли «Сколково» в переводе российской экономики в «цифру» с Sk.ru поделился вице-президент Фонда по науке и образованию Николай Суетин.

Николай Суетин: «Законодательные акты тоже надо готовить «под цифру», и это то, за что «Сколково» точно хотело бы отвечать». Фото: Sk.ru

«В постановлении правительства, подписанном Дмитрием Медведевым в июле, есть несколько направлений развития цифровой экономики, по которым участники проекта «Сколково» фактически уже активно работают, - говорит вице-президент Фонда. – Постановление предполагает создание пяти платформ и девяти «сквозных технологий». Платформы предназначены для развития сервисов, бизнеса и т.д., а сквозные технологии призваны дать инструментарий всем этим платформам».

На совещании у премьер-министра были назначены ответственные за конкретные участки работы. В частности, «Сколково» отвечает за юридическое сопровождение всей этой деятельности. Что это предполагает?

Многие самые передовые цифровые технологии и разработки в результате их быстрого развития находятся в настоящее время в зоне юридической неопределенности, что зачастую препятствует их широкому использованию. Николай Суетин приводит наиболее очевидные примеры:

«Юридические основания использования технологий блокчейн неясны и не стандартизированы. Как можно использовать искусственный интеллект, например, в медицинских приложениях, тоже неясно. А как быть с большими данными, накопленными в соцсетях, кто и как их может использовать? Накопилось множество других юридически неопределенных или нерегламентированных вещей, которые нужно определять, и Фонд будет вовлечен как одна из головных организаций в разрешение этих правовых коллизий. Это будет делаться путем взаимодействия и обсуждений, в том числе, и с владельцами данных, и с потребителями данных, с разработчиками и потребителями систем искусственного интеллекта, в том числе, в роботике и т.д.  – в этой сфере существует множество заинтересованных игроков.

Что еще очень важно: поскольку современная юридическая индустрия сейчас становится все более цифровой (даже появился термин digital legal), то эти все новые юридические нормы должны формулироваться так, чтобы их реализация и контроль за их соблюдением могли хорошо автоматизироваться. Поэтому надо готовить законодательные акты тоже «под цифру». Это то, за что «Сколково» точно хотело бы отвечать», - говорит он.

«Юридические основания использования технологий блокчейн неясны и не стандартизированы. Как можно использовать искусственный интеллект, например, в медицинских приложениях, тоже неясно. А как быть с большими данными, накопленными в соцсетях, кто и как их может использовать? Накопилось множество других юридически неопределенных или нерегламентированных вещей, которые нужно определять, и Фонд будет вовлечен как одна из головных организаций в разрешение этих правовых коллизий»

Одновременно, по словам директора департамента науки и образования, Фонд будет входить в другие платформы в лице компаний-участников, а также Сколковского института науки и технологий.

Если говорить про так называемые сквозные технологии, которых девять, то они практически все совпадают с инновационными приоритетами нашего ИТ-кластера, а также в той или иной мере присутствуют среди приоритетов других кластеров, продолжает Н.Суетин.

«Мы участвовали в процессе подготовки этой программы и давали свои предложения, поскольку активно работаем с нашими участниками и партнерами и хорошо понимаем реальные потребности развития рынка цифровых технологий.  Практически все наши идеи так или иначе включены в программу.  

Каких-то «самых главных» приоритетов в программе нет, там все крайне важно. В качестве примера можно привести, допустим, информбезопасность. Ясно, что развитие информационных технологий без информационной безопасности невозможно. Имеется достаточно подробная карта информационных угроз над парированием которых работают многие компании. В Фонде есть более тридцати участников, которые работают по разным направлениям этих информационных угроз.

Если говорить, например, про большие данные или про искусственный интеллект, - это опять-таки очень «горячие» и важные темы (как известно, принято решение о создании в «Сколково» Центра прикладных исследований по искусственному интеллекту) – в Фонде достаточно много компаний – мировых чемпионов в этой области, в частности, в распознании образов; есть разработки в создании чатботов и т.д. Т.е. у нас есть компании, которые полностью соответствуют данным направлениям. В этом смысле мы, конечно же, будем рекомендовать их для участия в таких консорциумах, в том числе, и по сквозным технологиям».