Студенты первого курса Сколковского института науки и технологий (Сколтеха) представили проекты для «Мастерской инноваций», с которой традиционно начался учебный год. По итогам первого раунда питчей студенческие команды встретились с менторами, вместе с которыми им предстоит дорабатывать проекты, чтобы потом воплощать их в жизнь.

Менторы и студенты встретились в "Мастерской инноваций". Фото: Сколтех

В этом году Сколтех принял в свои ряды 164 студента-магистранта, преимущественно выпускников Физтеха, МГУ и «Бауманки». 25 первокурсников — иностранные студенты. Всего же число студентов и аспирантов Сколтеха за четыре года его существования достигло 424 человек, из них 63 — иностранные студенты.

Идея «Мастерской инноваций» (Innovations Workshop) состоит в приобретении студентами навыков работы в команде для решения сложных задач. Курс стартовал в конце августа и завершится итоговой презентацией 23 сентября. Проекты к первой питч-сессии готовились командами буквально за неделю.

Перед началом презентаций команд  директор Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха Илья Дубинский собрал менторов — предпринимателей, бизнес-ангелов и других экспертов — в отдельном зале, чтобы провести краткий инструктаж.  Менторов заранее разделили на два потока, которые можно условно разделить на «информационные» и «прочие» технологии. По словам Ильи Дубинского, распределение происходило согласно интересам и компетенциям экспертов. «Стоит понимать, что мы собрали некий микс из самых разнообразных проектов. Некоторые концепции практически полностью менялись буквально в последние два дня, поэтому, возможно, вы увидите что-то неожиданное», — предупредил представитель Сколтеха.

Неожиданности действительно были. На IT-треке к примеру, сюрпризом стал проект дейтингового приложения с новым алгоритмом поиска подходящей пары. Или проект «умного дома» для котов — с «умной» же кормушкой, туалетом и гаджетом для анализа активности питомца. Проекты вызвали в зале оживление, а эксперты с удовольствием поговорили со студентами о том, как те собираются конкурировать с уже имеющимися на рынке предложениями. Менторы, держащие дома не кошек, а собак, живо интересовались, когда же появится подобный проект и для «лучших друзей человека».

Проект I Care Cat. Фото: Sk.ru

Впрочем, по большей части были представлены более серьезные проекты — для сокращения издержек ритейла, из сферы биометрической идентификации, проекты, предлагающие использовать энергию солнца или дождя для обогрева помещений и работы различных устройств.  Во втором треке, где преимущественно презентовались медицинские и социальные проекты, интерес менторов вызвал «умный» мини-электрокардиограф, который не только проводит измерения показателей работы сердца, уровня стресса, но и выдает советы по приему лекарств и посещению врача  и автоматически сохраняет данные в «облако». Также были представлены проекты перчатка для чтения для незрячих людей,  очки, которые автоматически меняют фокус в зависимости от того, куда смотрит пользователь и прочие.

Многие проекты были встречены скептическими комментариями экспертов. Но, несмотря на настрой старших товарищей, студенты собираются продолжать исследования в выбранных сферах. Счастливчики, получившие положительные отзывы, воодушевлены еще больше и готовы строить новых «единорогов».

Стоит учитывать, что представленные проекты — студенческие, созданные буквально за несколько дней до презентации. Команды подбирались экспертами Сколтеха — студенты не работали вместе ранее, многие даже не были знакомы между собой. По словам Ильи Дубинского, для отбора членов команд используется специальный секретный алгоритм, чтобы сделать совместную работу студентов максимально эффективной. Делиться секретом подбора Дубинский не стал.

После презентаций  каждому ментору предлагалось выбрать проект, которым интересно заниматься в следующие десять дней. «По нашей модели воркшопа, менторство — вещь не сильно обременительная. Здесь ментор — это не тот человек, который рассказывает стартапу, что надо делать. Это человек, который отвечает на вопросы. Команды сами должны обращаться к менторам и понимать, чего они хотят, иметь конкретный запрос. Инициатива должна исходить от проекта», — пояснил Илья Дубинский.

В следующие 10 дней после первого этапа воркшопа менторы и команды общаются, в основном по видеосвязи, но при желании и лично. Не редки случаи, когда ментора настолько интересует проект,  что он сам инициирует встречи и тратит много своего времени, чтобы помочь ребятам превратить концепт в реальный стартап, говорят организаторы «Мастерской инноваций».

После первой презентации и до 23 сентября команды должны довести проекты до стадии рабочих прототипов и снова представить проекты, уже в более продвинутом виде, с планами коммерциализации и прочими метриками. «Многие проекты так и не доживают до реализации, — признал Илья Дубинский. — Но некоторых студентов такая работа настолько сплачивает, что они доводят свои идеи до ума и продолжают работать в команде с первоначальным составом на протяжении всего обучения, воплощая и первоначальные, и новые проекты». 

Со стороны менторов всячески приветствовалась конструктивная критика: «Не надо «миндальничать», если что-то сделано плохо — говорите об этом. Оценивайте проекты не как студенческие, а как полноценные взрослые разработки. Из сегодняшнего дня студенты должны вынести опыт, понять, куда двигаться, получить строгие замечания и правильные вопросы. Жесткие отзывы – тоже достаточно полезный урок — с ними инновационным компаниям приходится жить дальше», — напутствовал собравшихся Илья Дубинский.

Впрочем, особой жестокости эксперты все же не проявили — идеи будущих инноваторов критиковались довольно мягко. Команды получали рекомендации: сменить фокус, пересмотреть предполагаемые рынки, лучше изучить технологии конкурентов. Кому-то объяснили, почему их проект никогда не взлетит. Но всех призвали не сдаваться и, прислушиваясь к советам более опытных товарищей, продолжать работать. 

Общение студентов с экспертами после выступлений. Фото: Сколтех

Главное в «Мастерской инноваций» — придумать что-то, проработать идею, представить проект серьезным экпертам, сказал, обращаясь  к студентам,  эксперт IT-трека Новица Мрдович (Novica Mrdovic), управляющий директор NeoPhotonics: «Бизнес-планы, навыки ведения переговоров, навыки презентации — это то, чему каждый из вас может научиться. Никто из нас не рождается со знанием «как написать бизнес-план» или «как сделать исследование рынка». Вам очень повезло оказаться в ситуации, когда ваша первая идея может быть тщательно проанализирована менторами, когда вы можете получить полезные советы от людей, которые являются признанными экспертами в своих областях. Вы приобретете много новых навыков, но никто не сможет научить вас придумывать идеи. Я призываю вас быть творческими, открытыми для идей».

По отзывам команд, самым сложным в подготовке проектов действительно был поиск оригинальных идей: «Мы придумывали что-то, а затем находили в интернете похожие проекты, и понимали, что кто-то уже сделал это до нас». Самым важным, по словам участников «Мастерской инноваций», оказались живые отклики экспертов — отзывы были строгими, но очень интересными и полезными.