Одним из менторов конкурса «Техностарт» был директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково» Олег Перцовский. Он поделился с Sk.ru своими наблюдениями о финале конкурса и мыслями о том, чем «Техностарт» интересен Фонду

- В чем практический результат участия «Сколково» и кластера в конкурсе «Техностарт»? 

- Целый ряд проектов, связанных с металлургией и машиностроением, пришел в «Сколково» через этот конкурс. Активно в «Техностарте» мы участвуем во второй или третий раз, причем, что важно, в этом году конкурс впервые проходит у нас в Сколково – прежде его по традиции проводили в Екатеринбурге. Тот факт, что финал организован в иннограде - это важный шаг для развития сколковской экосистемы. Сегодня здесь достойно представлены крупные компании, венчурные фонды, разработчики. Все это способствует более активному формированию инновационной экосистемы.

Финал «Техностарта». Слева – Артур Гимадеев, автор проекта «Ирбис Тек», победившего в сколковской программе конкурса. Справа – Олег Перцовский. Фото: Sk.ru

Для «Сколково» важным результатом конкурса, кроме пополнения списка резидентов новыми перспективными командами, можно считать расширение контактов с индустрией. На финале присутствуют представители тех компании, с которыми прежде мы не очень активно взаимодействовали. Есть и те, с кем мы уже работаем, но нам важно продемонстрировать им всю палитру возможностей Фонда «Сколково». Мне кажется, что этот конкурс – один из успешных примеров того, как нашему кластеру удается взаимодействовать с индустрией.

- Ваша оценка качества проектов, добравшихся до финала.

- Мы собрали очень хороший пул участников. Я разделяю мнение о том, что год от года качество проектов растет. Финалу предшествовали два дня менторских сессий, и очевидно, что во многом благодаря им качество презентаций оказалось весьма высоким: проекты прошли первичный отбор и получили рекомендации, что и как можно улучшить.

Я очень доволен тем, как проходит финал. Уже тот факт, что из 475 заявок до окончательной стадии дошли 20, говорит о том, что отбор был очень серьезным и в финал вышли действительно лучшие из лучших.

Я участвовал в предварительном просмотре проектов, допущенных до конкурса. Даже после этого этапа у нас осталось около 350 проектов довольно приличных. Безусловно, мы планируем работать с целым рядом других проектов, которые не добрались до финальной стадии, но показались нам весьма перспективными в ходе предварительного отбора.

- Насколько в нынешних непростых реалиях разработки стартапов, в том числе из числа участников конкурса, могут быть востребованы крупными корпорациями?

- Мне кажется, они вполне востребованы. Понятно, что существуют разные решения, актуальность которых в разное время может меняться. Безусловно, сейчас приоритетом являются решения, которые позволят снизить затраты компании и не требуют больших первоначальных вложений. На втором месте - проекты, которые предусматривают определенные инвестиции, но при этом достаточно быстро окупаются и несут не очень большие риски. Понятно, что сложные наукоемкие проекты с большим сроком окупаемости в условиях не самой простой экономической ситуации реализуются несколько сложнее, чем могли бы.

Тем не менее, интерес к таким проектам сохраняется, поэтому во многих компаниях есть подразделения, отвечающие на НИОКР и инновации. Они продолжают отслеживать те проекты, на которые сейчас, возможно, не готовы выделять финансирование, но которые в обозримой перспективе могут востребованы. Нам следует готовиться к улучшению экономической ситуации, в противном случае мы окажемся в догоняющей позиции. Поэтому очень приятно видеть здесь представителей многих компаний. Это значит, что интерес к технологиям существует и специалисты продолжают их отслеживать.

Кроме того, сегодня здесь есть представители венчурных фондов. Это свидетельствует о том, что венчурный капитал на рынке сохраняется, причем не только тот, который подпитывает быстро окупаемый рынок IT-решений, но и венчурные деньги, предназначенные для «железных» промышленных проектов – они традиционно требуют больших затрат на разработку и на создание промышленных прототипов. Коллеги приходят и интересуются. У нас есть целый ряд примеров, когда этот интерес трансформируется в реальные инвестиции. Понятно, что особенности экономической ситуации накладывают свою специфику, но тема инноваций продолжает активно развиваться.