Ритейл — одна из наиболее динамичных сфер бизнеса, живо реагирующая на изменения потребностей общества. Каждое новое поколение покупателей диктует свои условия — перемены в привычках и алгоритмах приема решений заставляют розничные сети искать новые пути взаимодействия с потребителями. Современные технологии используются повсеместно, но крупные поставщики IT-решений зачастую не успевают реагировать на запросы переменчивой публики. «Тут на помощь ритейлу приходят стартапы — молодые компании, по определению являющиеся динамичными и гибкими в работе с заказчиком», — рассуждает руководитель Центра технологий для ритейла в IT-кластере фонда «Сколково» Ольга Стрелова.

Центр технологий для ритейла начал работу в конце 2015 года. Он создан с целью налаживания взаимодействия участников «Сколково», создающих технологии для ритейла, с крупными заказчиками из этой сферы. Такое объединение позволит резидентам выпускать актуальные (в том числе совместные) решения под нужды конкретных розничных сетей. Последним такая идея показалась довольно перспективной — за короткое время сотрудничество с Центром начало большинство крупных игроков рынка.

Surfancy на встрече с ритейлерами в Технопарке Сколково. Фото: Sk.ru

В настоящее время в Центр технологий для ритейла входит более 50 стартапов различных направлений. В списке проектов Центра самые разные предложения, например: программы лояльности (Digital Loyalty Systems, Flexbby); персональные предложения и коммуникации (Flocktory, Retail Rocket, YouScan); трекинг посетителей (Navigine); быстрые и безопасные мобильные платежи (PayQR); электронная карта со скидками всех магазинов (CardsMobile); «умные» полки,  анализирующие поведение покупателей (Surfancy), интегрированные с системой управления поставок (GoodsForecast); платформы для повышения эффективности рекламы (K50, reEnter, reLEADgion);  автономные погрузчики (RoboCV), технологии дополненной реальности (Vizerra) и многое другое.

«Центр представлен самыми разными проектами, которые занимаются решениями для торгового зала, логистики и складских помещений, электронной коммерции и маркетинговых активностей.. Решения для ритейла представлены в нескольких кластерах Фонда «Сколково»: информационные и энергоэффективные, космические технологии и телекоммуникации, — рассказала Ольга Стрелова. — Поэтому интерес к сотрудничеству с Фондом проявляют ключевые игроки российской розницы: они получают доступ к инновациям».

Попасть в тренд

Тренды в ритейле во всем мире во многом схожи: мобилизация, переход в онлайн, персональные предложения и коммуникации. Наиболее востребованы сегодня решения для многоканальных коммуникаций  «Представьте, что вместо вопроса продавца-консультанта о том, чем он может помочь, к вам обращается по имени симпатичный робот-промоутер, и интересуется: нравятся ли вам результаты съемки объективом, который вы купили в прошлом месяце? Рассказывает о новинках в той области, с которой связаны ваши интересы и покупки. Подобные решения уже есть в «Сколково», и мы с удовольствием демонстрируем их всем, кто интересуется инновациями», — рассказала Ольга Стрелова.

Интерес к взаимодействию с Центром технологий для ритейла «Сколково» и возможность выделения площадок для тестирования инновационных проектов уже подтвердили X5 Retail Group, «Азбука Вкуса», «Касторама», «Юлмарт», «Техносила», «М.Видео», Корпорация SELA. «Компании подтверждают, что им интересны российские инновации, и они готовы рассматривать проекты и организовывать пилотные зоны для тех проектов, которые решают их актуальные задачи, — говорит руководитель Центра технологий для ритейла. — Есть задачи, которые не решаются никем из крупных игроков, и именно стартапы могут создать что-то уникальное, адаптировать решение под задачи конкретного заказчика».

Ольга Стрелова представила возможности стартапов в сфере IoT для ритейла. Фото: Sk.ru

Ритейлеры, в свою очередь, готовы рассказывать о своих потребностях стартапам, ставить задачи, внедрять интересные решения у себя. Так, например, IT-кластер «Сколково» в настоящее время прорабатывает предложение Х5 Retail Group, участника Ассоциации компаний розничной торговли, о возможностях участия самых перспективных стартапов для ритейла в ключевых отраслевых мероприятиях 2016 года.

В первое время задачей Центра является знакомство участников и потенциальных заказчиков между собой, затем — оказание содействия стартапам в продвижении на российский и зарубежные рынки. Одним из первых шагов Центра стало проведение встречи стартапов с Сергеем Федориновым, генеральным директором крупнейшей в России интернет-платформы Юлмарт. Кроме того, Центр организовал участие стартапов в выставке технологий для розничной торговли Retexpo-2015.

Чтобы стать участником Центра технологий для ритейла, стартапу, прежде всего, необходимо быть резидентом «Сколково» – это значит, что у проекта должна быть технологическая новизна и понятная модель монетизации, объясняет Ольга Стрелова: «Очень важно, чтобы идеолог проекта мог ответить на вопрос, как его технология изменит отношение к бренду и поможет увеличить обороты ритейлера. Диалог в нашем Центре идет непосредственно с заказчиками технологий, с людьми, принимающими решения. Нужно быть готовым объяснить преимущества решения для бизнеса за пять минут».

Чего хотят ритейлеры

Несмотря на короткий срок существования Центра, результаты его деятельности уже появляются. Например, обсуждается пилотный проект с «Техносилой» по усовершенствованию программы лояльности с целью персонификации покупателя, а также проект класса digital signage. «Конкуренция растет, и от того, как быстро ты внедришь технологию, помогающую компании получить преимущество, банально зависит будущее самой компании. Преимущество в привлечении, идентификации, анализе клиента. В любой сфере, которая поможет сделать покупателя нашим клиентом всерьез и надолго» — заявил директор департамента информационных технологий компании «Техносила» Николай Романенков.

Руководитель проектного направления «Операции в магазинах и покупательский опыт» компании «М.Видео» Федор Савельев считает, что в центре внимания должен находиться клиент: «Современные инновации должны быть обращены непосредственно к покупателям. Персонализация, идентификация, интерактивный шоппинг, уникальные предложения товара — это только некоторые направления, по которым планируется сотрудничество со Сколково».

Представители розничных сетей на встрече о стартапами Сколково. Фото: Sk.ru

«Азбука Вкуса» заинтересована в  решениях, расширяющих сервисные возможности онлайн- и оффлайн-заказов, например, в «умных» полках, позволяющих анализировать товарные запасы с помощью управления товарными запасами. «Мы всегда открыты рынку и находимся в "активном поиске". Однако, технологии для нас — не просто дань моде или очередные инновации, которые просто "хочется". Дня нас это необходимые инструменты для развития ключевых показателей компании: ТО и EBITDA. В этом ключе всегда интереснее живые команды и стартапы, которые предлагают понятные решение нацеленные на рост эффективности уже в среднесрочном периоде. Без фантастических обещаний, вроде "рост конверсии на 30%" или"окупаемость через 1 мес". А, например, с предложением проведения бесплатного пилота и дальнейшей привязкой в показателям эффективности, — говорит директор omni-channel&e-commerce компании «Азбука Вкуса» Егор Ланько. — Если вы готовы увеличить эффективность через 6-9 месяцев, например, логистики дистанционной торговли, хотя бы на 5%, и готовы за это отвечать — вы нам очень интересны».

IKEA Centres Russia (торговые центры МЕГА) активно работает над созданием персонализированного покупательского опыта и уже ведет коммуникацию с посетителями через различные каналы, предоставляя им полезную информацию как во время визита в торговый центр, так и на этапе планирования шопинга. В связи с этим IKEA Centre Russia запустила первый в России акселератор стартапов в сфере ритейла под названием МЕГА ACCELERATOR. Цель проекта — поиск и реализация инновационных идей по улучшению покупательского опыта гостей МЕГИ в торговом центре и за его пределами. МЕГА ACCELERATOR – это первый проект такого рода на российском рынке ритейла. К участию в нем приглашаются разработчики, программисты, эксперты бизнеса, специалисты розничной торговли, дизайнеры и маркетологи.

Фото: пресс-служба SELA.

Компания SELA провела пилотный проект с резидентом «Сколково» компанией Promobot — робот SELAбот приветствовал покупателей в одном из магазинов SELA и рассказывал о проводимых акциях. «Робот вызвал большой интерес покупателей, они фотографировались с ним и отправляли фото на конкурс в Instagram», — рассказали представители ритейлера. 

«Умный» ритейл будущего

Одному из актуальных направлений развития технологий, применимых в ритейле — интернету вещей (IoT) — была посвящена первая в этом году встреча стартапов и представителей крупной розницы, организованная в Сколково. Представители X5 Retail Group, «Азбука Вкуса», «М.Видео», IKEA Centres Russia (торговые центры МЕГА), «Касторама», и других сетей поделились на круглом столе «IoT для ритейла» своим видением технологий будущего для их отрасли, а также дали полезные рекомендации присутствовавшим на мероприятии стартапам.

«Сети розничной торговли — один из секторов, которые могут увидеть самые ощутимые выгоды от внедрения решений сферы IoT. Автоматизированные системы помогут им сэкономить деньги или время компании, перераспределить усилия и сделать их деятельность более эффективной», — считает руководитель направления «Электроника. Новые способы хранения, обработки, передачи и отображения информации, IoT» IT-кластера Фонда «Сколково» Александр Ануфриенко.

Как ранее технологии переходили из офлайна в онлайн, так теперь привычные для интернета способы привлечения покупателей постепенно внедряются в «реальных» магазинах. К примеру, в онлайне давно научились «узнавать» клиента и его потребности, определять его социально-демографические характеристики. В офлайне выполнять такую работу могут «умные» системы распознавания, роботы-промоутеры, инструменты лояльности. Удобные системы ориентации в больших торговых центрах — еще одна нужная и перспективная область. «Довести» клиента от входа до нужной полки с товаром можно, к примеру, с помощью мобильного помощника, который будет сигнализировать о том, что рядом находятся искомые вещи.

Презентация DEUS на встрече с ритейлерами. Фото: Sk.ru

При этом, как считают ритейлеры, технологические стартапы должны отслеживать не только потребности ритейла и решения конкурентов, но и изменения в законах о розничной торговле — например,  узнав о грядущих изменениях в маркировке товаров можно создать устройства или программное обеспечение, которые могут помочь ритейлеру соответствовать новому закону с минимальными затратами и неудобствами.

«Умные» полки и примерочные, роботы-промоутеры, системы распознавания лиц и складского учета, геолокационные технологии, интеллектуальные системы освещения и кондиционирования помещений — все это так или иначе применимо в ритейле. Поэтому технологии, разрабатываемые в «Сколково», в целом попадают в список нужных и важных, согласились собравшиеся. Однако далеко не все продукты окажутся действительно востребованными. В сфере торговли умеют считать деньги, смотрят на перспективы трех-пяти лет и измеряют эффективность каждого решения, подчеркнули представители розничных сетей. Важно, чтобы внедрение той или иной технологии было экономически обосновано.

Среди представленных на встрече стартапов был, к примеру, проект «умной» системы освещения для офисов и складов, разработанной компанией DEUS. Система позволяет контролировать освещение как в целых помещениях, так и в отдельных зонах, а управлять всем светом в здании можно с помощью удобного мобильного приложения.

Компания Surfancy презентовала «умную» полку, которая может отслеживать интерес покупателей к тем или иным товарам. Устройство способно контролировать количество тех или иных продуктов, сообщать о необходимости пополнить запас товара, давать рекомендации покупателям и собирать полезные для маркетологов данные.

Резидент космокластера RoboCV рассказал об автоматизации складской техники и представил собственную разработку в этой области — универсальный навигационный комплекс, «автопилот для роботов», позволяющий технике ориентироваться в окружающем пространстве.

Vizerro на встрече с ритейлерами. Фото: Sk.ru

Также свои продукты представили: «Лаборатория КьюТу», создающая «интеллектуальные замки» для промышленного хранения и другие решения на базе использования альтернативных источников энергии для портативных электронных приборов, полностью автономных, необслуживаемых систем промышленной автоматики Vizerra (интерактивное трехмерное представление многомерных данных: представление товара в комфортной покупателю среде); TEN Electronics (ценники, корпоративный бейдж для персонала) и другие.

«Я получил большое удовольствие от такого формата работы с основателями стартапов, равно как и от диалога со своими коллегами из других торговых компаний. В последнее время вынужден отмечать, что наполнение ритейловых и IT-конференций стало бедным, повторяющимся, а их формат по определению не подразумевает близкого общения с малознакомыми людьми. Однако здесь, за круглым столом в Сколково, мы с коллегами «по цеху» смогли обсудить наши реальные бизнес-проекты, обменяться интересными цифрами, и вообще, понять, где мы есть сами на рынке технологий. Это было весьма полезно», — поделился впечатлениями от встречи в Сколково руководитель направления Информационных Технологий компании «Касторама» Дмитрий Федоров.