Уже больше года профессором практики космического центра Сколтеха является Сергей Крикалев. На днях он прочел студентам лекцию «Жизнь и работа в космосе». Sk.ru расспросил известного космонавта, обладателя продержавшегося 10 лет рекорда по суммарной продолжительности нахождения в космосе (803 дня) о его работе в Сколтехе

- Почему вы решили работать в Сколковском институте науки и технологий?

Мне понравилось, что здесь собрались ребята, имеющие базовое техническое образование. Мне, человеку, получившему базовое техническое образование и имеющему некоторый практический опыт в космонавтике, было интересно понять, чем эти ребята интересуются, что их увлекает, посмотреть, чем живет молодежь. По мере возможностей постараюсь оказать им помощь в этом направлении

- В январе прошлого года, придя в Сколтех, вы говорили: «в результате взаимодействия со студентами и профессорами университета могут появиться свежие идеи, которые мы реализуем через площадку Сколтеха. Мне интересно попробовать довести до практической реализации ряд давно стоящих на повестке дня идей, связанных с такими вопросами, как управление космическим аппаратом, взаимодействие человека и сложных инженерных систем, построение интерфейсов между ними». Что из этого удалось?

Сергей Крикалев со студентами. Фото: Сколтех

Как обычно, всегда хочется большего, чем обычно получается. Это нормально, нужно ставить перед собой амбициозные цели. Пока устанавливается взаимодействие со студентами, взаимодействие со Сколтехом как с учебной организацией. Хотя я надеюсь, что в будущем могут быть практические работы в области инженерной инфраструктуры и так далее.

- Возвращаясь к вашим студентам. Сколтех - то место, где собрались самые сильные выпускники лучших технических вузов. Вы согласны с такой оценкой?

Из того, что я успел заметить: это ребята, не только получившие хорошее техническое образование. У них есть стремление воплощать эти навыки в проектах. Их учат здесь проектному управлению, созданию новых проектов и, возможно, их коммерциализации. Но система [космическая отрасль - прим Sk.ru] инертна. С одной стороны, это плюс – внешние факторы не слишком влияют на такую систему, она продолжает развитие в нужном направлении. Но эта же причина не позволила пока стремительно внедрять в инертной системе разработки стартапов. При этом есть мысли, как использовать студентов и где применима их мобильность. Но до реализации дело пока, к сожалению, не дошло.

- Сколтех - международный проект, его космический центр интернационален: им руководит немец, в числе ваших коллег – итальянцы, американец и испанец. Насколько повлияли политические неурядицы последнего времени на сотрудничество в космической сфере России и других стран?

Как я уже говорил, система очень большая и инертная. Так что за последние, скажем, два года серьезных изменений не произошло.

Возвращаясь к тезису о том, что Сколтех - международный проект. Исследование космоса - это тоже международный проект. Поначалу оно начиналось как соревнование, каждый двигался своей дорогой, но в одну сторону. Уже на ранних этапах мы начали сотрудничать в области исследований космоса. Несмотря на приливы и отливы в политике этот тренд сохраняется.

- Распространено такое мнение: американская космонавтика все больше открывается для частных игроков, тогда как российская - закрытая система с редкими исключениями. Такая точка зрения верна?

Это какая-то иллюзия, будто раньше этого не было, а теперь есть. На самом деле идет довольно длительный, постепенный и спокойный процесс. Действительно, с самого начала все до последнего болта в космонавтике было государственным. Это и понятно – тематика была новой, возникало много вопросов, и государство брало на себя все риски. Когда проект развивтается и рисков становится меньше, приходит коммерция. Этот процесс небыстрый.

В 1993-1994 году, когда мы были в Хьюстоне, шла большая дискуссия относительно намерения коммерческой организации обслуживать шаттлы. Было много разговоров, что таким ответственным делом следует заниматься только государству. Со временем все увидели, что ничего страшного не происходит и государству выгоднее платить деньги за выполнение не слишком рискованных и ответственных работ коммерческим организациям.

У  нас процесс, наверное, идет медленнее, чем в США. Например, сейчас много говорят про необходимость новых подходов к проведению научных экспериментов на борту.