Современные технологии, объединенные с лучшими методиками преподавания, позволяют добиться значительного прогресса в обучении школьников. На днях один из участников Образовательного клуба «Сколково» компания «Учи.ру» поделилась результатами опроса среди более чем двух тысяч учителей начальной школы, которые свидетельствуют об эффективности применения современных технологий в обучении. В продолжение темы Sk.ru пообщался с генеральным директором «Учи.ру» Иваном Коломойцем, который рассказал о развитии проекта, его монетизации и ближайших планах.   

Иван Коломоец. Фото предоставлено компанией "Учи.ру"

«Учи.ру» — онлайн-сервис с полным базовым курсом математики для начальной школы. С помощью специально продуманных интерактивных заданий и рекомендательной системы школьники могут самостоятельно изучать математику, выполняя задания различной сложности. Сервис могут использовать для работы и учителя, используя контент «Учи.ру» для проведения занятий. Основным принципом работы платформы является «персональный подход» в процессе обучения и построение индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика. Благодаря этой разработке, в 2013 году компания стала резидентом «Сколково». В настоящее время на платформе зарегистрировано более полумиллиона пользователей.

— Как появилась платформа «Учи.ру»?

— Мы начали создавать образовательные продукты в 2003 году вместе с Евгением Милютиным, с которым вместе учились в МФТИ. Изначально это был обучающий контент, который издавался на компакт-дисках. Это были электронные задачи для средней и старшей школы по математике и физике. Уже тогда мы стремились сделать их максимально интерактивными и использовали для этих целей гиперссылки, видео и анимацию. Это оценили потребители, и наша продукция разошлась более чем стотысячным тиражом. 

После успешного запуска этого проекта, его развития и извлечения положительного опыта, а также множества позитивных отзывов от пользователей, мы пришли к выводу о том, что в мире существует большая потребность в качественных образовательных сервисах. К 2008 году в России появился широкополосный интернет, физические носители информации перестали быть актуальными, и стало очевидно, что образовательные технологии тоже кардинальным образом изменятся.

Самым простым путем было бы просто перевести накопленный системой образования контент в электронный формат и разместить все в интернете в виде электронных учебников и видео-лекций, однако после нескольких тестов в России и других странах стало понятно, что такой метод обучения не является эффективным в достаточной мере — для полноценного изучения предмета ученику требуется активное взаимодействие с учителем или системой. Так мы поняли, что для создания чего-то действительно серьезного и инновационного требуется принципиально новая модель.

— В чем принципиальная новизна вашего сервиса?

— Потратив довольно много времени на разработку подходящего продукта, мы пришли к выводу, что интернет-образование требует глубокой вовлеченности пользователя, высокой степени интерактивности и персонализации. Более того, образовательный продукт должен быть в первую очередь ориентирован на его главного потребителя, то есть, на ученика. Таким образом, методом проб и ошибок, сформировалась основная концепция «Учи.ру». Уникальность нашей платформы по сравнению с другими образовательными продуктами заключается в том, что обучение происходит в процессе выполнения интерактивных заданий различной направленности и сложности. Ученик постоянно взаимодействует с системой в форме диалога — получает похвалу и различные поощрения в случае правильных ответов, а также помощь и подсказки — в случае ошибки. Важно, что система никогда не предоставит ученику готовый ответ, он должен самостоятельно прийти к верному решению, и только в этом случае сможет перейти к следующему заданию. Таким образом, мы обеспечиваем отсутствие пробелов в изучении материала.

При этом система постоянно анализирует действия ученика — правильность и скорость решения задач, его поведение на сайте, и на основе этих данных выстраивает индивидуальную образовательную траекторию для каждого, в зависимости от способностей, имеющихся знаний и навыков. 

— На каких рынках вы концентрируетесь?

— В ходе наших пилотов в разных странах мы пришли к выводу, что начинать работу необходимо на двух рынках — российском и американском. В России проект получил название «Учи.ру», а в США он называется Happy Numbers.

В России рынок онлайн-образования пока находится в стадии формирования, поэтому в нашей стране мы распространяем продукт по модели freemium, то есть, предоставляем полностью бесплатный и неограниченный доступ для всех учителей и школ, а ученики могут бесплатно заниматься по будням в дневное время. Стоимость неограниченного доступа для ученика составляет от 95 рублей в месяц.

Поскольку системы образования России и США несколько различаются, модель распространения продукта в этих странах также разные. В Америке рынок онлайн-образования уже сформирован и активно развивается. Решение об использовании и приобретении того или иного учебно-методического комплекта принимается на уровне школы и департамента образования, поэтому в Штатах наш продукт является полностью платным. Весь доход мы направляем на развитие платформы. 

— Как вы взаимодействуете со «Сколково»?

— Сотрудничество со «Сколково» и участие в Образовательном клубе IT-кластера  сыграло большую роль в развитии и продвижении нашей платформы на российском рынке. Благодаря «Сколково» и координатору Образовательного клуба Павлу Новикову, мы смогли принять участие в нескольких ключевых встречах и внешних мероприятиях. Надеемся, что в дальнейшем наше взаимодействие с инновационным центром будет еще более тесным и позитивным.

— Какие направления работ сейчас являются главными для проекта, куда вы движетесь? 

— Наш продукт требует очень глубокой проработки и поэтому является достаточно дорогим в производстве. Нашу работу можно разделить на три основных направления. Первое направление — педагогическое. Над заданиями «Учи.ру» работают профессиональные методисты и педагоги, благодаря им наша платформа полностью соответствует школьной программе. Второе направление — это дизайн интерфейсов, основанный на психологии, с помощью этого направления и происходит имитация диалога с учеником, а также обеспечивается возможность использования платформы учеником любого возраста и с любым уровнем владения ИКТ. И третье направление — технологическое, благодаря которому платформа «Учи.ру» работает в любой точке мира. Сервис совместим со всеми устройствами: компьютерами, планшетами, смартфонами, интерактивными досками, а также работает со всеми операционными системами и браузерами.  Благодаря такому подходу и доступности «Учи.ру» — регистрация на сайте занимает не больше пяти минут — в настоящий момент платформой пользуются более 500 тысяч пользователей со всей России, а это более 10% учеников начальной школы в нашей стране. 

Мы ежедневно получаем письма от учителей и родителей, выражающих благодарность за нашу работу. Можно зайти на страницы «Учи.ру» в социальных сетях и увидеть сотни сообщений с просьбами создать аналогичный продукт по русскому языку, а курс математики расширить до уровня средней школы. Именно эти два направления являются приоритетными в планах развития компании.