Резиденты кластера информационных технологий Фонда «Сколково» продемонстрировали свои разработки потенциальным партнерам и инвесторам на фестивале инноваций unBound London 2015, прошедшем с 30 ноября по 1 декабря в Лондоне. 

Игорь Богачев на сцене unBound London. Фото: Sk.ru

unBound London — одно из наиболее престижных мероприятий, позволяющее молодым инновационным компаниям со всего мира показать свои проекты крупнейшим компаниям и влиятельным инвестфондам, работающим в областях финансовых технологий, кибербезопасности, ритейла. Ежегодно мероприятие собирает около двух тысяч посетителей, в качестве партнеров выступают компании Cisco, Intel, Tesco, Visa, Barclays и другие. 

В этом году в unBound London впервые приняли участие стартапы из «Сколково», работающие в сферах финансовых технологий, интернет-телевидения, средств автоматизации бизнеса, а также представители IT-кластера Фонда «Сколково». Свои продукты представили международному бизнес- и инвест-сообществу проекты: Cashoff (личное финансовое управление внутри интернет-банка); CardsMobile (бесконтактные мобильные платежи и мобильные услуги, основанные на технологии NFC); Flocktory (SaaS платформа больших данных для электронной коммерции, цифровой коммерции, банков и туристических проектов); SPB TV (технологическое решение для интернет-телевидения); Quick Resto (платформа и услуги для средств облачной автоматизации SMB; Intervale (платежные решения и информационные услуги); также в поездке участвовали победители специальной номинации, учрежденной корпорацией Intel на Startup Village 2015 — проекты VIS Cast и Oriense

Делегация из Сколково в Лондоне.

«Поездка на unBound London была организована для восьми сколковских стартапов — им были предоставлены места на стенде для представления продуктов и возможности презентовать проекты целевой аудитории. Стартапы приняли участие в общей питч-сессии для инвесторов, и выступили в тематических сессиях по интересным им направлениям. На unBound были выделены целевые питчи для отдельных компаний — Intel, Cisco, Tesco, питчи для групп компаний из телеком-отрасли, а также хакатон Barclays», — рассказал Sk.ru вице-президент, исполнительный директор кластера информационных технологий Фонда «Сколково» Игорь Богачев. Сам он выступил на панельной дискуссии Building Startup Nations, где рассказал о «Сколково» с точки зрения интеграции в международное инновационное сообщество.

По словам Игоря Богачева, один из главных выводов от участия в таком крупном международном событии, как unBound London, заключается в том, что главный российский стартап-ивент — Startup Village — не уступает, а в чем-то даже превосходят зарубежные мероприятия. Сравнивать можно не только с unBound, но и с шоу технологий Slush в Хельсинки, в котором резиденты «Сколково» также участвовали в ноябре.  «Надо сохранять формат Startup Village, не расслабляясь, возможно, немного его корректируя», — заявил Игорь Богачев. 

Еще один вывод — презентации перед международным сообществом остаются слабым местом российских стартапов, и речь как о мастерстве питча на английском языке, так и о визуальном сопровождении. Некоторые продвинутые компании обращаются за презентациями к западным специалистам, а также нанимают для питчей иностранцев — и правильно делают, считает Игорь Богачев:  «Думаю, подготовка и отработка мастерства питча на английском — текст, шутки, артистизм – должны войти в обязательный спектр услуг Технопарка «Сколково». Наши стартапы показывают детальные презентации, но без амбициозных цифр и конкретных предложений инвестору. Зрители печалятся и спят. Также отмечу, что очень важно фокусироваться в презентации на том, какую проблему клиента решает стартап и какой измеряемый результат клиент получит от внедрения технологии». 

Общение с инвесторами и представителями акселераторов Великобритании еще раз подтвердило, что инвестировать и работать они готовы с английскими компаниями, имеющими сотрудников на их территории. Удаленно они готовы предоставлять только обучающие программы без гарантии конкретного результата, говорит глава IT-кластера.

Результаты и впечатления

Одним из важных результатов поездки стало соглашение между компаниями CardsMobile (базируется в Санкт-Петербурге) и британской TEDIPAY. Как сообщал Sk.ru, они объявили о партнерстве, целью которого является запуск открытой платформы безопасных бесконтактных платежей с использованием носимых устройств. Благодаря совместной работе российской и британской компаний, жители Лондона в скором времени смогут использовать технологию стартапа из Сколково для оплаты проезда на транспорте и покупок в магазинах. 

Еще один резидент «Сколково» — SPB TV — объявил о начале работы с британской компанией Lebara (международный мобильный виртуальный оператор сетей) Вместе они создадут  OTT TV сервис Lebara Play, который позволит смотреть 200 телеканалов и 3 тысячи фильмов в HD и SD качестве как в реальном времени, так и в режиме отложенного просмотра на компьютерах, мобильных устройствах iOS и Android, а также на большом экране с помощью ТВ-приставки. 

Стенд резидентов Сколково. Фото: Sk.ru

По словам директора по внешним коммуникациям SPB TV Дениса Перепелицына, представление проекта с Lebara Play было главной целью поездки. Также компания заинтересована в привлечении новых бизнес-партнеров из Северной и Южной Америки и Европы. «Довольно рано оценивать, насколько участие в выставке было результативным для нашего бизнеса, однако число контактов и визиток, которые я привез с unBound London, показывает, что поехать, безусловно, стоило. SPB TV выражает благодарность Фонду «Сколково» за отличную организацию поездки и всестороннюю помощь», -- сказал Денис Перепелицын. 

Команда Cashoff считает главным результатом участия в выставке и презентаций подтверждение спроса на их продукт в Европе, среди крупных банков. С некоторыми из банков достигнуты договоренности о продолжении переговоров с перспективой внедрения Cashoff в интернет-банки для физических лиц. Кроме того, Cashoff удалось пообщаться с несколькими европейскими венчурными фондами, рассказал Sk.ru генеральный директор «Кэшофф Лаб» Дмитрий Горьков: «Мы общались с фондами из Германии, Италии, Польши и, конечно, Великобритании. Основное их отличие от Российских фондов заключается в том, что европейцы работают на долгосрочную перспективу, а не пытаются заработать здесь и сейчас. Подобное отношение к инвестициям влияет и на методы, используемые для оценки стартапа — в первую очередь учитывается продукт, команда, достигнутые результаты и перспективы, а не текущая выручка компании. Суммы инвестиций, конечно, тоже огромные. Еще одной отличительной чертой является отношение к предпринимателям. Европейцы с восхищением отнеслись к отличным результатам, которых нам удалось достичь в России без привлечения каких-либо инвестиций. Они готовы вкладывать в компанию большие суммы, оставляя контроль у основателей. В России же нам поступали предложения отдать компанию «инвестору», получить деньги взаймы, чтобы вложить их в развитие, по сути, уже чужой компании».

Дмитрий Горьков рассчитывает продолжить общение с компаниями и инвестфондами, контакты с которыми завязались на unBound London. Также он не исключает открытия юрлица в Великобритании для работы на этом рынке.  

Компания Flocktory также приняла участие в мероприятиях в рамках поездки на unBound London – ее целью было установление контактов на рынке Великобритании. По словам директора по международному развитию бизнеса Flocktory Килиана Бижу (Kilian Byszio), уже в следующем году  Flocktory планирует выйти на рынок Великобритании, поэтому компания была рада возможности представить свой продукт потенциальным клиентам и партнерам. Также Flocktory представила свою SaaS-платформу для реферального маркетинга на питч-сессии для гиганта розничной торговли Tesco. Команда (в лице сооснователя Flocktory Ильи Эйсена и Килиана Бижу) смогла получить ряд контактов с представителями сферы розничной торговли, банками и телекоммуникационными компаниями. Общение с ними продолжается и компания надеется найти в их лице партнеров на долгое время. «Новые контакты, безусловно, помогут нам с выходом на новый рынок и подготовкой «быстрого старта», — уверен Килиан Бижу.

Питч Floktory на unBound London. Фото: Sk.ru 

QuickResto — разработчик одноименной платформы автоматизации для сферы обслуживания и ритейла — также собирается выходить на рынок Великобритании в обозримом будущем. Целью поездки был поиск потенциальных партнеров для локализации облачной автоматизации ресторанного бизнеса Quick Resto на рынке Великобритании, — рассказала Sk.ru директор по развитию Quick Resto Наталья Рыкова. — К счастью оказалось, что отрасль общественного питания Великобритании была до сих пор сильно обделена вниманием автоматизаторов, что дает шанс нашей компании войти в этот рынок, предложив клиентам простое, удобное и весьма бюджетное решение, построенное на технологиях, знакомым будущим пользователям из обычного потребительского опыта. Технологии, которые присутствуют в Великобритании, относятся к 10-15-летней давности».  

Команда Quick Resto вышла из банковской сферы, имея за плечами опыт разработки софта для банков и процессинговых центров. Поэтому изначально при проектировании архитектуры во главе угла ставилась надежность системы и применялись enterprise-подходы несмотря на то, что это сегмент малого бизнеса что особенно ценно при выводе продукта на международный рынок. «На данном этапе мы находимся в контакте как с представителями британского бизнеса, так и с акселераторами, которые заинтересовались нашей разработкой. Уверены в успехе», — заявила Наталья Рыкова.