В завершившемся в Москве уникальном изоляционном эксперименте «Луна-2015», в ходе которого имитировали полет женского экипажа к Луне и обратно, активную роль сыграл сколковский стартап «Лин Индастриал»

В проекте «Луна-2015» участвовали шесть сотрудниц-добровольцев из Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП). Основными целями эксперимента стали изучение механизмов адаптации женского организма к условиям изоляции в гермообъекте при моделировании межпланетного перелета к Луне, получение данных о состоянии здоровья космонавтов при помощи полных аналогов научной аппаратуры, находящейся на борту МКС. Эксперимент должен был длиться 8 суток, но его продлили на сутки из-за специально созданной специалистами нештатной ситуации — «урагана» на Земле.

Участницы эксперимента "Луна-2015" после выхода из капсулы. Фото: "Лин индастриал"

В подготовке эксперимента «Луна-2015» с ИМБП активно сотрудничала компания «Лин Индастриал», резидент космического кластера Фонда «Сколково». Команда разработала детальный план освоения Луны, который, по заверению авторов, может быть реализован уже через 10 лет от начала принятия решения. Как уже сообщал Sk.ru, команда «Лин Индастриал» сотрудничала с ИМБП по двум направлениям. Первое - научно-методическая поддержка (компания предоставила институту научную основу для эксперимента «Луна-2015» в разрезе баллистики и космической техники), второе - стенд управления виртуальным луноходом.

В интервью Sk.ru генеральный конструктор «Лин Индастриал» Александр Ильин рассказал о результатах проекта «Луна-2015» для сколковской компании.

- Было ли для вас полезным участие в эксперименте? Если да, то чем именно?

- Всегда интересно участвовать в проектах, которые могут вырасти во что-то большое. Новый глава Европейского космического агентства Йохан-Дитрих Вернер предложил международному сообществу построить базу на Луне. Он считает, что на такой базе будут работать и российские космонавты. Хотелось бы верить, что Россия примет идею Вернера и будет тесно сотрудничать с Европейским космическим агентством, чтобы построить международное поселение на естественном спутнике Земли. В таком случае эксперимент «Луна-2015» окажется первым шагом в международной лунной программе. Естественно, что мы счастливы участвовать в таком проекте.

- Есть ли необходимость корректировать ваш лунный проект в свете информации и данных, полученных в результате эксперимента в ИМБП?

 - Мы будем корректировать «Луну семь», но по другой причине — объем финансирования Федеральной космической программы на 2016–2025 годы сокращается, а это значит, что многие технологии, которые государство раньше планировало создать, не получится использовать при освоении Луны. Кроме того, в доработанном варианте нашей программы мы возьмем за основу лунного корабля не существующий «Союз», а возвращаемый аппарат Транспортного корабля снабжения (ВА ТКС), разработанного и испытанного в 70-е годы в ОКБ-52. Наработки по ВА ТКС до сих пор хранятся в подмосковном НПО машиностроения (преемнике советского ОКБ-52) и могут быть доработаны на современном технологическом уровне. ВА ТКС по некоторым параметрам превосходит ныне летающий «Союз», а после доработки может стать хорошей альтернативой кораблю ПТК НП, который сейчас разрабатывает РКК «Энергия».

- Планируете ли сотрудничать с ИМБП или другими научными организациями в дальнейшем?

- Если ИМБП продолжит лунные эксперименты, то мы с радостью ему поможем. Мы хотели бы продолжить работу по «Луне семь», например, создать макет нашей лунной базы и провести эксперименты уже в нем.

Также мы хотим продолжить сотрудничать с МГУ по симулятору лунохода.

Недавно мы обсуждали с учеными из Центральной аэрологической обсерватории (ЦАО) необходимость создания новой российской метеоракеты.
Метеорологам необходимо около сотни высотных ракет в год при том, что запасы старых советских ракет заканчиваются, а новая ракета, разработанная на госпредприятии на основе военной ракеты, недостаточно надежна и плохо подходит для подъема хрупких научных приборов. Мы планируем продолжить переговоры с ЦАО и в конечном итоге создать новую мощную российскую метеоракету.

Кроме того, мы собираемся наладить сотрудничество с Институтом космических исследований РАН — его представители интересуются и проведением экспериментов на метеоракетах, и лунной базой.