26 ноября состоится финал российского этапа международного конкурса компании EY «Предприниматель года». В числе претендентов на титул лучшего российского предпринимателя - Илья Сачков, гендиректор Group IB, международной компании, которая занимается защитой от киберпреступников и является резидентом IT-кластера Фонда «Сколково». Г-н Сачков рассказал Sk.ru, что побудило его участвовать в конкурсе и тяжело ли быть технологическим предпринимателем в России

- Конкурс «Предприниматель года». Чем он интересен и полезен?

Это отличная инициатива, которая нацелена на продвижение духа предпринимательства, позволяет встречаться людям из разных сфер бизнеса, делиться опытом. И это, безусловно, вдохновляет. Конкурс развивает культуру бизнеса и предпринимательства. Во время аудирования некоторые вопросы люди, возможно, впервые задают сами себе, ответы на них дают более глубокое понимание собственного бизнеса. 

Илья Сачков во время онлайн-конференции Д. Медведева в Сколково.

Общение с другими предпринимателями дает колоссальную энергию. А так как Россия - эта страна, где бизнес находится в фазе активного развития, эта инициатива по-настоящему крутая! При этом она рождает соревновательный дух, дает мотивацию делать бизнес не только ради денег, но и ради того, чтобы приносить пользу. Все проекты, представленные на конкурсе, безусловно, интересны и построены не по принципу «купи-продай», а заключают в себе уникальную идею. После прохождения всех этапов я получил невероятный заряд вдохновения и очень рад, что принял участие в конкурсе. 

- Зачем вы участвуете в конкурсе, какие цели ставите перед собой?

Изначально идея участия в конкурсе принадлежала не мне, а коллегам из EY. Про конкурс, я, естественно, знал, но не думал, что буду в нем участвовать. Но когда погрузился в процесс, в аудирование бизнеса и себя самого, мне стало очень интересно. Я понял, что мне удастся пообщаться с такими же российскими бизнесменами. А это, пожалуй, один из лучших университетов - для предпринимателя нет лучшего источника знаний, чем другой предприниматель, который наступал на какие-то грабли, решал какие-то задачи. Поэтому план максимум - выиграть российский и международный этапы конкурса. План минимум - узнать что-то новое, познакомиться с умными людьми, друг другу помогать, поддерживать дух предпринимательства, развивать это в России. Я двумя руками за этот конкурс! Мне очень приятны все участники. Я не видел ни одного неинтересного участника, как среди тех, кто прошел в финал конкурса, так и среди тех, кто выбыл. 

Россия - сложный рынок, он меньше про технологии и больше про связи

Мне кажется, что у участников российского этапа конкурса есть шансы и в международном финале. Российские предприниматели делают бизнес в более сложных условиях, чем, например, на родине предпринимательства - в США. Экономика нашей страны только развивается, как и технологические компании; открывается огромное количество возможностей для роста этих компаний. Поэтому для мирового предпринимательского сообщества опыт российских технологических компаний может быть очень интересен.

Существуют российские компании, уже завоевавшие мир («Лаборатория Касперского», Acronis, Parallels и прочие). Американский дух предпринимательства, безусловно, крут. Но из-за того, что мы в России работаем в более сложных условиях, есть основания полагать, что наш [дух предпринимательства – Sk.ru] еще более крут и мы более сильны и более приспособлены к сложным ситуациям. Поэтому я считаю, что тот, кто выйдет в российский финал, имеет все шансы победить и на международном этапе или оказаться в шаге от победы.

- Что вы относите к безусловным достижениям - своим и вашей компании?

Мы создали рынок, который называется Computer Forensics, Cyber intelligence. До нас в России этого рынка не было. При этом мы собрали без блата, без начального капитала немаленькую компанию, которая работает в 12-ти странах и решает вопрос компьютерной преступности и информационной безопасности.

Фото: Group IB

Мы действительно снижаем уровень мошенничества. Как хороший доктор, мы боремся не с симптомами, а с причинами. Мы начали делать продукты, которые стали хорошо продаваться, они приносят пользу, и наши клиенты довольны. Мы стали единственной российской компанией, вошедшей в отчет рейтингово-аналитического агентства Gartner как одна из семи наиболее значимых компаний на рынке Cyber intelligence. Участникам нашего рынка мы известны практически во всех странах мира. При этом средний возраст сотрудников нашей компании - 25 лет. В России нашими клиентами являются крупнейшие компании и самые большие банки. При этом мы растем, каждый год наши показатели увеличиваются. Следовательно, наш бизнес интересен в плане денег и абсолютно честен по отношению к клиентам.

Мне кажется, то, чем я занимаюсь, - это мое призвание. Я хочу построить огромную продуктовую компанию, которая сохранит и направление сервисов. Потому что сервисы дают нам потрясающе глубокие знания проблем информационной безопасности во всем мире. Многие компании, разрабатывающие решения, далеки от понимания причин преступности. А мы эти причины очень хорошо знаем. Поэтому мы являем собой уникальную комбинацию продуктовой компании и компании, которая делает сервисы, связанные с Forensic и расследованиями. Нам очень еще много всего нужно сделать, захватывать новые рынки, новые страны, бесконечно совершенствовать наши продукты, но уже сейчас они очень круты!

- Если бы вы составляли рейтинг 5-ти самых болезненных проблем для технологического предпринимателя в России, то каким бы получился этот список?

Россия - сложный рынок. Он меньше про технологии и больше про связи. Если в Америке есть интересная технология, она гораздо быстрее доходит до конечного покупателя, нежели у нас.

Вторая причина - отсутствие адекватного и квалифицированного персонала. Болезнь нашего времени - катастрофическое нежелание учиться сложным вещам, а у нас очень сложная работа и желание сразу зарабатывать много денег. Возможно, это только наша проблема, но, мне кажется, что все компании это чувствуют - теряется квалификация персонала, разработчиков, криминалистов и многих других. 

Третья проблема - это проблема глобализации российского бизнеса. Наше геополитическое положение дает дополнительные возможности для недобросовестной конкуренции со стороны западных компаний. То, что компания русская, зачастую пытаются использовать против нас. 

Четвертая проблема - это то, что в России пока еще не совсем удобно вести бизнес. Помимо предпринимательского духа необходимо, чтобы государство постаралось сделать все сервисы и процедуры для предпринимателей удобными и прозрачными, обеспечить для технологических компаний льготные условия. Если их не будет, при прочих равных, многие компании будут выбирать другие юрисдикции. 

Пятая проблема - защита интеллектуальной собственности. Этот пункт тесно связан с одним из направлений нашей деятельности. Мы осуществляем защиту бренда, репутации и интеллектуальной собственности в сети Интернет, и поэтому часто участвуем в судах, где защищается интеллектуальная собственность наших клиентов, в том числе компаний, которые разрабатывают софт. В России эти законы и правовая практика очень слабы. В ситуациях, когда, например, уходит разработчик и уносит коды, компании в юридическом смысле часто оказываются со связанными руками, потому что вопросы соблюдения коммерческой тайны еще недостаточно проработаны в правовом поле нашего государства. Права технологических компаний, однозначно, должны быть защищены лучше.

- Принято говорить, что кризис – это не только проблемы, но и возможности. По вашему мнению, нынешняя ситуация в российской экономике дает повод говорить о каких-либо возможностях? Или это сплошные проблемы?

Кризис - это всегда плохо. Но в кризис компания должна ощетиниться, как в любой сложной ситуации ощетинивается человек. И тогда он находит выход, то становится сильнее и умнее. Да, кризис  - это плохо, но это вызов и возможность в том, что он заставляет принимать новые решения, открывать новые рынки, искать новые подходы. Когда человека ставят в безысходное положение, он становится волком, загнанным в угол, действует очень умно и эффективно выходит из ситуации. Если в кризисе и есть польза, то она именно в том, что учит выживать, действовать и развиваться в очень жестких условиях.

«Мы стали единственной российской компанией, вошедшей в отчет Gartner как один из семи наиболее значимых игроков рынка Cyber intelligence»

«Предприниматель года» - конкурс для предпринимателей, который компания EY проводит в России с 2003 года. Он направлен на признание успехов выдающихся предпринимателей, которые вдохновляют других своими идеями, создают рабочие места, внедряют инновации и повышают качество жизни. В этом году участниками полуфинала стали 56 предпринимателей, которые развивают бизнес в самых разных секторах экономики – от информационных технологий до легкой промышленности. Их совокупный доход превышает 80 млрд рублей.

В разные годы в разных номинациях конкурса EY побеждали предприниматели, находящиеся в орбите Фонда «Сколково»: Александр Галицкий, Николай Лебедев (президент группы «Транзас», участвующей в создании авиацентра на территории иннограда), Михаил Хитров («Центр речевых технологий», одно из подразделений которого является резидентом IT-кластера «Сколково»). В прошлом году в номинации «Технологии и промышленность» главного приза был удостоен Никита Агеев, руководитель группы компаний Новас. Одна из этих компаний, «Новас Ск», является резидентом энергоэффективного кластера Фонда «Сколково».  Компания разработала и успешно внедряет и в России, и за рубежом экологически чистую технологию плазменно-импульсного воздействия на пласт для интенсификации добычи нефти и газа, предложенную в 1990-е годы российскими учеными.