ГАВАНА. В каждой олимпийской золотой медали, которую завоевывают кубинские спортсмены, 50% по праву принадлежит кубинским спортивным врачам. Так считает Хорхе Павел Пино Ривера, гендиректор Системы спортивной медицины  Кубы. В интервью Sk.ru главный спортивный медик Кубы раскрыл некоторые другие секреты, позволяющие острову, количество жителей которого не превышает население Москвы, многие десятилетия входить в число лидеров мирового спорта.

Достижения кубинских спортивных медиков впечатляют тем больше, что кубинский спорт постоянно несет кадровые потери. Только за последние два года не менее 140 талантливых спортсменов бежали с острова, привлеченные возможностью более высоких гонораров за границей, подсчитал журнал The Economist. Но на главных международных соревнованиях Куба продолжает неизменно выставлять очень сильные сборные.

На прошлой неделе делегация «Сколково», принимавшая участие в работе Международного научного семинара NANO5 в Гаване, побывала в Институте спортивной медицины. Встреча проходила в здании кубинской антидопинговой лаборатории.

В кубинской антидопинговой лаборатории решаются судьбы чемпионов. Фото Sk.ru.

Кубинские спортивные медики гордятся этой лабораторией не меньше, чем своими успехами в подготовке спортсменов экстра-класса. В Западном полушарии таких лабораторий, аккредитованных в WADA, помимо Кубы, всего шесть – две в США, по одной в Канаде, Мексике, Бразилии и Колумбии. Кубинцы пошли на существенные расходы, закупив новейшее оборудование, чтобы не зависеть от предвзятого, по их мнению, отношения к кубинским спортсменам, которое время от времени проявляется на международных соревнованиях.

В лаборатории работает 37 человек. Представителям «Сколково» разрешили побывать во всех ее подразделениях, начиная с помещения, в окошко которого сдают пробы спортсменов. Из этого же окошка выдают результат, который может сыграть решающую роль в судьбе мирового чемпиона. По словам гендиректора Института спортивной медицины, нам также первыми разрешили произвести в этих стенах фотосъемку.

Глава антидопинговой лаборатории показывает старшему вице-президенту "Сколково" Александру Чернову, как выглядят флаконы для проб А и Б. Фото Sk.ru .

«Для кубинских спортивных медиков смысл антидопинговой лаборатории не сводится к тому, чтобы добиться объективного исследования проб наших атлетов, - говорит Хорхе Павел Пино Риверо. – Основная задача – не допустить, чтобы кубинский спортсмен принимал запрещенные вещества, которые разрушат не только его карьеру, но и здоровье». 

За здоровье и карьеру кубинских атлетов спортивные медики отвечают с того момента, когда 10-11-летние мальчики и девочки приходят в спортивную школу, действующую в каждой из 16 провинций Кубы. Это та инстанция, где начинается отбор будущих чемпионов. Тренеры и врачи ищут самых талантливых детей, которых затем отправляют в национальные юношеские сборные. Не прошедшие отбор продолжают заниматься спортом на любительском уровне.

По мнению Пино Риверы, эта эффективно работающая спортивная пирамида имеет отношение не только к рекордам и медалям, но и к здоровью кубинцев. Потому что физическая активность позволяет снизить заболеваемость населения. «Главная проблема кубинских врачей, с которой мы пока не в состоянии справиться, - это склонность наших коллег первым делом прописывать таблетки, вместо того, чтобы изучить образ жизни пациента и предписать ему комплекс физических упражнений».

Гендиректор Системы спортивной медицины поясняет свою мысль. По принятой на Кубе классификации, все население делится на четыре группы. К первой относятся «потенциально здоровые» кубинцы, т.е. те, у кого не выявлено каких-либо патологий. Во вторую входят люди из групп риска, в частности, заядлые курильщики или алкоголики. Третья группа – пациенты, проходящие лечение амбулаторно или в стационаре. Четвертая группа – инвалиды. Так вот, по словам д-ра Пино Риверы, «во всех четырех группах правильно подобранные физические упражнения могут сыграть важнейшую роль». 

Словосочетание «система спортивной медицины» - это не эвфемизм, а констатация факта: на острове четко работает механизм по селекции и выращиванию элиты мирового спорта. Наиболее зримые достижения этой системы отливаются в олимпийское и мировое золото, серебро и бронзу. Но в действительности смысл работы механизма гораздо амбициозней. Коллеги д-ра Пино Риверы помогают нации стать спортивнее, делают из самых талантливых ребят чемпионов, а на основе методик подготовки чемпионов и наблюдений за тем, как они реагируют на нагрузки, рождаются методики, адресованные общей медицине, всему населению.

Если говорить о спорте высших достижений, участие в котором возможно только с разрешения спортивного врача, существуют две главные вещи. «Каждый спортсмен, претендующий на медали и рекорды, должен быть абсолютно здоров, - говорит Хосе Павел Пино Ривера. - Баланс его биологического и психологического состояния должен быть оптимальным. Существует целая серия тестов, которые проводятся и в лаборатории, и на спортивной площадке, которые имеют целью удостовериться в том, что оно так и есть. И второй аспект. Когда тренер назначает спортсмену дополнительные нагрузки, он должен понимать, как образом поднятие тяжестей, ускорения и другие нагрузки отражаются на биологии человеческого организма. Развитие силы спортсмена отражается на аэробном и анаэробном метаболизме, и биологические возможности здесь небеспредельны.

Директор Института спортивной медицины Кубы д-р Хосе Павел Пино Ривера. Фото Sk.ru

Чтобы в спорте высших достижений человек мог добиться максимального результата, он должен получать внешние стимулы для развития своих способностей. Для этого спортсмену дают нагрузки – максимальные и «сверхмаксимальные». В последнем случае речь идет о такой нагрузке, которая находится за пределами биологических и психологических возможностей спортсмена. Если за такими сверхнагрузками не осуществлять тщательный медицинский контроль, можно разрушить спортсмена».

Куба – необычная страна, ее роль и влияние в мире явно превышают размеры тропического острова в Карибском море. В спортивном отношении кубинцы привыкли считать себя сверхдержавой. Но это же относится и к кубинским врачам. Мало кто знает, что на сегодня 50 тысяч кубинских медиков работают в десятках стран, и это важный источник твердой валюты. Для примера: Бразилия платит за одного кубинского врача 3 тысячи долларов в месяц (из которых самому медику достаются 700 долл.).

Но, пожалуй, элита кубинской медицины сосредоточена именно в спортивной сфере. В этой области не существует мелочей. Каждый спортсмен, выступающий в сборной, в обязательном порядке проходит обследование у стоматолога два-три раза в год. «В мировом спорте известны случаи, когда люди, претендовавшие на «золото», снимались с соревнований из-за незалеченного кариеса, – замечает д-р Пино Ривера. – На Кубе подобное невозможно. Врач не может помочь спортсмену прыгнуть выше, пробежать быстрее или поднять штангу рекордного веса. Но наша обязательная задача сделать так, чтобы атлет был к моменту соревнований абсолютно здоров и в своей оптимальной спортивной форме. Что, конечно же, складывается из разных составляющих, включая индивидуальный рацион питания для каждого спортсмена».

Вообще, по словам руководителя Системы спортивной медицины Кубы, его стране очень не хватает самых современных технологий и самого современного оборудования. Нехватку того и другого кубинцы компенсируют высококвалифицированными кадрами спортивных медиков.

«Когда кубинский чемпион получает золотую медаль, он всегда благодарит, наряду с тренером, своих спортивных врачей», - рассказывает  д-р Пино Ривера.

Так в чем же секрет успехов кубинской спортивной медицины?

«Если выразить одним словом – это система, - утверждает Хосе Павел Пино Ривера. -  Спортивная медицина на острове немногим младше кубинской революции. Поначалу мы учили специалистов за рубежом, преимущественно в Европе. Затем они вернулись на Кубу, и с 1970 года подготовка новых спортивных медиков ведется силами исключительно кубинских специалистов.

Делегация "Сколково" во время посещения кубинского Института спортивной медицины. Фто Sk.ru

Секрет в том, чтобы добиться корреляции между техническим и методологическим развитием спорта, с одной стороны, и развитием медицины – с другой. В нашем случае оба аспекта на высоте. В практическом отношении это означает, что мы контролируем одновременно собственно спортивную подготовку, тренировки и – соотношение работа-отдых спортсмена. Если этим не заниматься одновременно, все пойдет насмарку. Поэтому у нас одинаковое значение имеет тренер, готовящий атлета к соревнованиям, и медицинская команда, которая находится со спортсменом 365 дней в году, на протяжении всей его спортивной карьеры». 

Как человек, работающий в высококонкурентной области, д-р Пино Ривера, разумеется, не раскрывает всех своих профессиональных секретов, но с удовольствием отвечает на вопрос, почему у него русское второе имя - Павел. «Когда мама ждала меня, она читала какой-то советский роман. Как роман называется - не знаю, но главного героя звали Павел Гусев [не путать с главным редактором "Московского комсомольца" - Sk.ru]. Вот так меня назвали Хосе Павел».