«Товарищи, всех нас интересует вопрос, есть ли жизнь на Марсе. Снизу звездочки кажутся маленькими-маленькими. Но стоит только взять телескоп, посмотреть вооруженным глазом, мы уже видим две звездочки, три звездочки, лучше всего, конечно, пять звездочек…  Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, это науке неизвестно».  Для миллионов советских людей, речь пьяного лектора из «Общества по распространению» в культовом фильме  «Карнавальная ночь» в течение десятилетий исчерпывала проблему поисков внеземных цивилизаций.

Но, как оказалось, не для Юрия Мильнера. Российский инвестор объявил о выделении 100 млн долларов на проект по поиску разумной жизни во Вселенной. The New York Times называет инициативу Мильнера «распространением идеи филантропии за пределы Земли и даже рода человеческого».

Инопланетян будут искать с помощью телескопа, зеркало которого равно по площади футбольному полю. Фото Flickr

Директор по науке кластера космических и телекоммуникационных технологий Фонда «Сколково» Николай Михайлов поддерживает проект, хотя считает рассуждения о выходе филантропии за земную орбиту сильно преувеличенными: «Говорить о том,  что филантропия выходит в космос – это вряд ли: мы не собираемся никого поддерживать вне Солнечной системы. Скорее, это пример того, как филантропия модифицируется в космическую эпоху».

Другая крайность в оценках нового проекта, по мнению Николая Михайлова, -  появившиеся в соцсетях утверждения, что план Мильнера, поддержанный Стивеном Хокингом, -  это, якобы, «пиар двух человек». «Это, конечно, абсурд: ни тому, ни другому никакой пиар не нужен. Хокинг – самый авторитетный в наше время физик; Мильнер тоже давно все доказал, что хотел, заработав 3,5 миллиарда долларов и поддерживая фундаментальную науку.

Нет, разумеется, это такой островок правильного отношения к чистой науке. К «Сколково» это, правда, не имеет отношения, поскольку мы в Фонде заточены на коммерциализацию, а у них фундаментальная наука со всех точек зрения.  Поиск внеземных цивилизаций не имеет прикладного значения, это не коммерциализируется. Но в любом случае это можно только приветствовать», - говорит эксперт. Очень важно, считает Николай Михайлов, что проект изначально задумывается как открытый для всех специалистов, имеющих возможности и желание в нем участвовать.

«Цель, которую ставит перед собой Мильнер, может быть практически невыполнима. Тем не менее, на пути к достижению этой цели будут решены многие практические задачи», - считает представитель космического кластера «Сколково».

«Большое ухо» во Вселенной

Как пишет The Wall Street Journal, «даже для 53-летнего Мильнера, венчурного капиталиста, известного крупными инвестициями в относительно непроверенные технологические стартапы, данный проект может показаться несколько неожиданным». Издание напоминает, что в 2009 году, когда компания Мильнера DST Global вложила 200 миллионов долларов в Facebook (капитализация сети в тот момент составляла всего 10 млрд долл), кое-кто называл его сумасшедшим. В последующие годы инвестор приобрел доли в  таких стартапах, как китайский Xiaomi Corp, индийский Flipcart, а также сервис по сдаче внаем комнат Airbnb - еще до их выхода на IPO.

Юрий Мильнер готов потратить 100 млн долл. на поиски внеземного разума. Фото Flickr

При всей их высокой рискованности, это были сугубо коммерческие проекты. Инвестируя в поиски внеземного разума, Мильнер хочет вовлечь лучшие умы Кремниевой долины в разрешение одной из самых древних загадок человечества: одиноки ли мы во Вселенной? «Мне кажется, что все мы, как человеческие существа, ответственны за то, чтобы получить ответ на этот вопрос, - заявил Юрий Мильнер в интервью The Wall Street Journal. – У нас есть оборудование. У нас есть инженеры. Мы можем написать софт».

Оборудование, о котором говорит инвестор, это два крупнейших в мире телескопа – американский Green Bank в Западной Виргинии (зеркало по площади примерно равно футбольному полю) и австралийский Csiro Parkes в Новом Южном Уэльсе. В последнее время оба телескопа испытывают трудности с госфинансированием и стали доступны для частных инвесторов, что послужило непосредственным толчком для разработки проекта.

Попытки слушать Вселенную на предмет обнаружения братьев по разуму предпринимаются достаточно давно, но до сих пор безуспешно. Правда, в 1977 году телескоп «Большое ухо» Университета штата Огайо уловил необычный радиосигнал из космоса. Сигнал больше не повторялся, и источник его остался неизвестным. Все последующие успехи достигались в основном в Голливуде, достаточно упомянуть фильм  «Контакт», в котором героиня Джоди Фостер устанавливает первые контакты с инопланетянами.

Реализовывать проект Мильнера Breakthrough Listen, получивший благословение Стивена Хокинга (инвестор называет Хокинга «идеологическим лидером проекта), будет команда из Калифорнийского университета в Беркли под руководством  Джеффри Марси. «Наши поиски будут в сотню раз более эффективными, чем любая предыдущая попытка обнаружить разумную жизнь во Вселенной», - цитирует ученого  The Wall Street Journal. В рамках рассчитанной на 10 лет работы будут просканированы порядка миллиарда наиболее близких к Земле звезд и «приставлено ухо» к потенциальным сигналам из ста галактик, расположенных за Млечным Путем.

Мильнер родился в 1961 году и был назван Юрием в честь Юрия Гагарина. В молодости он мечтал стать физиком, окончил профильный факультет МГУ, но, в конечном счете, выбрал бизнес: «Я недостаточно умен, - сказал он в интервью американской газете. – Если вы хотите заниматься фундаментальной физикой, надо быть исключительно умным».

Теперь у него есть возможность привлечь самых умных людей к разрешению загадки, не дающей ему покоя многие годы.

«Есть два частных инвестора, один по ближнему космосу, это Элон Маск, но он не благотворитель, он чистый инвестор, который пытается сделать деньги на ближнем космосе; а вот дальний космос, на котором, скорее всего, деньги сделать невозможно в ближайшие десятилетия и столетия, требует филантропии, благотворительности. Таким благотворителем как раз является Мильнер, который  поддерживает поиск цивилизаций вне Солнечной системы. То есть если Маск - по Солнечной системе, то Мильнер – по Вселенной в целом», - говорит Николай Михайлов.

Цель может оказаться невыполнимой, но практические результаты будут

Но будут ли получены какие-то практические результаты в ходе реализации проекта?

Николай Михайлов: проект приведет к практическим результатам, я в этом абсолютно уверен. Фото Sk.ru

«В том техническом описания проекта, которое мне доступно, речь идет исключительно о поиске внеземного разума вне пределов Солнечной системы.  С очень малой вероятностью можно допустить, что в результате поисков мы познакомимся с кем-то из внеземных цивилизаций. Причем имеются в виду именно разумные цивилизации, такого уровня развития, как, скажем, наша, или выше», - замечает эксперт .

«Тут можно говорить о другом. Если бы даже Мильнер, условно говоря, поддерживал алхимию в Средние века, это все равно привело бы к практическим результатам.  Алхимики, ставя перед собой невозможную и неразрешимую задачу, добились решения многих частных проблем, составивших во многом основу химии и даже физики. Были серьезные ученые, которые занимались алхимией, например, Ньютон, который посвятил 30 лет тайным алхимическим экспериментам.

Ровно так же цель, которую ставит перед собой Мильнер, может быть практически невыполнима. Тем не менее, на пути к этой цели будут решены многие практические задачи.  Потому что, как он сам говорит, на порядки, в сотню раз, увеличится объем данных, которые они смогут получать. Эти данные нужно будет обрабатывать, и делать это практически в реальном масштабе времени.

Это подтолкнет к тому, что будут созданы программно-аппаратные комплексы по обработке колоссального объема данных. Что, в свою очередь, приведет к созданию новых методов и алгоритма поиска, скажем, информации в шумах, т.е. решена задача кибернетики. Они накачают терабайты данных, внутри которых надо будет что-то найти: типичная задача для Big Data.

Иными словами, если рассматривать практическое значение проекта как шанс познакомиться с зелеными человечками, думаю, этого не произойдет. Я разговаривал с людьми, которые серьезно занимаются поисками внеземных цивилизаций; по их словам, наиболее вероятный ответ на вопрос о том, почему мы до сих пор не встретились с зелеными человечками, таков: потому, что, к сожалению, мы во Вселенной одни. Но дело не в этой сверхцели, которую он ставит перед собой. По пути будет решено много задач. Точно так же, как когда Королев запускал в космос Спутник и Гагарина, были решены десятки научно-технических проблем, которые потом нашли применение в повседневной жизни. Задача у Мильнера не такого масштаба, но, тем не менее, это приведет к практическим результатам, я в этом абсолютно уверен».

Послание внеземному разуму

Проект Breakthrough Listen, по мнению инвестора, позволит отчасти преодолеть ту пропасть, которая разделяет бурный рост технологий в области создания многочисленных потребительских компьютерных приложений и мир серьезных научных исследований, который зачастую остается недофинансированным, полагает Мильнер. «Вот почему мне нравится этот проект, - указывает инвестор. – Он соединяет оба полушария моего мозга». Отвечая на вопрос о том, что будет, если 10 лет работ не дадут результата, Юрий Мильнер говорит: «Тогда мы будем заниматься этим еще 10 лет. Ставки слишком высоки».

Часть суммы, выделенной на проект, пойдет на финансирование конкурса Breakthrough Message, призванного определить, каково должно быть содержание послания землян для братьев по разуму во Вселенной. Победители соревнования разделят 1 миллион долларов.

Известно, что Стивен Хокинг выступает против подобного рода посланий. Его логика проста: если допустить возможность существования более высокоразвитых внеземных цивилизаций, такое послание может выявить слабость нашей цивилизации, что может иметь тяжкие последствия.

«Да, Хокинг против этого дела, безусловно, - комментирует Николай Михайлов. - Тут мне сложнее сказать, насколько это нужно, я все-таки не в такой степени специалист по внеземным цивилизациям. В принципе все зависит от того, как они будут реализовывать этот проект. Если это, условно говоря, просто кодирование некоторых сведений из Википедии, то это одно. Если они собираются, например, зажечь рядом с Землей небольшое Солнце, которое при помощи азбуки Морзе будет сигналить во Вселенную: «Здравствуйте, мы земляне», - то я бы такой проект не поддержал. Так что я тут скорее склонен согласиться с Хокингом, а не с Мильнером».

На шаг ближе к Земле 2,0

Между тем НАСА объявило об обнаружении «двоюродного брата» Земли в так называемой «зоне обитания» Вселенной. Теоретически это означает, что на вновьоткрытой экзопланете Kepler-452b возможна белковая жизнь. НАСА полагает, что открытие, сделанное с помощью астрономического спутника Кеплер, является «этапным» в поисках ответа на вопрос, являемся ли мы одинокими во Вселенной. Впрочем, пока речь не идет о возможности существования на Kepler-452b разумной жизни.

Земля по сравнению с Kepler-452b. Изображение  NASA/JPL-Caltech/T. Pyle

Пока что исследователи обращают внимание на схожесть экзопланеты с Землей. Это самая малая планета из до сих пор открытых в «зоне обитания», ее диаметр больше земного всего в 1,6 раза. Она вращается вокруг звезды, похожей по параметрам на Солнце, и находится от него на расстоянии, позволяющем предположить наличие на ней воды в жидком состоянии.

Хотя Kepler-452b больше Земли, ее составляющая 385 дней орбита всего на 5% длиннее земной. Она также на 5% больше удалена от своей материнской звезды Kepler-452, чем Земля от Солнца. Kepler-452 имеет от роду 6 миллиардов лет, т.е. она старше Солнца на полтора миллиарда лет; имеет ту же температару, но на 20% ярче.

«Этот вдохновляющий результат еще на один шаг приближает нас к обнаружению Земли 2,0», - говорит руководитель научных программ НАСА, физик и астронавт Джон Грансфелд. слова которого приводит сайт НАСА.