Выпускники Сколтеха придумали алгоритм, позволяющий пассажирам экономить на такси. Для этого надо быть готовым проехаться не по самому короткому маршруту и с попутчиком, которого видишь в первый раз. Предложение адресовано в первую очередь студентам – аудитории, максимально близкой и по возрасту, и по духу авторам проекта Sharxi (такси с попутчиками, от английского share taxi, совместно использовать такси), Борису Урману и Андрею Омельяновичу. Их сервис, с помощью которого пока можно уехать лишь из московских аэропортов, работает всего пару месяцев, количество заказов едва перевалило за два десятка. Но планы у недавних студентов Сколтеха глобальные – стать заметными участниками формирования в России так называемой экономики шеринга, т.е. коллективного потребления

Проект Sharxi вырос из студенческого хакатона, в рамках которого сколтеховцы предлагали способы улучшения условий учебы в строящемся иннограде. Выпускник МФТИ Борис Урман оказался в команде, которая придумывала, как сделать поездки в Сколково удобнее. До Гиперкуба, где проходили занятия, студенты и преподаватели добирались корпоративными маршрутками от станции метро «Парк Победы». Автобусы шли без остановок, и даже тем, кто жил по ходу движения шаттлов, все равно приходилось ехать к «Парку Победы».

Фото: Flickr.

Предложенный командой Урмана вариант оптимизации маршрута шаттлов реализован так и не был (сложности были связаны не с недочетами математической модели, а c административной составляющей и неготовностью к экспериментам компаний-перевозчиков). Но эта неудача не отбила у студентов стремление внедрить алгоритм в жизнь. Этому способствовало специфика Сколтеха – вуза, ориентированного на практическое воплощение полученных учащимися знаний и навыков.

Второй справа - Борис Урман. Фото: Sk.ru

Борис Урман: «В Сколтехе нам читали крайне интересный и полезный курс «Методы оптимизации». В качестве одной из задач рассматривалась как раз оптимизация движения нескольких автобусов по конкретным маршрутам, так, чтобы всем пассажирам было одинаково удобно добираться до остановок. Задача показалась мне интересной, и после окончания курса, уже на каникулах, я продолжил ей заниматься: разрабатывал алгоритмы, тестировал, насколько модель такси с попутчиками может работать в Москве, считал, какие для этого нужны объемы заказов машины. Был понятно, что потенциально речь идет о хорошей бизнес-идее».

Андрей Омельянович: «Проект стал для меня воплощением стремления применить себя в развитии реальной компании, а также апогеем моей сколтеховской жизни. Дело вовсе не в сервисе такси с попутчиками, а в том, что я реально поверил в проект и понял, что у меня есть шанс сделать то, чему учит Сколтех, - создать компанию, которая послужит мне и обществу. Я никогда не верил, что курсовой проект может привести к чему-то серьезному. Однако Сколтех ломает эти стереотипы. Когда я узнал, что Боря продолжил развивать алгоритм дискретной оптимизации, который он изначально разрабатывал для сколтеховских шаттлов, я не был удивлен, а позавидовал целеустремленности при явных рисках провала. Дальше в ход пошли все возможные методы поиска помощи отовсюду. Трудно поверить, но Sharxi помогали люди из нескольких стран, находившиеся за тысячи километров друг от друга. Мы даже слетали в Гонконг для участия в воркшопе. Когда я проводил первые тесты с пользователями на нашей платформе для такси, пришло четкое понимание, что все получится». Во время интервью Урман и Омельянович не раз высоко отзывались о деятельности Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха под руководством Ильи Дубинского, который поддерживал и помогал советом, давал полезные контакты.

Как бизнес-проект Sharxi стартовал весной 2014 года, приложение стало доступно для скачивания в мае 2015-го. Почти год стартаперы обкатывали модель с учетом реальной транспортной ситуации в Москве, проверяли, насколько предложение способно заинтересовать как пассажиров, так и таксистов. «Водителям - с ними мы работаем через системы приема и распределения онлайн-заказов такси - использовать сервис Sharxi выгодно. Даже если они везут не одного, а нескольких пассажиров по разным адресам, пусть и за меньшие деньги каждого, на круг выручка все равно будет больше», - уверяет Омельянович. Часть исследований проходила «в поле» - залах прилетов столичных аэропортов. По словам Андрея, «нравы у тамошних таксистов суровые, мы убедились в том, что разговоры про то, что там позволяют работать лишь своим, имеют под собой почву. За самодеятельность могут наказать».

Проект Sharxi был высоко оценен членами жюри организованной Отрытым университетом Сколково (ОтУС) программы «Транспорт будущего» (программа практических семинаров по созданию проектов, основанных на применении энергоэффективных, информационных и космических технологий в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры). Сервис сколтеховцев признали победителем этой программы.

Основной целевой аудиторией создатели сервиса Sharxi пока числят студентов и не обремененную большим количеством чемоданов и семьей молодежь в возрасте до 25-30 лет, прилетающую в московские аэропорты. «Мы не раз устраивали опросы студентов разных московских вузов, благо у нас есть неограниченный доступ к этой категории респондентов. Результаты подтвердили умозаключения о том, что экономия 500 рублей для них существенна и сервис найдет своего потребителя», - рассказывает Борис Урман. Стоимость поездка из аэропорта с использованием Sharxi начинается от 500 рублей, что сопоставимо с поездкой на «Аэроэкспрессе». Неизбежное при наличии попутчика отклонение от оптимального маршрута составляет максимум 20%. Никто не собирается везти вас на север Москвы из Шереметьево через Чертаново или Бутово. «Если на обычном такси поездка заняла бы 50 минут, то, используя Sharxi, вы доберетесь за час», - поясняет Урман. Для пользователя сервис работает так же, как другие приложения, позволяющие вызвать такси, с добавлением одной графы – количества пассажиров.

Ближайшей осенью Sharxi может выйти за пределы аэропортов. Воспользоваться сервисом смогут пассажиры поездов на московских вокзалах, что заметно расширит клиентскую базу проекта, надеются основатели стартапа. Иногородние студенты, как правило, добираются до Москвы поездом, а не самолетом.

Андрей Омельянович (второй справа) с руководством Сколтеха. Фото: Sk.ru

В планах Урмана и Омельяновича – установление контактов с московскими чиновниками, в частности, из департамента транспорта, и доставка пассажира в столице из любой точки А в любую точку Б, без привязки к вокзалу или аэропорту. Андрей Омельянович считает: «На рынке такси в Москве до сих пор идет борьба моделей. Традиционная, когда клиент общается с диспетчером на телефоне, конкурирует с инновационной, которая предполагает заказ такси через приложение на смартфоне и вообще минимизирует «живое» общение с диспетчерскими службами. Очевидно, что мы игроки из второй категории. Я встречал цифры о том, что содержание автомобиля в Москве обходится более чем в 100 тысяч рублей в год - это стоимость ТО, штрафы, бензин, мойки и т.д. Мы прикинули, что человеку, который совершает 2-3 поездки в неделю, выгоднее воспользоваться Sharxi. Как только мы займем нишу такси с попутчиками, то предметно займемся другими проектами, лежащими в области шеринг-экономики».