Президент Сколтеха, профессор аэронавтики, астронавтики и инженерных систем MIT Эдвард Кроули специально для Sk.ru написал колонку, в которой поделился своим видением перспективных направлений космического предпринимательства

Коммерческая деятельность в космосе осуществима в трех направлениях. Во-первых, это использование объектов в космосе в научных целях или для обеспечения услуг связи на Земли. Во-вторых, это исследования космического пространства и создание там материальной базы, необходимой для ведения научной деятельности, в том числе, на поверхности Земли. И наконец, развертывание технической инфраструктуры, обеспечивающей реализацию первых двух направлений.

Примерами этих направлений космической деятельности служат, соответственно, спутник связи, программа исследования Луны и ракета-носитель для коммерческих запусков.

Эдвард Кроули. Фото: Сколтех.

Коммерциализации подлежат все три направления.

Первое, как правило, являет собой пример очень успешной коммерциализации. Свидетельство тому – находящиеся в космосе аппараты для навигации и коммуникации, сбора разведданных, информации о друзьях и врагах, изучения поверхности Земли (растительности, геологических процессов и т.д.)

Все три обозначенных выше вида деятельности роднит то, что в и их основу положена возможность многократного использования некого объекта в космосе, например, спутника. Результатом этой деятельности является постоянное получение информации: навигационной, коммуникационной, разведывательной, данных о поверхности Земли и т.д. Это очень прибыльный бизнес - либо он имеет все возможности стать таковым.

С другой стороны, перед человечеством стоят такие задачи, как освоение Луны, в том числе для добычи там полезных ископаемых, исследования астероидов, полет к Марсу и так далее. Очень сложно представить возможности монетизации этой деятельности. Ведь для того, чтобы отправить на Луну астронавта вестом 100 кг, требуется запустить ракету весом в несколько тонн. Вот почему комический туризм является таким капиталоемким бизнесом.

Что касается экономической целесообразности добычи полезных ископаемых в космосе, то давайте рассмотрим такой пример. Представьте себе, что на поверхности Луны существовали бы месторождения уже ограненных алмазов, готовых к отправке на Землю. Был бы их сбор там экономически оправданным предприятием? Если бы вам пришлось платить за отправку космонавтов на Луну за алмазами и обратно на Землю, ответом было бы «нет»: не удалось бы привезти достаточное количество камней, чтобы оправдать расходы на перелет. При существующем уровне развития технологий полеты к Луне и добыча полезных ископаемых вряд ли могут подлежать коммерциализации.

Наконец, третье направление космической деятельности - строительство ракет. Это ограниченно успешный бизнес. Даже если заниматься им очень вдумчиво, он может приносить 5% годовых. Бизнес, который дает 5% годовых, – хороший бизнес, но чтобы заняться им, вы должны быть в состоянии разрабатывать ракеты.

Это очень затратное предприятие. Не случайно почти все используемые ныне ракеты построены государством либо на государственные деньги, в их основе лежат технологии межконтинентальных ракет или производные технологии. Расходы на создание ракет были оплачены государством.

В целом, доставка груза (под грузом в данном случае подразумеваются люди и оборудование) - затратный и не очень прибыльный бизнес. Авиалинии, железнодорожные перевозчики, ракетостроительные компании, как правило, зарабатывают не баснословные деньги.

А вот доставка информации значительно более выгодна. Компании, которые специализируются на передаче данных с использованием космической инфраструктуры, будут зарабатывать хорошие деньги. Компании, которые перевозят грузы, такие деньги зарабатывать не смогут.

Транспортировать байты легче и дешевле, чем атомы.