На прошедшей в Сколково конференции Skolkovo Robotics 2015 собрались лучшие менторы, эксперты робототехнической отрасли. Директор по развитию Grishin Robotics Валерия Комиссарова приняла участие в инвестиционной сессии, организованной инвестслужбой Фонда «Сколково», провела мастер-класс «Как создать робототехнический стартап» и поделилась советами начинающим предпринимателям в блиц-интервью Sk.ru.

Валерия Комиссарова провела мастер-класс на Skolkovo Robotics. Фото: Sk.ru

Совет первый: забудьте о том, что вы делаете робототехнический стартап

Подавляющее число предпринимателей этого направления очень увлечены тем, что они делают. Это абсолютно объяснимо — робототехника действительно очень увлекательная дисциплина, многие мечтают заниматься этим с детства и, когда реализуют мечту, полностью фокусируются на технологиях. Естественно, такие люди отлично подкованы в технологиях, но сфера их интересов на этом и ограничивается. К сожалению, на основе одних лишь технологий сложно построить полноценный бизнес. Потому что потребителей, как оказывается, мало волнует, что вы занимаетесь именно робототехникой, что вы строите именно робота. Потребители хотят, чтобы вы рассказали о том, как можете решить их насущную проблему (даже если вы первым указали им, что такая проблема существует). Потребители хотят, чтобы им предложили решение, и им все равно, будет проблема решена с помощью робота, смартфона или, допустим, кипятильника. Не нужно ставить телегу впереди лошади — технология имеет подчиненную роль в вашем бизнесе, это инструмент для решения конкретной задачи. 

Второй совет: не недооценивайте роль дизайна

Под дизайном понимается не только внешний вид вашего продукта и не только оформление вашего сайта или маркетинговых материалов. Очень важно все, что касается любого вашего контакта с внешним миром, с любой целевой аудиторией. Люди склонны по самым косвенным признакам составлять мнение о компаниях и продуктах — вам будет очень сложно изменить уже сформировавшееся мнение. Поэтому дизайн — это комплексное понятие, которое касается и того, на сколько просто и удобно пользоваться вашим продуктом, и того, какое впечатление производит точка знакомства — ваш сайт, и того, хочется ли людям пользоваться вашими дополнительными сервисами, если однажды они уже попробовали ваш продукт. Все это относится к понятию user experience — опыту взаимодействия пользователя с продуктом. И все компоненты этого взаимодействия важны. 

Третий совет: не недооценивайте сложность производства

На этом этапе прогорело огромное число робототехнических и прочих «железных» стартапов. И этот момент актуален для любой страны мира — сложности с производством испытывают не только российские стартапы, но и все остальные. Хорошее тому подтверждение — статистика краудфандинговых проектов на известных площадках  Kickstarter и Indiegogo. От 75% до 84% компаний, которым удалось собрать сотни тысяч или даже миллионы долларов либо поставили продукт заказчикам с очень большой задержкой, либо не поставили его вовсе. Предприниматели вышли на площадку с хорошей идеей, с красивыми материалами, но не выполнили «домашнюю работу» — не провели анализ того, насколько сложно произвести задуманный продукт, возможно ли в принципе его массовое производство. Очень часто красивая идея на бумаге, в дизайн-концепте, может стоить совершенно неподъемных денег в воплощении. 

Четвертый совет: думайте о своем бизнесе за пределами одного продукта

Один успешный продукт — еще не гарантия успешного долгосрочного бизнеса. Хороший пример — компания Rovio, известная игрой Angry Birds. Уровень интереса к игре неумолимо снижается, потому что аудитория устает, ей хочется чего-то нового. Повторить первый успех очень сложно. Как понимают все профессиональные инвесторы (а если вы строите действительно большую компанию, рано или поздно вы обратитесь к профессиональным инвесторам) всегда пытаются найти бизнес, который способен вырасти в очень, очень большой. Чтобы стать таковым, компании необходимо оставаться актуальной на протяжении долгого времени. А для этого нужно выводить на рынок все новые продукты или предлагать новые возможности. В некоторых случаях, как мы видим, это оказывается невозможным, поскольку создатели ограничили себя на старте. 

Пятый совет: будьте внимательны с выбором рынка

Рынок, на который вы ориентируетесь, не должен быть переполненным. Если он уже переполнен — у вас должна быть супер-идея и понимание, как и с чем вы будете на этом рынке конкурировать. При этом не стоит игнорировать факт, что найдутся игроки, которые гораздо больше вас, намного опытнее вас, с огромными ресурсами. Пример — огромное число компаний, которые сейчас производят дронов. Эти компании очень похожи друг на друга, и отличаются, зачастую, лишь дизайном сайтов и логотипами. Нет ничего фундаментально нового или более качественного, нет прорыва, который можно предложить клиентам. Без этого сложно построить системный бизнес. Вы должны иметь понимание, куда вы будете расти и расширяться, какие линейки продуктов готовы предлагать. И еще момент — не стоит выбирать рынок и строить продукт, не посоветовавшись с потребителем. Даже предварительный, очень далекий от идеала прототип можно показать тем, чью проблему он решает — и именно их отклик поможет сориентироваться, понять, сможет ли этот продукт стать успешным, нужен ли он кому-либо, готовы ли за него платить столько, сколько вы рассчитываете.