ХЕЛЬСИНКИ, Финляндия. В этом году конференция Slush собрала огромное число стартапов из разных стран мира. Россию представили проекты из «Сколково»: более 50 резидентов Фонда приехали в Хельсинки, чтобы поучаствовать в выставке, побороться за главный приз Slush в битве питчей, провести встречи и завести новые знакомства. В целом, оценки, выставленные конференции стартапами оказались высокими. Хотя есть и поводы для недовольства: как это часто бывает на крупных выставках, в часы пиковой посещаемости подводил интернет. Не все радужные ожидания воплотились в жизнь — многим стартапам есть чему поучиться, считают эксперты. Sk.ru продолжает публикацию отзывов о Slush.  

Главный вход на Slush 2014. Фото: Sk.ru

Робототехнический стартап xTurion привез на Slush своего робота, предназначенного для мониторинга помещений. Этот умный мобильный агрегат, оснащенный камерами и датчиками, может заменить целую сеть видеокамер для дома: он умеет строить карты помещений, передвигаться по ним из точки в точку, проводя наблюдение за территорией, автономно двигаться по маршрутам, которые указывает пользователь. Кроме того, им можно управлять с помощью приложения для смартфона (или планшета). 

За последний год xTurion поучаствовала в нескольких крупных выставках и конференциях — компания побывала со «Сколково» на CeBIT и Startup Village, поучаствовала в форуме «Открытые инновации». Но даже для этой опытной команды Slush стал открытием. «Тут очень интересный, необычный формат. Во-первых, все это выглядит как какая-то огромная клубная вечерика. Во-вторых, очень, очень много людей вокруг — и многие подходят к стенду, задают вопросы, интересуются возможностями партнерства. Честно говоря, такого числа людей я не видел ни на одной выставке. Тут неимоверное количество инвесторов со всего мира: Европа, Россия, Азия — можно найти контакты, которые не получить где-то еще», — рассказал Sk.ru директор по развитию компании xTurion Илья Григорьев.

Илья Григорьев и мобильный робот xTurion на Slush. Фото: Sk.ru

По его словам, на выставке в Хельсинки заметен высокий интерес к робототехническим проектам: люди задают вполне профессиональные вопросы и даже подают неплохие идеи для коммерческого применения роботов. Например, мобильного робота можно использовать в детских садах: во-первых, он воспринимается как забавная игрушка, а во-вторых, может ненавязчиво наблюдать за детьми и сообщать родителям о происходящем.

Что до целей участия в Slush, то, как убедился Sk.ru, большинство стартапов приехали за контактами.

«Наверное, не буду слишком оригинальным, если скажу, что на конференции и выставке мы ищем инвесторов и партнеров. Партнеры нам нужны самых разных направленностей — в продажах и маркетинге, индустриальных. Также ищем клиентов, которые заинтересуются нашей стереокамерой. Где-то в большей степени, где-то в меньшей, но по всем этим направлениям нам повезло: мы нашли потенциальных партнеров и собираемся дальше с ними общаться», — рассказал  Sk.ru Виталий Китаев, CEO, сооснователь, инженер и один из идеологов Oriense. 

Команда Oriense создает устройство, которое позволит людям с частично или полностью отсутствующим зрением лучше ориентироваться в пространстве. Проект, который привлек к себе немало внимания посетителей Slush, объединяет технологии компьютерного зрения и навигационные технологии. Он ориентирован на повышение самостоятельности и социальной адаптации инвалидов по зрению. Устройство — носимый компьютер со встроенным GPS-навигатором, к которому можно подключить очки с 3D-камерой, подсказывает человеку, где находятся препятствия, как их обойти, предупреждает о ямах, ступеньках, светофорах, других препятствиях. Также оно способно распознавать и считывать штрихкоды в магазинах. То есть, проект решает довольно обширный ряд проблем незрячих людей. В настоящее время готов прототип устройства, ну а выпустить готовый девайс Oriense собирается уже в следующем году. 

Для самого Виталия Китаева этот Slush стал вторым — в первый раз он приехал на конференцию самостоятельно в 2012 году — не для участия в выставке или питч-сессиях, а чтобы посмотреть на публику, завязать знакомства и провести ряд встреч. 

Виталий Китаев с прототипом устройства для слабовидящих. Фото: Sk.ru

Впрочем, далеко не каждый стартап-проект может найти на Slush свою аудиторию: кто-то уже «перерос» выставку, кому-то необходимо учиться проще доносить до разноплановой публики свои идеи, третьим же просто невозможно — в силу специфики и сложности проекта — донести до массовой публики идею своей значимости. Последним больше подходят узкоспециальные мероприятия и общение с экспертами в своей области. 

По словам основателя и управляющего партнера Almaz Capital Partners, члена совета Фонда «Сколково» Александра Галицкого, Slush стал для российских стартапов хорошей, но довольно жесткой школой: «Основное — стартапам стоит научиться чувствовать, кто их потребитель. Уметь рассказать, какую проблему они решают. Все мои беседы с нашими проектами заканчиваются разговором о технологиях — это здорово, я сам люблю технологии, но все же стоит поучиться у местных стартапов донесению проблематики и решений». 

При этом Галицкий отметил, что среди европейских стартапов до сих пор сильна тяга к всевозможным веб-проектам — «эксплуатация веб-браузера продолжается». Проектов, с глубокой технологической составляющей, еще и умеющих объяснить бизнес-стратегию — не так много. Но это дает шанс проектам из России: пока кто-то пытается «поднять быстрые деньги», у наших проектов есть шанс научиться правильно себя презентовать и показать, что они стоят внимания. 

Впрочем, польза будет в любом случае, если стартап постарался ее извлечь, уверен директор департамента акселерационных программ Фонда «Сколково» Максим Михайлов: «Не могу судить обо всех проектах, но, если говорить об участниках «Сколково» — смею надеяться, весомые, хорошие результаты от участия в Slush получат 5-7 проектов, то есть, около 10% от приехавших. Но и для остальных такое мероприятие — возможность поучиться, посмотреть на таких же стартаперов, послушать вопросы от разных экспертов — и дальше использовать полученный в Финляндии опыт для общения с партнерами и инвесторами из других стран. Вопрос подготовки — очень важен. Ну и само мероприятие Slush — очень крутое, зрелищное и насыщенное — спасибо организаторам».

Российские команды умеют смотреть далеко за пределы «веба» — среди проектов, представленных на Slush, оказался LIN Industrial, который нацелился на покорение космоса. «Здесь мы показываем проект ракеты, которая поможет коммерческим спутникам выходить в космос — сейчас с этим есть большие проблемы. Ракета нужна для вывода маленьких спутников — одна легкая и относительно

 Алексей Калтушкин с проектом легкой ракеты на Slush. Фото: Sk.ru

маленькая ракета может поднять четыре-пять спутников за раз. Если сейчас для того, чтобы запустить спутник, нужно ждать «большую» ракету, что долго — то с у нас это время сокращается до минимума, то есть, решается вопрос оперативности. Плюс, у нас практически нет ограничений для элементов спутников — все максимально просто», — рассказал  Sk.ru гендиректор LIN Алексей Калтушкин.

Еще до Slush Алексей пообщался с зарубежными партнерами и представителями бизнеса, которые предупредили: непосредственно на выставке «зацепить» крупного инвестора и успеть с ним переговорить вряд ли удастся. «Но участие в международной конференции — самой большой в Европе — в любом случае полезно. Мы заранее проработали список инвесторов, с которыми нужно встретиться. Плюс для нас участие в Slush важно, прежде всего, возможностью повышения узнаваемости проекта, PR. Мы не встретили здесь людей, которые прямо-таки несут деньги в руках, с желанием их побыстрее вложить — но мы хотя бы поняли, что интерес к космосу, к нашему проекту — есть. В том числе, коммерческий», — подытожил Алексей Калтушкин.