«Если вы ожидаете, что просто приедете в Хельсинки на конференцию SLUSH, и какой-то добрый дядя подарит вам миллион долларов, лучше оставайтесь дома. Но если вы хорошенько подготовитесь, заранее договоритесь о встречах, SLUSH может стать двумя самыми эффективными днями в вашей жизни». Так говорит советник Президента Фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен. В свое время он был одним из финских бизнесменов, поддержавших на старте ныне крупнейшую в Европе конференцию стартапов.

В видеоинтервью из Хельсинки в канун открытия очередного SLUSH (пройдет с 18 по 19 ноября) Пекка Вильякайнен подробно рассказал Sk.ru, зачем российскому стартапу менять по невыгодному курсу рубли на евро и ехать в финскую столицу; что общего у SLUSH и Startup Village, какую роль играет финская экзотика в привлечении на конференцию 15 тысяч участников со всего света, какие ошибки совершали организаторы и участники события в предыдущие годы и какой роскоши не может себе позволить стартапер.

«Сколково» на конференции будут представлять свыше 50 резидентов Фонда, а также студенты Сколтеха. 

Ниже выдержки из интервью.

-Один из основателей компании Samsung как-то сказал, обращаясь к своим коллегам: «Меняйте все, кроме жены и детей». Что изменилось в конференции SLUSH за последние годы?

-Прежде всего, следует помнить, что SLUSH начиналась как событие, ориентированное преимущественно внутрь, на Финляндию. Это была очень айтишная и очень финская конференция. Сегодня мы говорим, что SLUSH – самое большое в Европе собрание стартапов. Организаторы прикладывают значительные усилия, чтобы международная составляющая конференции постоянно росла. Перед нынешней конференцией представители оргкомитета объездили весь мир – от Японии до Рио-де-Жанейро до Уолл-стрит в Нью-Йорке. Такая подготовка призвана привлечь инвесторов со всех континентов, а не только из США, Германии или Швеции. Так что коротко отвечая на вопрос, можно сказать, что никогда еще SLUSH не была настолько международным событием, как сегодня.

Пекка Вильякайнен: самое главное - не прошляпить подготовку к SLUSH. Фото Sk.ru

Во-вторых, поскольку мы говорим о Финляндии, то на конференции много IT и связанных с информационными технологиями игр и развлечений. Но вместе с тем растет удельный вес других индустрий, которые присутствуют на SLUSH. Это еще одно важное изменение.

Третье – это, собственно, масштабы конференции, они впечатляют: 15 тысяч участников. И примите во внимание, что событие организует некоммерческий фонд, в отличие от аналогичных конференций в других странах, которые организуют частные компании. В случае со SLUSH, организаторы очень тесно сотрудничают с крупнейшими университетами Финляндии.

«Нет ничего сексуальней, чем делать деньги на науке»

-Чем еще SLUSH отличается от других подобных событий в мире стартапов?

-Я бы сказал, что в основе SLUSH – любовь. Конференцию организуют люди, которые любят стартапы и предпринимательство.

Что еще делает эту историю уникальной? Вы ведь понимаете, что Финляндия – это очень маленький рынок. Но в сотрудничестве с Россией, с Соединенными Штатами, с Бразилией Финляндия кое-что собой представляет. А так это достаточно маленькая и достаточно экзотическая страна. Да, достаточно экзотическая. И еще это достаточно нейтральное место, чтобы заинтересовать людей из разных частей света. Даже несмотря на ужасную ноябрьскую погоду в Хельсинки (вы ведь знаете, что slush означает «слякоть»).

Многие думают, что «Сколково» участвует в SLUSH, потому что я – финн. Но дело не в этом, конечно. Особенно сейчас, когда в условиях сложной международной обстановки возникают новые вызовы. Как привлечь новых иностранных инвесторов? Это удобно сделать в Финляндии: соседняя страна, добраться до Хельсинки достаточно дешево. Для «Сколково» стратегически важно продвигать свою конференцию Startup Village. Обратите внимание: между  SLUSH и Startup Village нет соперничества, одно событие отстоит от другого ровно на полгода – что неслучайно. Более того, эти события взаимодополняют друг друга, помогают друг другу.

Лично меня не особенно интересуют государственные границы, и для стартапов границы – тоже вполне условная вещь. Что интересует стартап – это сделать свой бизнес успешным. Так что и SLUSH, и Startup Village вместе способствуют процветанию региона, который принято называть Северной Европой.

-Справедливо ли будет назвать Вас одним из отцов-основателей SLUSH?

-Ну, если честно, я вел себя достаточно пассивно, когда эта история только начиналась. Я был одним из тех бизнесменов, которые пожертвовали определенную сумму на создание некоммерческого фонда. Так что меня нельзя назвать одним из основателей. Другое дело, что когда я увидел, как здорово это работает, я стал активней поддерживать SLUSH.

Фото Sk.ru

-И все же рискну спросить, как Вы могли бы определить философию SLUSH.

-Очень просто. Нет ничего прекрасней, нет ничего сексуальней, чем делать деньги на науке. Это необыкновенно возбуждает.

SLUSH основали, чтобы свести вместе единомышленников, чтобы они могли друг у друга поучиться. Да, на конференции есть конкурс, но это не играет ключевой роли. Потому что в Хельсинки приезжают многие сотни компаний,  а победитель только один.  Всем известно, что компания Apple не побеждала на конкурсе стартапов. Так что победить в соревновании – это, конечно, признание твоего успеха, но не это самое важное. Важно учиться у других. Если ты «высасываешь» информацию у других компаний, их лучшие практики; если ты общаешься со СМИ, и если еще и повезет найти инвестора… Вот то, для чего придумали SLUSH.

-Позвольте задать очень простой практический вопрос. В чем смысл для молодого российского предпринимателя менять свои рубли на евро по очень невыгодному на сегодня курсу и нестись в Хельсинки? Какую конкретную пользу для себя извлечет российский стартап от участия в SLUSH?

-Прежде всего, на этой конференции нет никакого отличия в том, приехал ты из России, Швеции или Америки. Рабочий язык SLUSH – английский, возможности открыты в одинаковой мере для всех. Я хочу этим сказать, что тот факт, что ты – русский предприниматель, не дает тебе никакого преимущества. Но ни в чем и не умаляет твоих возможностей. Ты видишь многотысячную толпу, в которой сразу и не разобрать, кто там русский, а кто финн. Это первое.

О пользе домашней работы

И второе – отвечая непосредственно на вопрос. Если ты приехал в Хельсинки и ничего не делаешь, ведешь себя, как турист, идешь в Stockmann покупать там молоко Valio, - ни черта полезного не получишь; это полная потеря времени. Но если ты хорошо выполнишь домашнюю работу, если заранее запланируешь свои встречи, если загодя начнешь продвигать свою компанию – а для этого SLUSH предоставляет все возможности, - если озаботишься созданием маркетингового партнерства с другими стартапами, - тогда эти два дня в Хельсинки могут стать двумя самыми эффективными днями в твоей жизни, в жизни твоего бизнеса.

Если ты бизнес-ангел (это тоже одна из целевых аудиторий SLUSH), тебе тоже следует присмотреться к практикам других бизнес-ангелов, а их там собирается несколько сотен, и среди них есть очень успешные и не очень успешные инвесторы.

Важно понимать: научиться, как стать стартапом, бизнес-ангелом невозможно, читая книги. С другой стороны, не следует так уж полагаться на удачу. Если ты хочешь стать предпринимателем и надеешься на удачу, - займись лотереей. Для всего остального надо учиться. В том числе, на SLUSH.

-Поговорим о цифрах. В прошлом году на SLUSH стартапы получили 200 млн долларов нового финансирования. Чего ожидать в нынешнем году?

-Честно говоря, я не знаю. Каких-то определенных показателей в этой области конференция перед собой не ставит. Но если подсчитать, что на конференции ожидается три тысячи инвесторов и сложить их совокупные финансовые возможности, то потенциально они смогут проинвестировать на порядок больше того, что было вложено в стартапы на прошлогодней конференции.

Разумеется, они также не ставят перед собой каких-то определенных обязательств. Все зависит от того, насколько им повезет познакомиться с хорошими компаниями. Так что это извечная проблема курицы и яйца. Скажем так. Если ваша компания хороша, если ваши инновации хороши, если вы проявляете должную активность - и при этом вы не установите первый контакт с инвесторами, то я вообще не понимаю, каким иным образом вы такие контакты получите. Столько потенциально полезных друг другу людей собираются в одном месте в одно время!

"Отправляясь на SLUSH, оставьте застенчивость дома". Фото Sk.ru

При этом надо иметь в виду еще одну вещь – она в одинаковой мере распространяется и на русские, и на финские стартапы. Допустим, вы едете в Калифорнию и хотите получить инвестиции там. Если ты финн, то на тебя смотрят, как на инопланетянина, как на пришельца из страны айсбергов, водки и пива. И примерно такое же отношение к российским стартапам. Так что вам надо быть ну очень хорошей компанией, чтобы преуспеть за океаном. Не так в Хельсинки. Люди, которые туда приезжают, они априори заинтересованы в инвестициях в Европу, в Россию. Так что в Хельсинки пробиться легче.

Стартапер не может позволить себе роскоши быть застенчивым

Но я повторяю: для того, чтобы получить пользу от SLUSH, не надо вести себя, как турист. Если вы ожидаете, что просто приедете в Хельсинки на конференцию SLUSH, и какой-то добрый дядя подарит вам миллион долларов, лучше оставайтесь дома.

-Что полезного может извлечь для себя «Сколково» от участия в SLUSH – с учетом положительного и отрицательного опыта конференции?

-Главное, чего следует всеми силами избегать, – это пассивности. Такой грех тоже за финнами иногда водится. И среди компаний «Сколково» порой замечаешь: есть люди, считающие, что кто-то им что-то принесет на серебряном блюдечке. Надо быть очень активными, чтобы получить максимум из тех 48 часов, которые длится SLUSH.

Главная возможность – нам надо продемонстрировать, что «Сколково» - это всерьез и надолго. Люди, работающие на Фонд, - это реальные люди, которые держат слово и проявляют последовательность. Если мы говорим, что чем-то займемся, - мы этим занимаемся. Мы не просто раздаем визитные карточки, а затем сидим, сложа руки. Мы занимаемся делом.

Для «Сколково» важно продвигать свои компании. Но в более короткой перспективе мы должны сделать все для того, чтобы проект «Сколково» поразил воображение людей, чтобы они присоединились к нам на Startup Village или даже на Startup Tour в начале будущего года. Существует достаточное количество иностранных инвесторов, которым интересны российские регионы, – отчего бы им не поучаствовать в наших мероприятиях, таких, как Startup Tour? Я, кстати, имею в виду, в том числе, и инвесторов из русской диаспоры в Финляндии. Эти люди обычно скептически настроены по отношению к России. Но мы должны дать им возможность узнать, что на самом деле происходит в Красноярске, в Новосибирске, в Казани. И я был бы счастлив, если бы в Startup Tour приняли участие зарубежные бизнес-ангелы.

И еще. Когда некое событие происходит за пределами России, оно сразу становится интересным внутри России. Кстати, с финнами происходит то же самое. Иными словами, если нам удастся пробудить интерес к «Сколково» за пределами страны, позитив от этого будет ощущаться в самой России.

-Как человек, который хорошо знает внутренние механизмы «Сколково» и  SLUSH: какой совет Вы могли бы дать участникам конференции в Хельсинки?

-Самая большая ошибка – прошляпить подготовку к поездке. Когда человек приезжает в Хельсинки и думает: вот теперь-то я начну контактировать с людьми, - он уже опоздал. Несмотря на всю важность «Сколково», несмотря на то, что Фонд является одним из спонсоров SLUSH, у наших резидентов нет никаких эксклюзивных прав. Это открытое для всех соревнование. И к этому соревнованию надо быть готовым.

Второе. Надо уметь правильно позиционировать себя, быть заметным в толпе. Возьмите меня: все знают, что я – «бульдозер». Или [один из основателей компании Rovio] Петер Вестербака – он не расстается с фирменной красной толстовкой с логотипом Angry Birds. Нужен какой-то необычный элемент, который позволит вас заметить и запомнить.

И последнее: оставьте застенчивость дома. Стартапер не может позволить себе роскоши быть застенчивым.