«Только сомнения и вопросы стимулируют креативность». Так говорит человек, имеющий право выражаться афористично, чтобы это не казалось банальностью: швейцарский воздухоплаватель и изобретатель в третьем поколении Бертран Пикар. Создатель Solar impulse, первого в мире пилотируемого самолета, использующего солнечную энергию, стал гостем форума «Открытые инновации» в Технополисе «Москва» и выступил на пленарной сессии «Конвергенция технологий и знаний -  прорывные решения на стыке областей».

По мысли Пикара, «инновации – это не новые идеи; это способность оставлять позади старые идеи». Он иллюстрирует этот парадоксальный, на первый взгляд, тезис, таким примером. Человечество всегда мечтало о небе, но строить воздухоплавательные аппараты люди начали совсем недавно. Между тем примитивный самолет могли бы построить еще древние египтяне. Их технологические возможности вполне это позволяли. Почему они этого не сделали? Просто потому, что, по их представлениям, небо принадлежало не человеку, а богам. Как только человечество распрощалось с этой устаревшей идеей, оно приступило к покорению неба.

Исходя из сформулированного швейцарским инноватором принципа, он высказал идею, которая, на его взгляд, должна стать определяющей в 21 веке. Это идея сохранения источников энергии. Половина всей производимой на Земле энергии теряется из-за старых технологий. Новые технологии призваны не расширять до бесконечности предложение энергии, а научиться лучше сохранять уже производимое, считает Бертран Пикар.   

Всем хочется поуправлять настоящей подлодкой-роботом

Особенностью форума «Открытые инновации» является то, что здесь одновременно с обсуждением глобальных идей происходит обмен вполне практичными идеями и предложениями. Именно на практическую сторону мероприятия, организатором и активным участником которого является «Сколково», обратил внимание старший вице-президент Фонда по инновациям Василий Белов в интервью Sk.ru. «Здорово, что в этом году форум проходит в достаточно практичном формате – наверное, площадка, на которой раньше всегда производились автомобили [АЗЛК] задает определенный настрой. Уже в первый день у нас было подписано несколько сделок наших стартапов с китайскими партнерами. Это компания «Оптогард Нанотех» и компания «Новас СК», которые подписали соглашения о выходе на китайский рынок.

Так же здорово, что произошло много встреч, прежде всего, наших участников с потенциальными клиентами и с регулятором. «Открытые инновации» становятся в большей степени форумом, на котором сколковские компании начинают развивать свой бизнес, а не только демонстрировать достижения народного хозяйства», - заметил Василий Белов.

На второй день проведения форума было представлено исследование Российской венчурной компании (РВК) и PwC, в котором утверждается, что в России главной проблемой инноваций является отсутствие спроса на них.

Как говорит Василий Белов, «спрос на инновации определяется конкурентноспособностью экономики. Действительно, в России, по мнению многих экспертов, экономика не очень конкурентна. Много секторов, где достаточно монопольные позиции у одной или нескольких компаний. И это, конечно, не стимулирует спрос на инновации. Поэтому отчасти соглашусь [с выводами исследования]. Но, наверное, ответ на вопрос, что делать, нужно искать не в принуждении корпораций и силовых методах воздействия на них, а в создании конкурентной среды».

Старший вице-президент Фонда по инновациям Василий Белов выступает на панельной дискуссии форума

Сколковские компании как раз и работают в такой конкурентной среде и на российском, и на международном рынках. Один из примеров упомянул сам Василий Белов, говоря о компании «Новас СК», подписавшей соглашение о создании СП с китайским партнером. Сделку прокомментировал в беседе с Sk.ru исполнительный директор кластера энергоэффективных  технологий, вице-президент Фонда Николай Грачев, который назвал ее «знаковым событием». «По сути это означает выход «Новас СК» на китайский рынок с технологией добычи метана из угольных пластов. Рынок очень перспективный, наверное, это один из крупнейших рынков по данному направлению. Именно поэтому речь идет о важном шаге в международной экспансии «Новаса» - состоявшейся технологической глобальной компании, которая оперирует и в Северной Америке, и в Европе, и на Ближнем Востоке. Теперь к этому добавляется и Китай. Мы надеемся, что «Новас» станет первопроходцем на этом направлении для других компаний кластера».

Как обычно на «Открытых инновациях», в числе наиболее интересных проектов, которые показывает «Сколково», - те, что находятся на стыке нескольких направлений, сказал Sk.ru главный робототехник Фонда Альберт Ефимов. Он подчеркнул, что робототехнические проекты «Сколково» выгодно отличаются от конкурентов, - в том числе, и тех, которые демонстрируются на форуме, - высоким уровнем разработок. Во многих случаях речь идет о готовых продуктах - от беспилотников (их выставили не только сколковская компания «Аэроб», чей аппарат накануне осмотрели премьер-министры России и Китая, но и студенты Сколтеха) до уникального подводного аппарата «Гном», способного вести разведку в воде. Очень большие перспективы открываются у робототехники в медицине.

Швейцарский воздухоплаватель и изобретатель Бартран Пикар: инновации - это не новые идеи. а способность отрешиться от старых. 

Альберт Ефимов как раз выступал во вторник модератором по этой теме в панельной дискуссии на форуме с участием крупнейших мировых и зарубежных экспертов в области медицинской робототехники. Помимо технологических перспектив участники дискуссии затронули важный этический аспект. Многие, в том числе и в медицинской среде, пока не готовы принять возможность того, что человека будет оперировать робот. Как поясняет Альберт Ефимов, речь идет в определенной степени о недопонимании: «Человека никогда не будет оперировать робот, хирургом всегда является человек. Надо воспринимать робота как продленную руку хирурга-человека, который при этом может находиться за тысячи километров от операционной».

При всей перспективности данной области количество медицинских роботов в мире пока на порядок уступает числу военных роботов. Однако, с точки зрения коммерциализации, мы имеем дело с перевернутой пирамидой: именно медицинские роботы приносят наибольшую выручку, их рынок оценивается сегодня в полтора миллиарда долларов. То есть рынок медицинской робототехники, по словам Ефимова, является столь же зрелым, что и рынок промышленных роботов.

Главный робототехник "Сколково" Альберт Ефимов

Чего не скажешь о таком важном направлении, как использование роботов в подводных условиях. На стенде «Сколково» настоящий ажиотаж вызвал аппарат «Гном» от компании «Индэл-Партнер». Помимо профессиональных участников форума, вокруг «Гнома» постоянно толпились школьники, каждый из которых хотел поуправлять с помощью джойстиков настоящей мини-подлодкой. 

Как пояснил Sk.ru инженер-исследователь Равиль Ишмухаметов, речь идет о полностью отечественной разработке, использующей отечественные компоненты. Если сравнивать «Гном» с зарубежными аналогами, российский аппарат использует значительно более тонкий кабель, что позволяет снижать воздействие на него водной среды. Другим преимуществом «Гнома» перед конкурентами является его низкая энергозатратность (в три-пять раз меньше, чем у аналогов), что позволяет использовать портативные источники питания.

Студенты Сколтеха представили на "Открытых инновациях" свой беспилотник

«Гном» может использоваться и в нефтедобыче, и в поисково-спасательных работах, будь то поиск упавшего в воду автомобиля или какого-то оборудования или затонувшей подводной лодки или корабля. Можно исследовать кабель на дне любого водоема. Можно гарантировать безопасность работы водолазов. Можно осмотреть днище и винты судна, не загоняя его в док. Время приведения аппарата в готовность – пять минут, рассказывает Равиль.

Пока длился рассказ, к стенду «Сколково» подошел целый класс школьников. По их лицам было видно, что ребята хотят забрать из рук инженера джойстик, чтобы самим управлять движениями «Гнома» в аквариуме. Что, собственно, они и сделали, едва корреспонденты Sk.ru покинули стенд.