Московский мэр Сергей Собянин, ознакомившийся с ходом работ по созданию внешней инфраструктуры Сколково, поручил обеспечить инноград теплом и водой к концу этого года. В аппарате Сити-менеджера Сколково рассчитывают, что ключевые объекты инженерной инфраструктуры будут введены в эксплуатацию 1-го июля. К этому же дню должна быть запущена и новая схема организации дорожного движения, определяющая порядок передвижения транспорта по территории инновационного центра


В беседе с sk.ru вице-президент Фонда «Сколково», Сити-менеджер Владимир Лукьянов сравнил запуск инженерной и транспортной инфраструктуры с «насыщением кровеносной системы живого и сложного организма», коим вполне можно считать инновационный город. «Гарантировать, чтобы этот процесс прошел максимально безболезненно, и решить все вопросы с Москвой, чтобы город Сколково мог жить и развиваться, для нас является делом чести», - констатировал г-н Лукьянов.

Строительство объектов инженерной инфраструктуры – ресурсоёмкий и ответственный этап развития города, результаты которого остаются в буквальном смысле под землей. «Тем важнее сказать о реальных результатах: в тесном взаимодействии и сотрудничестве с руководством Москвы решены вопросы водоснабжения и водоотведения, тепло- и холодоснабжения иннограда; построены головные инженерные сооружения, к которым относятся водопроводный регулирующий узел, канализационные и ливневые очистные сооружения, стационарные снегоплавильные пункты и канализационные насосные станции, инженерные сети, - рассказал в интервью sk.ru заместитель Сити-менеджера Максим Шейфель. - Большую часть объектов на территории инновационного центра Сколково возводят инвесторы, приход которых подчас невозможно точно прогнозировать. Поэтому у нас не всегда была возможность определить все участки, где в дальнейшем будет вестись строительство. Это изначально было учтено при планировании схемы сетей, однако в процессе проектирования и строительства приходилось вносить некоторые корректировки».

Один из кварталов апартаментов для будущих резидентов. Фото: SkReview

Исходя из того, что с 1 июля планируются первые вводы в строй инфраструктурных объектов, тепловой сети, водоснабжения, водоотведения, головных инженерных сооружений, пусконаладочные работы должны начаться 15 июня. «Для этого, - продолжает М. Шейфель, - аппарат Сити-менеджера осуществляет тесное взаимодействие с мэрией Москвы, чтобы сети внешних ресурсоснабжающих организаций столицы уже были готовы, присоединены к сетям Сколково, и по ним был подан соответствующий вид энергоресурса - вода и тепло».

Теплоснабжение инновационного центра (ИЦ) предусмотрено от двух источников. Основной – городская ТЭЦ-25. Расположенная в Западном округе Москвы электростанция обеспечивает тепловой энергией жителей микрорайонов Очаково, Давыдково, Тропарево, Беляево-Богородское, Фили, Мневники и Лужники. По словам заместителя Сити-менеджера, планируется, что к началу отопительного сезона, когда будут завершены работы по прокладке теплотрассы, ТЭЦ-25 начнет поставлять тепло и на территорию иннограда. Второй источник снабжения Сколково – районная тепловая станция «Кунцево» на Верейской улице. Ведущая от нее к ИЦ тепловая сеть была введена в эксплуатацию в конце апреля. «По этому контуру будет поступать относительно небольшое количество тепловой энергии, 14 гигакалорий в час,- уточнил Максим Шейфель. - Но и этот объем позволяет заполнить систему, произвести пусконаладку, опрессовку и обеспечить горячее водоснабжение пускового комплекса первой очереди ИЦ».

Современный удобный город - это не только централизованное отопление, но и обеспечение потребителей холодом. В рамках предусмотренной в Сколково системы центрального холодоснабжения охлажденная вода из центральных холодильных центров (предполагается, что всего их будет пять) по наружным и внутренним сетям разойдется по территории города. Первый центр холодоснабжения будет построен для «Технопарка».

Источник водоснабжения Сколково - существующий водопровод Москвы. Территория ИЦ находится в зоне действия Рублевской и частично Западной водопроводных станций. «Проектом планировки территории предусмотрено использование 18 тысяч кубометров воды в год. Первый пусковой комплекс предполагает использование полутора тысяч кубов в год, загрузка систем будет постепенно нарастать до выхода на планируемый уровень. А вот комплексные очистные сооружения мы сразу проектировали с учетом их полной загрузки», - рассказал Шейфель. Сбросы в реку Сетунь будут осуществляться с двух типов инженерных сооружений: ливневых очистных сооружений и комплексных очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации. Оба типа инженерных сооружений полностью отвечают требованиям к качеству очистки поверхностных сточных вод.

Сити-менеджер Владимир Лукьянов. Фото: SkReview 

Комплексные очистные сооружения представляют собой заглубленные технологические емкости и установленное над ними производственное здание. Это редкое для России решение, рассказывает заместитель Сити-менеджера, кроме Сколково оно применяется лишь в некоторых районах Сочи и новой Москвы. «Способы передачи воды и тепла подчиняются известным законам физики, поэтому каких-то радикальных, абсолютных инноваций в этой сфере быть не может, - отвечает г-н Шейфель на вопрос о «зеленых» инженерных решениях, использованных при строительстве сетевой инфраструктуры Сколково. - Естественно, используя те или иные механизмы, мы можем предусмотреть сокращение потерь относительно общероссийских городских нормативов. Так, во всех технических условиях прописана необходимость исполнения самых передовых мировых стандартов по энергосбережению, в частности, стандарта LEED. При этом не надо забывать, что на выходе из ИЦ наши инженерные сети сопрягаются с городскими, построенными десятилетия назад».

К разряду уникальных инфраструктурных сооружений в Сколково стоит отнести реализуемую ОАО «ФСК ЕЭС» систему электроснабжения ИЦ. «Решения, связанные с этой сетью, являются новыми для России», - заверил sk.ru Антон Шевердов, директор по строительству объектов в регионе Центра и Волги ОАО «ЦИУС ЕЭС». Это предприятие реализует в иннограде инвестиционную программу Федеральной сетевой компании. Для ФСК сотрудничество со Сколково стало хорошей возможностью опробовать сразу несколько уникальных для России технологических решений, при разработке которых был принят во внимание мировой опыт электроснабжения городов в Европе, Америке и Японии.

Реализация системы электроснабжения иннограда осуществляется в три основных этапа. На первом была проведена работа по переводу в кабельное исполнение существующих на территории ИЦ «Сколково» воздушных линий электропередачи 500, 220, 110 киловольт. «Это был первый проект такого рода в России, да и в глобальном масштабе он оказался весьма значимым», - поясняет собеседник sk.ru. Протяженность смонтированных кабельных линий составила порядка 200 км. Реализация этого проекта позволила освободить более 180 гектаров, ранее занимаемых высоковольтными линиями и их охранными зонами, в границах которых не разрешается осуществлять строительство зданий.

Учитывая значительную насыщенность подземного пространства Москвы объектами инфраструктуры, сооружены тоннельные проходки под Рябиновой улицей, причем был реализован целый ряд не применявшихся прежде в энергосистеме России подходов. Так, с помощью устройства мониторинга кабельной линии по всей длине осуществляется непрерывный контроль эксплуатационных параметров построенных кабельных линий - привел пример Антон Шевердов.

На втором этапе было выполнено строительство двух подстанций 220/20 киловольт с диспетчерскими названиями «Сколково» и «Союз», совокупной трансформаторной мощностью 252 МВт. Особенностью станций является их подземное исполнение, а также применение высоковольтного оборудования с элегазовой изоляцией (гексафторид серы, SF6). При сооружении подстанций впервые в России были применены силовые трансформаторы с элегазовой изолирующей средой и хладагентом, благодаря чему обеспечивается долговечность, компактность и пожаробезопасность оборудования, а также возможность его установки в закрытых помещениях. «Помимо элегазового оборудования, применено немало других достижений высоких технологий. Это, например, автоматизированная система управления технологическими процессами подстанций, позволяющая с единого пульта управлять в онлайн-режиме всем оборудованием двух подстанций. Это современные микропроцессорные устройства релейной защиты и противоаварийной автоматики, автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета электроэнергии, большие накопители энергии, солнечные батареи и многое другое. Их реализация значительно сократит территорию застройки, обеспечит высокую автоматизацию и надежность, а также позволит вписать построенные объекты в архитектурную концепцию иннограда Сколково», - рассказал представитель «ЦИУС ЕЭС».

Особенностью подстанций Сколково является их подземное исполнение, а также применение высоковольтного оборудования с элегазовой изоляцией. Фото: sk.ru

Подстанции резервируют друг друга через сеть 220 киловольт. По словам Антона Шевердова, «ФСК пришлось проделать значительную работу по внесению изменений в существующие технические регламенты, а также организовать разработку и утверждение в Министерстве регионального развития специальных технических условий на разработку и строительство такого рода объектов».

Сейчас ОАО «ФСК ЕЭС» осуществляет строительство интеллектуальной распределительной сети 20/0,4 киловольт на территории Сколково. «Выбор класса напряжения интеллектуальной сети не случаен, 20 киловольт - наиболее перспективный уровень напряжения для использования в распределительных сетях такого класса по сравнению с наиболее распространенными на сегодня классами 6, 10 киловольт. Применение данного класса напряжения позволяет в значительной степени оптимизировать передачу электроэнергии в таком энергоемком кластере, как ИЦ Сколково, значительно сократить объем потерь и объем кабельных линий, снизить затраты на эксплуатацию, уменьшить негативное воздействие на экологию и инфраструктуру». В целом, интеллектуальная энергосистема, которую ФСК реализует на территории инновационного центра, задумана как прообраз технологий, которые могут найти применение в городах будущего. Проект не имеет прецедентов по сложности и технологической насыщенности в России. Основная ценность реализации подобных проектов состоит в том, что в России появляются команды специалистов с новыми навыками по разработке такого рода проектных решений, подготовки и реализации строительства, внедрения в эксплуатацию, а также становится возможным осуществить проверку надежности и эффективности примененных решений, считает Шевердов.  

Новые рабочие места и налоги для Москвы

Тема сотрудничества с московскими властями не раз возникала во время интервью с представителями аппарата Сити-менеджера. «Параллельно с ведением стройки мы должны активно встраиваться в столичную инфраструктуру. Потому что мы не можем существовать без Москвы, а Москва, в свою очередь, выиграет от того, что мы есть. За это время до 2016 года, пока будет идти стройка, мы должны полностью интегрироваться с Москвой. Это основная задача аппарата Сити-менеджера», - сообщил Владимир Лукьянов.

Максим Шейфель. Фото: SkReview

Причем интеграция Сколково и Москвы должна происходить не только в части инженерной инфраструктуры, но и в социальной сфере. Поликлиника и школа в Сколково задуманы как образцовые учреждения своего профиля в Москве, но от этого задача по вхождению в социальное пространство столицы не становится менее актуальной. Функционально в аппарате Сити-менеджера рассчитывают на взаимодействие с департаментом образования правительства Москвы в подключении школы «Сколково» к проекту внедрения «международного бакалавриата», другим целевым программам. Медицинские учреждения, с учетом наличия развитой исследовательской базы сколковского кластера биомедицинских технологий, могут стать партнерами программы «Столичное здравоохранение» в области комплексной диагностики, развития превентивной медицины, генетических исследований, других высокотехнологичных медицинских разработок. Стратегия спортивной инфраструктуры Сколково также может быть скоординирована с адресными программами города Москвы, направленными на поддержание здорового образа жизни. Сколково, несомненно, могло бы гармонично вписаться в культурные проекты столичного правительства, стать их частью как центр инновационных видов искусства, территория дружелюбной и экологичной информационно-коммуникационной городской среды с ее ключевым элементом - Единым сервис-провайдером.

По словам Ольги Гвоздевой, директора департамента «Информационный город», Единый сервис-провайдер задуман как универсальная точка доступа для жителей и посетителей Сколково ко всему спектру услуг, которые будут доступны на территории инновационного центра. «Идея состоит в том, чтобы человеку не пришлось долго размышлять, куда ему обратиться, чтобы найти ближайшую химчистку, зарезервировать место на парковке, куда отвести ребенка, где заказать компьютер для офиса или забронировать переговорную. На все эти вопросы ему даст ответ Единый сервис-провайдер, через который можно будет также получить необходимый комплекс услуг». Результатом станет Единый счет резидента, в котором будут аккумулированы счета за все потребленные услуги. Аналогичная концепция реализуется в некоторых зарубежных инновационных центрах, в частности, в Южной Корее, рассказывает Гвоздева. Анализ наиболее популярных запросов позволит постоянно пополнять спектр предлагаемых через Единый сервис-провайдер услуг. Связаться с операторами сколковского сервиса можно будет как по телефону, так и по электронной почте или через интернет-портал.

«Самый простой пример: инноватор из числа резидентов собирается заехать в Сколково. Он заранее сможет зайти на наш портал и решить все бытовые вопросы, возникающие на этапе заселения: арендовать устраивающее его помещение, подобрать мебель, забронировать машиноместо на перехватывающей парковке, заранее заказать компьютерное оборудование, услуги Центра обработки данных и приехать на практически полностью подготовленную базу», - рассказывает Гвоздева. По ее словам, возможность отбора помещений для аренды с помощью Единого сервис-провайдера появится в октябре, а уже в ноябре-декабре перечень услуг, которые будет возможно заказать через систему, существенно расширится.

Возвращаясь к инженерной инфраструктуре Сколково: Москва обеспечивает строительство всех внешних сетей до территории ИЦ. И для Фонда, и для столицы это - большой плюс: московские ресурсоснабжающие организации расширяют возможность сбыта мощностей на прилегающих территориях, а Фонд экономит средства, выделенные на строительство центра. С другой стороны, такой механизм взаимодействия не позволяет напрямую контролировать процесс проектирования и строительства инженерных сетей, отмечают в аппарате Сити-менеджера: «Учитывая сложную ситуацию с землеотводами, долгое время не удавалось зафиксировать точки сопряжения сетей ИЦ Сколково, но благодаря слаженной работе аппарата Сити-менеджера и правительства Москвы положительный результат был достигнут, и строительство сетей в настоящий момент близится к завершению».

Отличие Сколково от любого другого города заключается в том, что инноград сооружают с нуля. Фото: SkReview

А что думают представители московской администрации о появлении в столице сооружаемой с нуля новой территориально-административной единицы - города Сколково? «Я бы не назвал это событие экстраординарным. Проектом развития Сколково предусмотрено появление 3 млн квадратных метров площадей в течение 10 лет [до 2020 года – прим sk.ru]. Для сравнения: в прошлом году Москва ввела в строй 8 млн квадратных метров площадей, - отвечает Павел Перепелица, зам. руководителя Департамента развития новых территорий города Москвы, - Сколково, безусловно, - новое слово в инновационной парадигме, но в плане инженерного обеспечения территории это обычная текущая работа». При этом г-н Перепелица видит в появлении иннограда очевидные плюсы для Москвы: «Мы исходим из того, что инноград - это стартовая площадка для создания и развития инновационных предприятий. Разрастаясь, они будут создавать новые рабочие места, столичный бюджет получит больше налогов, что в итоге приведет к улучшению жизни всех москвичей».

Комментируя изменение существовавшей изначально концепции автономного города, предусматривавшей независимость Сколково от городских коммунальных систем, г-н Перепелица отметил: «На мой взгляд, решение о том, что до границы инновационного центра инженерную инфраструктуру реализуют московские власти, а сети столицы и Сколково будут сопряжены, было совершенно правильным. Ведь существование «государства в государстве» могло бы породить серьезные инфраструктурные проблемы. Из-за того, что город будет «запитан» от Москвы, проблем с эксплуатацией станет гораздо меньше, чем в случае автономного города. Да и сама эксплуатация будет дешевле». 

Город без автомобилей

В преддверии запланированного на ближайшее лето переезда Фонда «Сколково» на территорию иннограда (ввод в эксплуатацию первой очереди офисного центра «Технопарк», где сейчас идут отделочные работы, увеличит количество работающих в ИЦ на 1,5 тысяч человек), в аппарате Сити-менеджера подготовили новую схему организации дорожного движения. Она начнет действовать уже с 1-го июля этого года.

Въезд на территорию пока будет осуществляться с Можайского (с разворотом на Одинцовской транспортной развязке) и Сколковского шоссе (по дороге вдоль деревни Немчиново). Движение личного автотранспорта с двигателем внутреннего сгорания по территории Сколково будет запрещено, кроме автомобилей экстренных служб, поэтому машину придется оставить на одной из 4-х перехватывающих парковок, которые планируется организовать к 1 июля: на территории бывшего дома отдыха «Полет», напротив въезда в «Полет», со стороны подъезда от Сколковского шоссе и у здания Гиперкуба.

От парковок (общей вместимостью 1500 машиномест) до Технопарка (в скорой перспективе – и до других зданий Сколково, в том числе «Матрешки» и «Ренова Лаб») можно будет добраться на шаттле на электротяге. По словам заместителя Сити-менеджера Максима Шейфеля, оператор экологически чистого корпоративного транспорта должен в ближайшее время определиться на конкурсе.

Что касается будущего транспортного каркаса, то вокруг ИЦ реализуется 23 объекта (съезды, подъезды, развязки, ж/д станции и пути). Предполагается, что к 2020 году, когда, по прогнозам, в Сколково будет 30 тысяч жителей, а приезжать в город будут еще 20 тысяч человек, въезд-выезд личного автотранспорта организуют с четырех сторон: со МКАД, трассы М-1 «Беларусь», Можайского и Сколковского шоссе.

Залогом транспортной доступности иннограда в аппарате Сити-менеджера называют железнодорожный хаб, где будут останавливаться поезда из центра Москвы. В рамках своей программы развития ОАО РЖД строит два дополнительных пути белорусского направления, по которым электрички типа «Аэроэкспресс» за 20 минут доставят пассажиров с Белорусского вокзала до Сколково (о планах по железнодорожному сообщению Сколково с центром столицы см SkReview № 1 за 2014 г.)

Очевидно, что от строительства в Сколково инфраструктурных объектов выиграют и жители соседних населенных пунктов. Железнодорожная ветка позволит им быстрее добираться до центра города, а организация устойчивого снабжения иннограда электричеством избавит от перебоев со светом, которые пока случаются в коттеджных поселках рядом со Сколково.

Теме добрососедских отношений в аппарате Сити-менеджера придают особое значение, что находит выражение в конкретных делах. «Территория ИЦ расположена немного выше, чем земли соседей. На всякий случай мы подготовили план противопаводковых мероприятий, чтобы талые воды не текли к жителям соседних деревень», - рассказал Владимир Лукьянов.

Это сокращенная версия статьи. Полностью она выйдет в ближайшем номере журнала SkReview