Молодым компаниям, думающим, что они стоят миллиарды долларов, нужно вернуться с небес на землю. Несмотря на шум, вызванный сделкой по приобретению WhatsApp за 19 млрд долларов корпорацией Facebook Inc., инвестиции первого раунда в стартапы США снизились в прошлом году, хотя инвестиции на последующих этапах превысили эпоху доткомов


По-видимому, речь идет о глобальной тенденции. На это указывает «Исследование российского и мирового венчурного рынка за 2007-2013 годы», подготовленное EY и РВК. На протяжении последних 10 лет объем венчурных инвестиций в США постоянно снижался. С другой стороны, в Китае, Индии и других развивающихся странах появляются активно растущие инновационные центры и талантливые предприниматели, а «инвесторы, по крайней мере, на данный момент, фокусируют внимание на менее рискованных сделках с новыми компаниями, находящимися на более поздних этапах развития», говорится в исследовании.

«Мировой венчурный рынок находится в состоянии кризиса, обусловленного множеством факторов – от недостаточного количества привлекательных проектов до постоянного ужесточения регуляторной среды, заявил в интервью sk.ru директор Фонда «Сколково» по взаимодействию с корпоративными фондами Эдуард Каналош. - Существенным фактором кризиса является и переоценка стартапов «на входе». Вступая в борьбу за изредка возникающие на рынке привлекательные компании, инвесторы в ходе своеобразных аукционов завышают «цену» компании настолько, что прибыльность инвестиции становится сомнительной, а иногда и невозможной. На рынке ожидания по прибыльности составляют для 100-миллионного венчурного фонда около 35% IRR. Однако, реально достигаемые такими фондами показатели прибыльности колеблются в среднем около 5% IRR. Очевидно, что в такой ситуации фонды испытывают существенные проблемы с собственным доступом к капиталу».

В США оценки компаний на стадии посевных инвестиций упали примерно на 30% в 2013 году до почти 2 млн долларов (по сравнению с 2,7 млн долларов в 2012 году) и едва ли не наполовину, если сравнивать с уровнем 2000 года, пишет газета The Wall Street Journal. Аналогичным образом оценки компаний на стадии первого раунда инвестиций упали на 28% до 5 млн долларов – с 7 млн в 2012 году (и почти в два с половиной раза по сравнению с 2000 годом).

Эдуард Каналош считает такую тенденцию в целом позитивной. «Снижение оценок стоимости стартапов «на входе» на 30% за 2013 год — признак начавшегося процесса оздоровления рынка, - говорит он. - Если данная тенденция продолжится, можно ожидать выхода мирового рынка из кризисного состояния».

Директор Фонда «Сколково» по взаимодействию с корпоративными фондами Эдуард Каналош. Фото: sk.ru

По данным Dow Jones, те стартапы, которые находятся на более продвинутой стадии, выглядят предпочтительней: частные компании, дошедшие до третьего раунда венчурного финансирования или вышедшие на рынок, в прошлом году получили медианную оценку на 61% выше предшествующего года (103 млн долларов против 64 млн). Это выше рекордного уровня, установленного в 2000 году (89 млн долларов).

В 2013 году в США венчурные инвесторы совершили 3.480 сделок на общую сумму свыше 33 млрд долларов. Уточним, что термин «оценки» (valuatons) – это еще не собственно финансирование; оценки предшествуют венчурным сделкам.

Одной из проблем, по словам венчурных инвесторов, является объективная сложность оценки малых компаний, у которых еще нет ни выручки, ни дохода. Газета The Wall Street Journal цитирует слова Ника Бейма, партнера венчурного фонда Venrock Associates из Нью-Йорка: «Оценивать компании на ранней стадии – это искусство, на которое накладывается наука в условиях действия законов спроса и предложения». Как бы то ни было, только небольшая группа стартапов, таких, как американский месседж-сервис Snapchat Inc, имеет возможность быстро выйти на пользователей, и, следовательно, вызвать повышенный интерес инвесторов – несмотря на риск неудачи. Если только стартап не располагает некоей «горячей» технологией, инвесторы не рискуют высоко оценивать маленькие компании. На рынке IPO в 1990-е годы доля компаний, оцененных менее, чем в 50 млн долларов, составляла 80%, но она опустилась ниже 20% в наши дни, утверждает президент инвестиционного банка Weild & Co Дэвид Вейлд, в прошлом – вице-президент биржи Nasdaq.

Майк Картер, CEO компании BizEquity, специализирующейся на оценке малого бизнеса, считает, что рост таких оценок более связан с ростом ВВП конкретной страны, нежели с флуктуациями на фондовом рынке. Это так потому, что оценки в большей степени основываются на выручке и доходах, приводит его мнение WSJ.

Парадоксальным образом новые технологии, облегчающие создание стартапов, стали причиной более низкой оценки молодых компаний. Объясняет Мэрионн Хадсон, исполнительный директор Angel Capital Association, инвестиционной группы, специализирующейся на посевных инвестициях: благодаря Интернету, более дешевому «железу» и облачному софту, «начать бизнес стало гораздо дешевле, но это также означает и снижение стоимости такого бизнеса». В то же время венчурные инвесторы становятся более изощренными и лучше умеют оценивать стоимость стартапов, нежели десятилетием ранее. Этот фактор также отражается на общей оценке молодых компаний в сторону их понижения в большем соответствии с рыночными ценами, полагает Мэрионн Хадсон.

В этой истории есть урок и для самих стартаперов. Чем позже вы обратитесь за венчурным финансированием, тем больше получите. Некоторые молодые бизнесмены стараются действовать именно в этой логике, максимально долго не расставаясь с акциями своих компаний.

Необходимо также учитывать конъюнктуру спроса и предложения. В последние годы акселераторы и бизнес-инкубаторы растут как грибы после дождя, что само по себе способствует росту новых компаний. В итоге стартапы сталкиваются с усилившейся конкуренцией на ранних стадиях финансирования и на входе на рынок. WSJ цитирует менеджера Джона Хьюстона, представляющего ассоциацию бизнес-ангелов Огайо: «Мне никогда не доводилось видеть такое количество предпринимателей, находящихся в поиске финансирования. Так что у нас есть возможность выбирать самых лучших в любой данный момент».

«На всех мировых рынках объемы финансирования компаний на начальных стадиях развития снизились, - говорится в «Исследовании российского и мирового венчурного рынка за 2007-2013 годы», подготовленном EY и РВК. - Однако даже в условиях нестабильности на рынках капитала в течение последних пяти лет средняя доходность венчурных инвестиций по оценке бизнеса на следующий день после IPO составляла 19%. Согласно данным отчета EY «Правильная команда, правильная история, правильная цена», опубликованного в феврале 2013 года, около 40% институциональных инвесторов считают, что на быстрорастущих рынках стоимость компаний оценивается выше».

Интересно, что сложности, переживаемые мировой экономикой с 2007 года, по-видимому, не оказывают прямого негативного влияния на венчурное финансирование. «Стоит отметить, что более 50% компаний, входящих сегодня в Fortune 500, были созданы в период экономического спада, поэтому неудивительно, что конкуренция за качественные сделки по-прежнему остается острой, и венчурные фонды вынуждены конкурировать как друг с другом, так и с альтернативными источниками финансирования», - напоминают авторы исследования EY и РВК.

Это сокращенная версия материала. Полностью он появится в одном из ближайших номеров журнала SkReview