Сектор e-commerce остается одним из самых перспективных в российском сегменте интернета и на международном рынке. Именно в этом направлении  работают многие стартапы, в том числе, сколковские. Однако их интересы связаны не с электронной торговлей, а с новыми технологиями, способными сделать коммуникации между интернет-площадками и потребителями наиболее эффективными. Трендам, сложностям и перспективам рынка e-commerce был посвящен «Облачный Клуб», прошедший в Фонде «Сколково».

"Облачный клуб" e-commerce прошел в Фонде "Сколково". Фото: Sk.ru

Около 30 представителей компаний-резидентов Фонда «Сколково», венчурных фондов и крупных компаний-партнеров приняли участие в обсуждении вопросов, связанных с возможностью создания и коммерциализации  IT-инноваций в е-commerce.

О том, что электронная коммерция — одно из наиболее перспективных направлений работы в интернете, эксперты говорят давно. С 2008 по 2012 годы рынок e-commerce вырос с 3,5 млрд долларов до 10,4 млрд долларов, рассказал руководитель «Облачного» форсайта IT-кластера Фонда «Сколково» Иван Киреев.

В мире создано более 2 млн рабочих мест, напрямую или косвенно связанных с электронной коммерцией. Доля e-commerce на рынке розничной торговли в 2013 году составила около 5%. При этом Россия пока сильно отстает от Европы и США с точки зрения числа игроков этого рынка, хотя и имеет высокие шансы на быстрый рост сектора e-commerce. Впрочем, для этого нужны инновации — без них потребительская активность не растет, а, напротив, замедляется.

«Облачный клуб», посвященный e-commerce — это уникальное мероприятие IT-кластера которое объединило представителей из компаний-лидеров индустрии, таких как SAP, Oracle, Microsoft, топ-10 e-commerce резидентов IT-кластера, представителей ритейла — Орифлейм, МТС, а также венчурных фондов: Almaz Capital, I-Free Ventures. Цель мероприятия — создать технологическую и бизнес синергию, которая позволяет инноваторам получить всестороннюю оценку их продуктов и организовать потенциальные каналы для коммерциализации», — рассказал Sk.ru Иван Киреев.

По словам Ивана Киреева, наиболее востребованными на рынке e-commerce сейчас являются мобильные технологии, технологии, связанные с геотаргетированием, электронные платежи и digital-реклама. Причем основной тренд — ориентация на клиентов. Компании стараются приспособить свои решения для удобства потенциальных заказчиков, и, в случае, если у них это выходит — становятся успешными.

Большую роль для e-commerce сектора играют социальные сети, направленный маркетинг, технологии семантического анализа, всевозможные интеллектуальные сервисы, системы лояльности, аналитика.

Новые интерфейсы взаимодействия человека и контента — виртуальные примерочные, носимые гаджеты и все, что позволяет пользователю с большим комфортом выбирать товар — еще один важный тренд. На конкурентном поле интернет-магазинам приходится «завлекать» клиентов чем-то особенным, а для того, чтобы покупатель пришел и сделал покупку во второй раз, необходимо обеспечить положительный опыт.

Нередко люди, создающие электронные торговые площадки, не уделяют внимания одному из, очевидно, важных аспектов — безопасности. Вместе с ростом популярности e-commerce, возрастает и число мошенников, жаждущих нажиться на интернет-покупках, о чем без устали предупреждают компании, работающие в сфере информационной безопасности. В этой связи одним из трендов сектора e-commerce становится развитие всевозможных удобных и, при этом, защищенных способов оплаты товаров и услуг. Устойчивость, безопасность и скорость передачи информации — то, что важно и покупателю, и продавцу.

«Для наших  e-commerce резидентов  очень важно понимать технологические тренды, IT -потребности ритейл-бизнеса и правильные процессы становления e-commerce компаний, именно эти вопросы составили вектор обсуждений собравшегося Клуба», — рассказал Иван Киреев.

В рамках «Облачного клуба» прозвучал доклад Сергея Большакова, рассказавшего об опыте применения технологий в интернет-ритейле, которые использует компания Oriflame. По опыту косметической компании, в России не наблюдается катастрофического отставания онлайн-продаж. Но у этого канала есть шансы вырасти: для этого нужны правильные технологии продвижения, инструменты анализа аудитории и прочие вещи, помогающие понять и увлечь потребителя — это воспринимается как интересная, но малоизученная область инноваций. Также компании интересны решения, упрощающие выбор товара в онлайне.

Директор департамента CRM компании Oracle Владимир Карагиоз  рассказал о зарубежном опыте применения облачных технологий в организации бизнеса крупных компаний, а также о создании «облачных» бизнес-приложений. Он также пригласил участников сколковских компаний принять участие в специальном семинаре на тему создания и продвижения облачных продуктов.

Помимо «теоретической» части — выступлений экспертов в области e-commerce, на Клубе были представлены реальные кейсы, связанные с коммерциализацией новых технологий, связанных с этим сектором. С докладом на эту тему выступил  генеральный директор компании Centrobit Константин Трофимов.  Он рассказал о разработанной его компанией облачной платформе многоканальной коммерции, которая может применяться и в b2b и в b2c сегментах, и позволяет автоматизировать процесс закупок и продаж, а так же электронный документооборот между различными участниками рынка электронной коммерции. 

О роли «персонализированного» подхода к клиентам для онлайн-ритейла рассказал  генеральный директор компании Usalytics Алексей Воробьев.  Его компания занимается предоставлением сервиса, который помогает владельцам сайтов понимать, кто к ним приходит, и в момент визита предлагать наиболее подходящий тому или иному пользователю продукт или сервис из своего набора.

Опытом и прогнозами о технологических перспективах рынка e-commerce поделились также представители Microsoft, EPAM Systems, QIWI и участники компаний-резидентов «Сколково».

Как отметил Иван Киреев, «Облачный Клуб» прошел даже с большим ажиотажем, чем ожидали организаторы — заседание  и последующее общение затянулись до позднего вечера. «В связи большим интересом к данному мероприятию со стороны российских и зарубежных e-commerce компаний мы планируем проведение круглого стола по теме электронной коммерции совместно со скандинавскими коллегами», — рассказал Иван Киреев.