Кто такие бизнес-ангелы, их место и роль в инновационной экосистеме,  вопросы практического взаимодействия БА и стартаперов обсудили на форуме «Открытые инновции» участники Сколковского клуба бизнес-ангелов (СКБА)

 

слева-направо на сцене сидят: Луиза Александрова, Эдуард Фияксель, Вадим Куликов, Евгений Таубкин

В открытой и продуктивной дискуссии, которую вел Директор по инвестициям Фонда «Сколково» Эдуард Каналош и руководитель СКБА Евгений Таубкин принимали участие Луиза Александрова, председатель Санкт-Петербургской ассоциации бизнес-ангелов, Эдуард Фияксель, бизнес-ангел и завкафедрой венчурного менеджмента Высшей школы экономики (Нижегородский филиал), Вадим Куликов, руководитель «Центра инноваций Куликова».

В аудитории СКБА на форуме были заметны как участники инвестсообщества, так и стартаперы, которые работают на "Открытых инновациях".  И вопросы, которые задавались известным в «ангельском» сообществе спикерам, были с обеих сторон, но всех их, пожалуй, можно объединить одной связующей темой: как получить равноправные и взаимовыгодные отношения между инвестором и стартапером.

И более практичные аспекты этой большой и сложной темы: как достигнуть баланса интересов автора проекта и человека или группы лиц, который проект покупают. Ведь, как не раз подчеркивали выступавшие представители бизнес-ангельского сообщества, проект, который порой бывает так дорог для его автора, для инвестора по сути товар. И в целом аналогичного отношения они ожидают и от создателей.

Эдуард Фияскель нашел довольно интересную иллюстрацию, сравнив этот процесс со строительством дома, когда в разные этапы строительства главную роль играют разные участники. Если на начальном этапе ведущим является инициатор, автор проекта, он и должен быть у руля. Когда же в проекте на первое место становится бизнес – то на капитанском мостике появляется предприниматель, и затем в игру вступает инвестор. Бизнес-ангелы командо-ориентированы, не раз подчеркивали спикеры в своих выступлениях. Поэтому они ожидают «адекватных команд» и аналогичной системы ценностей от них. При этом,  шкала определения ценности проекта  примерно такова: 1 балл за идею, 10 баллов за работающий образец и 100 баллов за продукт, который уже нашел своего покупателя на рынке. Спектр подобных актуальных для сообщества бизнес-ангелов и тех, кто работает с ними, вопросов, который был обсужден на встрече СКБА в рамках форума «Открытые инновации», был достаточно широк, его дальнейшее обсуждение состоится уже совсем скоро. Следующая встреча СКБА намечена уже на конец ноября.

Эдуард Каналош предоставил собравшимся довольно любопытную статистику, которая наглядно демонстрирует развитие «ангельского» бизнеса у нас в стране. В России всего от 20 – до 200 бизнес ангелов, которые инвестируют в хай-тек. Для сравнения, в США, где БА пользуются налоговыми льготами, за 3 последних года 600 тыс. физлиц осуществили инвестиции в хай-тек стартапы. В России в 2012 . 137 тыс. человек получили доход более 1 млн. долларов. В среднем одна инвестиция американского бизнес-ангела составляет ок. 50 тыс. долларов: в России 150 тыс. долл. Наши инвесторы чуть моложе: им по 40-50 лет. При этом зарабатывание денег не является главным драйвом, многие зарабоатывают по основному месте. Но  и у нас уже появились те, кто профессионально, full time, работает бизнес-ангелом, и, как отмечалось на встрече, у таких БА шансов выиграть больше.