«Эта нога – того, кого надо нога». Фраза из фильма «Берегись автомобиля» вполне могла бы стать девизом сколковского резидента «НетКутюр». Используя свой математический и инженерный бэкграунд, стартаперы разрабатывают сервис для виртуальной примерки обуви в интернет-магазинах. Широкой публике технология будет представлена на «Открытых инновациях»

Владимир Абрамов.

«Наша основная задача – показать покупателю не только и не столько, как обувь будет выглядеть на его ноге, а то, насколько она будем ему удобна. Покупатель сможет виртуально «примерить» ту пару, которая ему приглянулась, и наглядно увидеть результат этой примерки – будет ли она в реальности жать или, наоборот, не окажется ли слишком свободной», - объяснил sk.ru суть разработки Владимир Абрамов, гендиректор «НетКутюр» (продукт компании называется «Фиттани»).

Ключевой элемент сервиса, разработанного резидентом IT-кластера, - трехмерная модель ноги, но не абстрактная, а персонифицированная, учитывающая особенности анатомии пользователя. Модель формируется с учетом трех основных обувных параметров (длина и ширина стопы плюс обхват в подъеме). Для  большей точности можно ввести еще 4 размера. Пока параметры вводятся вручную, но в скором времени этот процесс можно будет доверить автоматике, обещает Абрамов.

Модель давления на стопу со стороны верха обуви. Иллюстрация предоставлена "НетКутюр".

В команде «НетКутюр» работают специалисты по решению сложных математических задач трехмерного моделирования объектов. Кандидаты технических наук профессор Игорь Штурц и доцент Сергей Беляев (Санкт-Петербургский политехнический университет) - авторы не только большого количества научных публикаций в этой области, но и значительного числа их практических воплощений. По словам Сергея Беляева, «для точной оценки того, насколько комфортной будет обувь, требуется рассчитать, с какой силой она давит на ногу. Используя большой накопленный опыт математического моделирования физических процессов и механических систем в реальном времени, нашей команде удалось разработать модели и методы, которые могут выполнять требуемые расчеты за доли секунды. Как показали эксперименты, используемой в процессе моделирования точности оказалось достаточно для виртуальной примерки».

В результате математического моделирования создается трехмерная модель ноги пользователя со всеми ее специфическими особенностями. «На эту уникальную, присущую только вам виртуальную модель можно попробовать «надеть» представленные в интернет-магазине образцы обуви и без реальной примерки оценить, подходит ли вам размер, полнота, удобен ли товар в подъеме», - продолжает Владимир. Визуализируется это следующим образом: пользователь видит на мониторе модель ноги с нанесенными на нее группами точек - в районе большого пальца, мизинца, у подъема и т.д. Если точки зеленого цвета, значит, обувь будет удобна. Если точки синие, то обувь слишком свободна, желтые означают, что она будет тесновата, но ее возможно разносить. Красный сигнализирует о том, что  выбранная пара слишком мала. «Наша виртуальная примерочная позволяет определить «фактор удобности» (fit factor) для любой модели обуви. Чем выше fit factor, тем удобнее будет носить эту обувь», - поясняет собеседник sk.ru.


Контрольные точки стопы. Иллюстрация предоставлена "НетКутюр".

По мере развития сервиса он будет обрастать все новыми функциями, обещает Абрамов: «Чем больше история ваших покупок, тем точнее и полнее будет сервис, ведь он задуман как умный и самообучаемый. После того, как человек, сделав покупку, убедился, что модель ноги стопроцентно рабочая, обувь ему идеально подходит, форма колодки устраивает, мы сможем предложить ему похожие модели, близкие к удачному варианту по внутренним параметрам. Со временем сервис может выйти из онлайна в оффлайн. Например, можно будет прийти с однажды замеренными параметрами в обувной магазин, и продавцы, отталкиваясь от модели вашей ноги, быстро подберут подходящий вариант».

Но все же главные потребители сколковской разработки – интернет-покупатели и интернет-магазины, которым продукт «Фиттани» поможет сократить товарные и транспортные издержки. «Большинство возвратов связано с тем, что обувь не подошла по размеру. Курьер везет ее обратно, у магазина растет товарный запас, увеличиваются транспортные издержки. В России пользователь оплачивает часть доставки товара. Для США это проблема актуальнее – там за доставку и возврат обуви платит интернет-магазин». Чем выше вероятность того, что выбранная модель обуви подойдет покупателю, тем ниже процент возврата, а рентабельность бизнеса - выше.

Проект «НетКутюр» пока находится на нулевой стадии. «У нас есть прототип для мужских туфель. Это начальная версия сервиса, тем не менее, она апробирована и доказала свою работоспособность. На основе этого прототипа можно развиваться дальше»,  - говорит гендиректор стартапа. Недавно он с коллегами встречался с представителями нескольких американских интернет-магазинов, и они, по словам Абрамова, выразили интерес к сколковской разработке. В России сервисом также интересуются, при этом магазинам хотелось бы иметь полный цикл, при котором виртуализации подвергаются не только ноги, но и обувь: «После поступления новой партии обуви она обрабатывается с помощью специального сканера, создается трехмерная модель обуви, на основе внешней модели определяется внутренняя поверхность обуви. Далее эта информация автоматически попадает в базу. Мы ведем переговоры с производителем такого сканера и особых сложностей с этим не предвидим».

Опыта участия в мероприятиях уровня Открытых инноваций у «НетКутюр» пока не было. «Этот форум позволит нам заявить о себе, продемонстрировать технологию и получить быстрый отклик. Мы рассчитываем завести новые знакомства, заинтересовать инвесторов», - надеется Владимир. Его стартап разместится на стенде «Умный магазин» вместе с другим сколковским резидентом, Fitting Realty (виртуальная примерка одежды), и ключевым партнером Фонда, компанией SAP. «C Fitting Realty мы удачно дополняем друг друга. Они помогают выбрать одежду, а мы – удобную обувь. Компания SAP для нас – это возможный партнер для того, чтобы встроить наш сервис в интернет-магазины», - поясняет Абрамов.