Интервью с советником Президента Фонда "Сколково" Пеккой Вильякайненом о предстоящем в Хельсинки 13-14 ноября SLUSH, роли Финляндии в деле развития международного сотрудничества в сфере инноваций, и не только об этом.



Пекка, в ноябрe в столицу Финляндии на SLUSH-2013 отправятся представители сколковского сообщества. Чем, прежде всего, важно это мероприятие для участников нашей экосистемы, на Ваш взгляд?

Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть, что всегда  активно призываю к тому, чтобы стартапы участвовали в международных мероприятиях. Чтобы учиться у своих более опытных коллег за рубежом. Это очень полезная возможность проанализировать свой бизнес, сравнить ваши идеи с тем, что делается в этой нише на мировых рынках другими, активно применяя технологии бенчмаркинга для оценки собственного потенциала. Я глубоко уверен и в том, что и для сотрудников Сколково такая практика очень полезна. На международных мероприятиях можно увидеть, какого уровня развития компании интересны инвесторам и партнерам, что их интересует в инновационных проектах в первую очередь. Таким образом, когда мы на SLUSH слушаем выступления и общаемся с представителями лучших европейских компаний, мы видим, как нам самим развиваться. И это помогает нам учиться значительно быстрее. Ну, и, конечно, там традиционно присутствует большое количество крупных инвесторов. Я призываю стартаперов почаще выходить в свет, не ждать, когда закончится стадия НИОКР, а потом начинать маркетинг, нанимать сейлз-менеджеров и пр. Нужно с самого начала держать нос по ветру, выяснять, что на самом деле нужно вашим потенциальным инвесторам, вашим будущим клиентам. Будьте активны в этом вопросе. Я в своей жизни посетил уже сотни мероприятий такого уровня. И, уверяю вас, на всех на них есть чему поучиться. Во-вторых, 2-3 июня 2014 года мы проводим Startup Village. Это наш главный ивент для стартап-сообщества. И мы, конечно, хотим, чтобы это мероприятие было успешным. Так вот, на SLUSH в Хельсинки  в ноябре приедут те же инвесторы, международные игроки, что и на Startup Village в Москву в июне, таким образом оба мероприятия тесно связаны друг с другом.

 

В чем принципиальные отличия прошлогоднего мероприятия от SLUSH этого года?

В этом году мероприятие будет намного больше, туда едут пять тысяч человек, представляющих инновационные компании со всего мира. Будет меньше «тусовки» и больше питчей. Никого, кроме имеющих непосредственное отношение к развитию стартап-коммюнити, там не будет. Кроме того, в 2012г. акцент был на IT и сегменте онлайн развлечений. В этот раз повестка шире: в частности, будет сессия по энергоэффективности, также более активно будут представлены фармацевтические компании.

 

Насколько широко на SLUSH-2013 будет представлена Россия?

О желании участвовать в этом мероприятии в Хельсинки заявили около 250 россиян, то есть, по сравнению с прошлым годом, их количество удвоилось. От сообщества Сколково едут примерно 130-140 компаний. Также будут представлены компании, работающие с другими институтами развития, в частности, РВК. Довольно много в этот раз едет представителей региональных команд, не менее десяти. В частности, из Новосибирска и Санкт-Петербурга.

 

Пекка, в последнее время и на государственном уровне Финляндия и Россия договорились о тесном сотрудничестве в деле развития инноваций, в частности, по линии Сколково-Текес. Означает ли этот тренд, что Финляндия шаг за шагом становится для инновационного сообщества России основным окном в технологическую Европу?

Финляндия объективно подходит на эту роль. Во-первых, она очень близко географически, мероприятие SLUSH будет проходить в столице Финляндии, которая находится всего в 200 километрах от границы с Россией. При этом у нас давние традиции сотрудничества в деловой сфере, не говоря уже о том, что когда-то мы вообще жили в одной стране. Forbes недавно назвал Финляндию «Сингапуром для стартапов». И это неудивительно: у нас создана более чем благоприятная среда, в том числе и для тех иностранных инновационных компаний, которые хотели бы открыть свое представительство в Евросоюзе. Кстати, на прошлой неделе весь мир узнал о крупной сделке, которая осуществляется в Финляндии: компания Supercell (второй по объему продаж финский создатель игр) реализует 51% своих акций японскому инвестору за полтора миллиарда долларов. Между Россией и Финляндией все практические вопросы, касающиеся бизнеса, решаются довольно быстро. Конечно, здесь какие-нибудь циничные люди могут сказать, что Пекка продвигает свою родину. Я им отвечу, что я продвигаю на самом деле прагматичный подход. Когда я был во Владивостоке, например, я призывал стартаперов теснее общаться, по крайней мере, на начальном этапе своего развития, со своими соседями из КНР и Южной Кореи.