«Открытые инновации» для Фонда «Сколково» – не просто мероприятие, но и некий символ; в известном смысле «открытые инновации» - это определение деятельности «Сколково» или, точнее, зона ответственности, считает вице-президент Фонда Олег Сютин. В интервью sk.ru  г-н Сютин поделился своим видением того, как участие «Сколково» в форуме «Открытые инновации» отражает сущностные характеристики деятельности самого Фонда.

Термин «открытые инновации» - относительно недавнего происхождения; первоначально инновационный процесс развивался в закрытых структурах, напоминает Олег Сютин. Эта историческая фаза отражена в известных публикациях с перфорированными воронками инновационного развития. Наиболее очевидный пример - компания Microsoft, в которой есть Microsoft Research, Microsoft Lab, продуктовые группы. Соответственно они друг у друга какие-то технологии подхватывают и доводят до коммерческой реализации. Это классический случай функционирования закрытой структуры.

Фото sk.ru

Пару десятков лет тому назад возникло понимание того, что такой процесс имеет большое количество ограничений. В частности, он практически не позволяет небольшим игрокам включаться в инновационный процесс. И тогда возникает модель открытых инноваций, которые создают взаимодействия в рамках экосистемы.

«В этой логике «Сколково» является игроком в экосистеме, основная задача которого – фасилитация многосторонних взаимодействий, вовлекающих различного типа игроков в этой экосистеме посредством своих внутренних механизмов, - говорит вице-президент Фонда. - Например, наш механизм ключевых партнеров – это механизм реализации вовлечения R&D центров крупных технологических компаний».

Зачастую цепочки, которые Фонд старается строить, не могут состоять из одних стартапов. «Если мы хотим показать тренд индустрии и набор решений специфических задач, мы не можем решить эту задачу только с нашими компаниями. Безусловно, есть огромный базис, который предоставляют нам ключевые партнеры; они нам ровно для этого и нужны. Идеальной является модель совместного проекта КАМАЗа с Intel и нашими компаниями, когда все сливается в некую единую структуру, за счет которой существенно повышается степень интеграции, уровень самого решения и его комплексность. Такого рода взаимодействия между ключевыми партнерами Фонда и нашими компаниями – это то, что нам еще предстоит активно продвигать. Кстати, для наших партнеров такая ситуация тоже представляет большой интерес, потому что одной из целей их прихода в страну является доступ к решениям, которые разрабатывают стартапы».

Такого рода примеров в деятельности «Сколково» много, продолжает Олег Сютин: «Взять Открытый университет «Сколково»  (ОтУС ) – это механизм вовлечения студенческой среды во взаимодействие с нами. Или наш институт кластеров – это механизм вовлечение стартапов во взаимодействие. Или наша инвестиционная служба – механизм вовлечения венчурных инвесторов. То есть для каждого из игроков у нас имеется внутренний способ их вовлечения, но принципиально важно, что до тех пор, пока это взаимодействие не приносит ценности нам и не возвращает ценности им, оно неустойчиво. Эти обмены должны быть сбалансированы.

Я все это говорю к тому, что «Открытые инновации» - как мероприятие – это один из способов реализации:

а/ вовлечения тех игроков, которых мы, так или иначе, должны вовлечь в нашу орбиту взаимодействия;

б/возврат им посредством этого мероприятия определенной ценности, которая для них является принципиально важной».

Фокусные зоны

В этой конструкции у Фонда «Сколково» имеются определенные фокусные зоны. «Если говорить об этом мероприятии, то фокус, на мой взгляд, двойной. Это, с одной стороны, - взаимодействие с российской индустриальной и политической экосистемой. А с другой, –включение во взаимодействие стартапов. Вторая особенность, как мне представляется, принципиально отличает нас от многих других компаний. Если посмотреть, как мы присутствовали, допустим, на Петербургском экономическом форуме, то было очевидно отличие стенда Фонда «Сколково» от стендов, в том числе, других институтов развития.

Сайт Фонда "Сколково" на форуме "Открытые инновации"

То, как я вижу сейчас наш стенд на «Открытых инновациях», - это продолжение той же парадигмы. Это вовлечение стартапов, это построение с их помощью определенного набора месседжей: куда мы движемся как экосистема в решении крупных задач – индустриальных или социальных, будь то цифровая медицина, энергоэффективность или новые производственные технологии.  Важно донести эту  информацию до индустриальных потребителей, т.е. до потенциальных заказчиков этих инновационных продуктов».

По словам О.Сютина, «Фонд выступает как интегратор такого рода взаимодействия с компаниями-участниками, и функциональность продвижения новых подходов в различных областях – это то, что мы  можем, должны и будем делать. Один из способов – не единственный, но очень важный -  участие в форуме «Открытые инновации».

Услышать голос экосистемы

Для компаний это очень ценно. С одной стороны, они начинают понимать, куда они могли бы встроиться, для них это своего рода бизнес-ориентирование. А с другой стороны, они получают visibility, которую приобрести собственными маркетинговыми усилиями достаточно сложно. Т.е. в этом случае баланс ценностей сохраняется, и, как я сказал, два фокуса - на стартапы и на конечное потребление инноваций – очень важны с точки зрения того, что мы делаем, в том числе, на «Открытых инновациях». Это первое соображение.

Второе соображение касается позиционирования роли «Сколково» в инновационном поле страны. Деловая программа является способом донесения нашей позиции на эту тему, подтверждения ее.  И там красной нитью проходит мысль, что мы – это фасилитатор, мы – это точка вовлечения разных инновационных игроков. Поэтому мы даже на сессии приходим с нашими партнерами, с нашими компаниями, доносим наши тезисы не только своими устами, но и устами этих людей, этих компаний и партнеров. Что тоже принципиально важно, потому что тогда слышен коллективный голос ассоциированной с нами экосистемы.

Третий момент, который важно отразить, – это то, что компании у нас разного свойства. С одной стороны, на нашем стенде присутствуют продвинутые компании, но при этом у нас есть задача содействия развитию и других компаний. То, что происходит за пределами деловой программы – на лекционной площадке, – дает и информацию о нас, и представляет определенную ценность для стартапов: знания по интеллектуальной собственности, по процессам взаимодействия с инвесторами и т.д. Сочетание практической пользы, которую мы пытаемся принести, с правильным позиционированием Фонда – это то, что, на мой взгляд, и характеризует специфический подход Фонда к такого рода мероприятиям», - резюмировал Олег Сютин.