Sk.ru представляет портреты участников сколковской делегации на завершившейся в США Российской инновационной неделе (RIW-2013), которую организовали Фонд «Сколково», РОСНАНО и Российская венчурная компания. Сегодня мы рассказываем о компании WayRay, разрабатывающей новое поколение автонавигации.

В единственную в жизни аварию Виталий Пономарев попал, когда несколько лет назад в пробке отвлекся на изучение маршрута на навигаторе. Сейчас возглавляемый Пономаревым сколковский стартап WayRay разрабатывает принципиально новую навигационную систему, проецирующую изображение на лобовое стекло в формате дополненной реальности.

Дополненная реальность, по определению исследователей из MIT, это комбинация реального и виртуального контента, при которой на объекты окружающего мира накладывается текстовая, звуковая и графическая информация. Подобный механизм погружения пользователя в виртуальное пространство лишь на первый взгляд кажется чем-то футуристичным. На деле одним из широко применяемых преломлений технологии является телетрансляция спортивных состязаний, когда изображение дополнено статистикой, временем, счетом или стрелкой с траекторией движения мяча. Google Glasses, пользовательский вариант которых ожидается в следующем году - еще одна, высокотехнологичная, ипостась многослойного взаимопроникновения реального и виртуального миров.

«До начала 2007 года о существовании дополненной реальности знали только специалисты, а все попытки практического использования можно было пересчитать по пальцам. Однако уже в 2009 году дополненной реальностью занимались десятки компаний, а в специализированной прессе всерьёз обсуждался вопрос о том, как скоро эта технология перестанет будоражить воображение, - говорится в аналитическом обзоре рынка дополненной реальности, подготовленном НИУ ВШЭ по заказу РВК. - Всего лишь за год количество приложений для iPhone, основанных на использовании дополненной реальности в той или иной форме, выросло с нуля до двух сотен. Уже в конце 2009 года в игру вступил сам Google с визуальным поисковиком Google Goggles, а Nokia наконец доделала давно обещанное приложение Point&Find, предназначенное для распознавания штрих-кодов и кинопостеров. А в декабре 2012 года по запросу «augmented reality» в App Store можно найти уже почти 2 тысячи приложений».

Родом из авиации

На волне интереса к дополненной реальности появился и стартап WayRay. «С самого начала мы стремились совместить виртуальную реальность и окружающий нас мир вне зависимости от интерфейса», - рассказывает основатель и гендиректор компании Виталий Пономарев. Маршрут в разрабатываемой его командой автомобильной навигационной системе графически представлен в виде линии, повторяющей траекторию движения на лобовом стекле. При этом у водителя возникает ощущение, что изображение (виртуальный слой) накладывается на дорогу (реальный мир). Как только автомобиль замедляет ход, на ветровом стекле в виде всплывающих информационных окон появится информация о ближайших домах и предприятиях. «Обычный навигатор расскажет вам, что нужно повернуть направо. Но что делать, если направо - три поворота? Какой из них вам нужен? Гораздо удобнее и информативнее разместить перед глазами водителя изображение перекрестка и стрелку, показывающую, куда надо свернуть», - говорит Пономарев. Туда же, на лобовое стекло, выводится информация с приборной панели, это элемент безопасности. Чтобы посмотреть на спидометр или стрелку уровня топлива, водителю не придется отвлекаться от дороги.


Виталий Пономарев и его команда показали неплохой результат на Startup Village.
Фото: SkReview

Эта технологии вот уже несколько десятилетий используется в авиации. Индикация на стекле самолета либо шлема помогает пилотам боевых самолетов и вертолетов не отвлекаться на основную приборную панель и экономить драгоценные секунды. Да и авторство самого термина «дополненная реальность», как считается, принадлежит инженерам корпорации Boeing.

Королевство кривых зеркал

Основных элементов навигационной системы WayRay два. Это голографическая пленка, которая крепится на лобовое стекло и выполняет функцию последнего оптического элемента, вогнутого зеркала, а также прибор со сложной электронной и оптической начинкой. Пленка толщиной несколько сотен микрометров – ноу-хау команды Пономарева: «Наш основной партнер по диффузной пленке – компания Teijin DuPont. Но она делает только тот слой, в котором нет никакого секрета, он известен всем. Мы же придумали, как добиться зеркального голографического эффекта пленки. Самая большая сложность – в массовом производстве голограммы, так как такого производства попросту не существует».

Что касается размещаемого на приборной панели прибора, то он отвечает за получение данных через беспроводные сети и отображение навигационной информации на ветровом стекле. Встроенная видеокамера осуществляет запись ситуации на дороге, а в дальнейшем, обещают разработчики, с ее помощью можно будет анализировать транспортную ситуацию, предупреждать ДТП, а если оно произойдет, сообщать о случившемся экстренным службам. Установка прибора не требует механического вмешательства в салон, им может быть оборудован любой автомобиль вне зависимости от модели, марки и класса.

Вообще, слово «универсальность» применительно к навигационной системе WayRay не раз звучало в беседе корреспондента sk.ru с гендиректором сколковского стартапа. «Попытки создать навигационную систему, проецирующую изображение на лобовое стекло, предпринимали разные автоконцерны и производители электроники. Однако никто из них не ставил перед собой задачу охватить все поле зрения водителя. Не было и попыток кооперации разных компаний: каждая из них стремилась к созданию собственных проекционных дисплеев, так называемых head-up display, на которые выводится навигационная информация. Например, BMW уже около 10-ти лет разрабатывает систему BMW Head Up Display, однако она не может быть использована на других автомобилях из-за особенностей лобовых стекол у разных производителей». WayRay работает над дизайном универсальной пленки, которая подходила бы машинам разных марок с разной кривизной лобового стекла».

WayRay собирается продемонстрировать предпромышленный образец навигационной системы уже осенью этого года на представительной конференции разработчиков высокотехнологичной продукции DEMO, которая пройдет в Калифорнии. «Нам придется везти туда половину машины: имитацию приборной панели, оборудование и так далее. При идеальном сценарии мы сможем взять напрокат в Америке машину и оборудовать ее нашей системой. Демонстрация выйдет нагляднее», - надеется Пономарев. Минувшей зимой прототип навигационной системы ее создатели продемонстрировали в Гиперкубе в рамках сколковского Инновационного конвента.

Статус резидента Фонда WayRay получил в июне этого года. К тому моменту разработка команды Пономарева оказалась в числе 20-ти лучших проектов по итогам смотра стартапов Stаrtup Village, прошедшего в конце мая в Гиперкубе. WayRay стал сотым резидентом космического кластера (в навигационной системе используются данные, полученные с использованием систем GPS и ГЛОНАСС). «Мы видим, что в Фонде работают очень компетентные люди. С подачи коллег из космического кластера мы приняли участие в Sturtup Village. Других государственных проектов в России с таким высоким КПД я не знаю», - описывает ощущения от резидентства Виталий Пономарев.

Нахождение в числе участников Фонда принесло ему не только моральное удовлетворение.

Разработка WayRay может стать частью модернизационной программы «КамАЗа», которая будет реализовываться, в том числе, на площадке Сколково. Ее результатом должно стать появление грузовика, оснащенного программно-аппаратным решением с модулями связи 3G, LTE, Wi-Fi, навигацией (GPS и ГЛОНАСС) с информацией о ситуации на дорогах и возможностью оптимизировать маршрут. Очевидно, что планы российского производителя перекликаются с тем, чем занимается WayRay. В феврале 2014 стартаперы надеются представить свою разработку руководству «КамАЗа» КАМАЗА. WayRay ведет переговоры и с «АвтоВАЗом». «Никакой конкретики пока нет, мы лишь констатировали, что интересны друг другу», - уточняет Пономарев.  

Подробнее о стартапе WayRay читайте в ближайшем номере журнала SkReview