Интервью с Андреем Сартори, директором Департамента НИОКР сервисов Технопарка «Сколково»,  о сессии «Технологическая поддержка инновационных идей» и не только о ней


А. Сартори

Вопрос:

Андрей, первый вопрос о сессии «Технологическая поддержка инновационных идей», которую Вы модерировали на конференции «Стартап Вилладж»: какие именно формы поддержки были в фокусе сессии?

А. Сартори: На « Стартап Вилладж» работало более 90 различных секций, и в большинстве случаев разговор шел именно о том, как нужно продать идею. Мы же обсуждали как ее реализовать, предложить то, что востребовано. При этом мы сразу же задали самый высокий уровень обсуждения. Мы рассматривали самые сложные кейсы, обсуждали пути, по которым стартапы становятся партнерами глобальных технологических лидеров. А это далеко не простая тема. У глобальных игроков (помимо планов развития своего НИОКР) есть свои жесткие стандарты, подходы к уровню готовности технологий, вопросам защиты интеллектуальной собственности. Большие компании-интеграторы перестраховываются, чтобы внешние поставщики не сорвали поставки комплектующих.

В лаборатории электронной микроскопии и анализа ТПС

Поэтому любая технология, которую они применяют, обязательно дублируется в других странах. И здесь сразу же возникает проблема масштабирования технологии, неразрывно связанная с лицензированием. Для многих это – проблема, но в то же время это и  дополнительная возможность. Эти и многие другие проблемы и нюансы обсуждались с участниками сессии. Среди приглашенных спикеров были Георгий Шарков, эксперт-исследователь НИЦ «Сименс», Мензо Хавенга, гендиректор Batavia Bioservices (известная компания биофармацевтической отрасли  из Нидерландов), Алексей Филимонов, директор по работе с участниками ТПС, Владимир Шкловер, гендиректор компании «Системы для микроскопии и анализа» и Роман Ануфриев инвестиционный менеджер Фонда инфраструктурных и образовательных программ ОАО «Роснано» . 

 

Не могли бы Вы дать нашим читателям пару советов о том как «попасть в десяточку», успешно вписавшись в технологические цепочки корпораций.  

Прежде всего, речь идет об очень точном учете программ технологического развития и принятых стандартов целевых корпораций. Если мы говорим о ПО для инженерных расчетов, например, то учитываются  многие аспекты от валидации результатов, до стандартов написания кодов и, конечно, поддержка продукта в длогосрочной перспективе. Это также вопросы встраиваемости в технологический процесс компании. Или если, скажем, компания делает эффективное покрытие с помощью химического процесса, в котором использованы компоненты, не рекомендованные к применению по экологическим соображениям, то технологически это никак не может быть востребовано. Можно привести более общий пример, когда стартапы, пользуясь несовершенными технологиями, получают недостоверный результат. Подобные несоответствия могут закрыть технологическому стартапу путь в глобальные компании.

 

Один из станков лаборатории механообработки ТПС

В чем Вы видите выход, чем могут помочь корпорации и как Технопарк ориентирует в этих вопросах своих резидентов?

Все зависит в конечном итоге от заинтересованности компании. Тем не менее, на мой взгляд, можно и нужно осуществить и ряд простых шагов. Среди них, например, могла бы быть матрица соответствия подобно той анкете, что заполняют претенденты на статус резидента Фонда «Сколково». В такой матрице могло бы быть, скажем, десять пунктов, в которых описаны базовые требования конкретной корпорации к инновационным технологиям. Не подходишь по требованиям – не трать время попусту, формально подходишь – развивайся, чтобы соответствовать, двигайся дальше. Важно понимать, что отклонения, как правило, не прощаются даже для «революционных» предложений.

Вместе с тем, сотрудничество с Технопарком «Сколково», работа в наших ЦКП с их передовыми технологиями может стартап поднять на уровень выше. А это в свою очередь поможет в последующем разговоре с инженерами в крупных компаниях, не говоря уже об инвесторах. Мы стараемся развить у стартаперов вкус к передовым технологиям анализа и производства прототипов. Например, многие привыкли к традиционным методам оптической микроскопии.. Но измерительная техника ушла далеко вперед, и электронная и рентгеновская микроскопия дает теперь гораздо больше информации. Поэтому просвещение и технологическая поддержка очень важна.

 

Можете привести пример процессов, когда прорабатывается такое взаимодействие?

Оно реализуется, например, в ходе осуществления процессов формулирования участниками техзадания на исследования.  Это довольно сложный процесс, когда должно быть прописано и задание, и результат, который они хотят получить по всем критериям, то есть идет процесс формализация идеи. Вот пример задачи по механической обработке: нам дают задание изготовить набор деталей,  собрать и испытать  демонстрационный стенд. При этом возникает огромное количество вопросов, на которые нужно ответить, чтобы формализовать это задание: какие условия сдачи-приемки, что участник хотел получить. Бывает так, что ожидания заказчика превосходят возможности технологий, заложенных в изделие, а это может привести к потере времени с обеих сторон. Отдельный вопрос составляет грамотная подготовка чертежей, а зачастую и технических решений. В таком случае мы вместе со стартаперами и ЦКП доводим это техздание до современного качественного уровня.

Гости из Гонконга знакомятся с возможностями рентгеновского микроскопа

Мы также показываем нашим резидентам, что у нас есть более передовые технологии для решения их задач. Например, мы обладаем возможностями по измерениям с помощью двулучевой электронной микроскопии. У нас есть оборудование, которое позволяет  делать ионным пучком мельчайшие надрезы, с помощью которых мы можем увидеть состав композиции. Аналогичным образом и с биокомпозициями: мы можем, как тончайшим скальпелем, надрезать клетку, мы обладаем возможностями рентгеновской томографии. Мы также показываем нашми резидентам как работать с методами ускоренной диагностики. Например, чтобы исследовать композитный материал на прочность не обязательно пилить его пополам: можно обнаружить неразрушающими методами вершину микротрещины, увидеть как она дальше будет распространяться, и сделать материал лучше. Причем, весь развитой мир уже работает на этих технологиях исследования. Так что когда некоторые стартаперы пытаются исследовать свои наработки «дедовскими» формами измерения, то они должны понимать, что так очень сложно дойти до высот.