Речь профессора Гарвардской школы права и экс-министра стратегического развития Бразилии Роберто Унгера к  участникам Форума институтов развития.


Внимательно ознакомившись с деятельностью Фонда Сколково  в России, я был искренне впечатлен.

Мой взгляд – это взгляд ученика, изучающего прогрессивные  альтернативы общественного развития в ведущих  развивающихся странах мира. Однако мой взгляд в том числе и  в первую очередь является взглядом бразильца, который  столкнулся в своей собственно стране с проблемами, которые  похожи на проблемы, над которыми Сколково работает в России.  

  

Два вопроса определят роль, которую этот институт сыграет в  будущем нации. 

Первый вопрос – отношение высокотехнологичного сектора ко  всей экономике страны.

Достаточно легко можно было бы вообразить себе, что сектор  высоких технологий должен быть просто «наложен» сверху на  сырьевой сектор и в особенности – на богатство, созданное  нефте- и газодобычей. Таким образом, взаимодействие  сырьевого и высокотехнологичного секторов кажется способно  стать движущей силой национальной экономики.

 

Эта идея – иллюзия.

Что во многом объединяет добычу полезных ископаемых и  высокотехнологичное производство, так это неспособность создать большое количество рабочих мест и предоставить  широкий спектр возможностей для большинства россиян.

Сектор высоких технологий не сможет выполнить в России свою  миссию, если станет анклавом, слабо связанным с остальной  экономикой страны. 

Технологический сектор должен стать печенью, проходя через  которую научные достижения и технологии трансформируют  каждый сектор экономической жизни страны (включая добычу  газа, нефти и сельское хозяйство). Сколково может стать  каналом для осуществления такой программы структурных  изменений.

 

Науки и технологий – недостаточно.

Необходимо разработать новую институциональную  архитектуру, закладывающую условия для децентрализованной  стратегической координации между государством и малыми и  средними предприятиями, наиболее важными экономическими  агентами государства.

Если лишь некоторые из этих малых и средних фирм смогут  впитать продвинутые технологии и практики – уже это станет  основой для революционного прорыва российской экономики.

Этот подход снабдит образовательными и экономическими  инструментами большинство трудящихся.

 

Второй вопрос, который определит будущее Сколково и его  роль в будущем России, заключается в том должна ли такая  альтернативная форма взаимодействия государства и  малого/среднего бизнеса быть предметом единой  государственной повестки или опираться на цикл  региональных экспериментов.

Второй вариант решительно лучше первого.

Не существует эталонных шаблонов, которые можно  механически применять для структурной трансформации  национальной экономики. 

Мы должны нащупать верный путь по ходу движения к цели, и  чтобы сделать это мы должны уметь экспериментировать в  разных частях страны. В этом и заключается фундаментальная  причина выбора в пользу регионального подхода, нежели в  пользу единой навязываемой государством стратегии.

Хочу отметить, что существуют 2 разные концепции  региональной политики в современном мире.

Реализацию одной из них мы традиционно можем наблюдать в  политических программах таких стран, как Италия, которая  пытается развить юг страны.  

По своей природе это компенсаторная концепция. По ней  государство выплачивает компенсацию неразвитым или  отстающим регионам в надежде вскормить их и поднять до  среднего национального уровня.

Обычным результатом таких действий становится вырождение  региональной политики развития и ее превращение в практику  политического клиентелизма.

Распределение подачек не может привести к структурным  изменениям. 

Другая концепция региональной политики видит в  относительно несформировавшихся и неразвитых регионах  большой страны пространство, в котором вся нация имеет шанс  воссоздать себя заново, представить иное будущее для себя.

В этой концепции пространство каждого региона становится  благодатной почвой для экспериментов и местом, в котором государство может взращивать альтернативные модели своего  национального будущего. В Бразилии мы осознали, что это  именно то, что мы вынуждены предпринять в Амазонии, районе  Центрального Запада и Северо-востока, т.е. в наиболее  «колеблющихся» частях страны.

Эта концепция региональной политики должна возобладать.

 

Региональные альтернативы развития должны стать  авангардом национальной альтернативы развития. При этом в  фокусе должен оказаться экспериментаторский дух, а не  догматическая преданность одному заданному шаблону.

Комбинация ответов на два вопроса, которые я озвучил в начале  своего выступления, определит роль Сколково:

  • Не анклав, а печень, трансформирующая каждый сектор  экономики. 
  • Не шаблон национального развития, а постоянный поиск национальных альтернатив развития в региональном  пространстве. 

Ответив на эти два вопроса, Сколково может стать партнером,  соавтором и источником вдохновения для производительной  революции и социальной вовлеченности, в которых нуждается  Россия. 


  

Роберто Мангабейра Унгер

Профессор  Гарвардской  школы  права,  знаменитый  философ,  юрист  и  политик.

Унгер  начал  преподавать  в Гарвардском  университете  в  23  года, а  в  29  лет  стал  самым  молодым обладателем  должности  постоянного профессора  («tenure»)  за  всю историю  Гарвардской  школы  права.

Курсы  Роберто  Унгера  отличает широчайший мультидисциплинарный  охват, включающий  философию,  политику,  экономику,  социальную  теорию  и  правовую  мысль.  Унгер  –  автор  более  25  книг  и  учитель  многих  представителей  мировой  элиты,  включая  Президента США Барака Обаму. 

С  1970  г.  Унгер  активно  вовлечен  в  политическую  жизнь.  В  2007$2009  гг.  Роберто  Унгер  занимал  пост  Министра  стратегического  развития  Бразилии  в  администрации  Президента  Лулы.  Унгер  разработал  законодательные  и  политические  программы  в  сферах  экономического  развития,  образования,  становления  гражданского  общества,  институционального  развития.  Он  провел  реформы  образовательной  системы  и  трудового  законодательства  Бразилии.  В  образовании  Унгер  фокусировался  на  развитии  познавательных  и  аналитических  навыков  человека,  в  противовес  формированию  минимума  рабочих  умений,  имеющих  спрос  на  рынке;  в  трудовых  отношениях  Унгер  защищал  положение  разных  видов  временных  работников.  Наиболее  резонансным  законотворческим  проектом  Унгера  стала полномасштабная концепция развития региона Амазонки.

Политические  идеи  Унгера  связаны  с  концепций  пластичности  общества:  оно  изменяется  само,  непрерывно  и  постепенно,  путем  экспериментов  в  отдельных  областях,  но  не  существует  определенного  и  конкретного  драйвера,  от  которого  исходят  изменения. 

Философия Унгера основана на убеждении, что социальный мир  целиком – это творение человечества, порожденное его  воображением. Таким образом, право по Унгеру оказывается  проекцией институционального мышления, а экономика  представляется как постоянное поле поиска и инноваций,  на  котором непрерывно возникают разнообразные комбинации  человеческих и материальных ресурсов.