Композиционные материалы и сферы их применения в экономике были в центре внимания трехдневной научной конференции, которая прошла в Сколковском институте науки и технологий на этой неделе


Основными организаторами конференции выступили Сколтех и Министерство промышленности и торговли России. В работе конференции принимали участие представители образовательных и научно-исследовательских институтов, промышленности, государства. Сколтех на конференции представлял Алексей Пономарев, вице-президент Сколковского института науки и технологий по государственными программам и кооперации с промышленностью.

 clip_image002

 

Межведомственная рабочая группа по композиционным материалам

23 января в рамках конференции прошло заседание в форме семинара Рабочей группы при Межведомственном Совете по разработке, производству и применению композиционных материалов. Сам Совет был создан Минпромторгом РФ в августе прошлого года. Тогда же он провёл своё первое заседание. А заседание второго (21 января с.г.) Межведомственного Совета по полимерным композиционным материалам (ПКМ) исследовало вопросы внедрения композиционных материалов в гражданской авиации.

Семинар «Формирование перспективной структуры организации инжиниринга в интересах композитной отрасли» в Сколтехе открыл замминистра промышленности и торговли РФ Глеб Никитин.

Круг участников дискуссии: от академии – до производителей и потребителей

В работе семинара приняли участие руководители практически всех ключевых игроков этого рынка в России, в том числе разработчиков и производителей, среди которых ХК «Композит», УК «Рускомпозит», «Росатом», "РТ-Химкомпозит" и Центр Стратегических разработок "Северо-Запад", «Союз производителей композитов» и другие.

На семинаре была широко представлена академическая среда, в том числе ученые из профильных университетов и НИИ, среди которых НПО «Сатурн», «Институт новых углеродных материалов и технологий» («ИНУМиТ»), МГУ. Довольно представительно выглядит и список иностранных ученых, участвовавших в обсуждении инфраструктуры инжиниринга для ПКМ. Среди них - «Делфтский технический университет» (Нидерланды), Университет Дайтоны (США), Берлинского технического университета (Германия), а также ведущие инженерные эксперты Федерального управления гражданской авиации США.

Среди основных индустриальных заказчиков композитных материалов превалировали предприятия авиационной отрасли, среди них «Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского» (ЦАГИ), «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» (ВИАМ), «Объединенная двигателестроительная корпорация», «Вертолеты России».

 

Мнение одного из крупнейших производителей композиционных материалов

Первый зам. генерального директора ХК «Композит», которая создает в Сколково свой исследовательский центр Владимир Хлебников так прокомментировал круг проблем, обсуждавшийся на Семинар по инжинирингу Сколтеха: «Есть разные взгляды на организацию инжиниринговых центров, - сказал он, - «Ростехнологии», например, ратуют за корпоративный инжиниринговый центр, который, конечно, в их случае оправдан, учитывая, что эта корпорация объединяет более 400 предприятий. ХК «Композит» вместе с «Роснано», - сказал Хлебников, - создает открытый инжиниринговый центр, где любые участники рынка могут за минимальную плату воспользоваться оборудованием, прежде всего для производства углестеклопластика», - сказал он.

 

«Важно отметить, что инжиниринговые центры должны стать не только центрами производства, но и компетенций», - считает первый вице-президент ХК «Композит». По словам Владимира Хлебникова, в стране сейчас крайне необходимо создать мостик между производителем материалов, таким как ЗАО ХК «Композит», и конечным потребителем изделий из углепластика.

«А для этого необходима прослойка малых и средних инжиниринговых компаний, (в Германии их, например, около 200), которые и осуществляют трансфер лучших производственных технологий. Именно такие небольшие компании, числом до нескольких десятков человек, могут, например, делать композитные комплектующие для автомобильных гигантов,» - сказал Хлебников.

 

Интерес у авиационщиков огромен

Гендиреткор “ВИАМ” академик Николай Каблов затронул на семинаре, согласно сообщениям отраслевого портала Aviaport, задачи по композитам, которые ставит перед ним Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ в рамках «Стратегии развития ПКМ в период до 2030 года». Важнейшими в ней являются вопросы создания ПКМ нового поколения, а также развития территориальных кластеров в регионах, где есть инфраструктура для производства композитов.

Уместно в этой связи напомнить, что стратегия развития ПКМ в оборонной и гражданской отраслях является важнейшим приоритетом для Президента и Правительства России, являясь одним ключевых для Комиссии по модернизации и инновационному развитию России.

Программа Сколково по ПКМ охватывает три кластера

В Инновационном центре Сколково ПКМ разрабатываются в рамках 11 проектов в трех кластерах: Ядертех, Энергоэффективности, а также Космических технологий. В энергетике Фонд поддерживает несколько проектов по наноструктурированным электропроводящим материалам, а также металлокерамическим материалам для силовой электроники. Резиденты Фонда создают для космической программы новые материалы, в том числе на основе базальтовых волокон. Среди наиболее ярких проектов по ПКМ в ядертехе – разработка новых технологий синтеза полиакрилонитрила (ПАН) и его сополимеров; а также создание композитных сцинтилляторов нового поколения. Они предназначены для регистрации тепловых нейтронов, что применяется в детекторах систем дистанционного контроля и обнаружения делящихся материалов.