Тим Роуи (Tim Rowe), президент Кембриджского инновационного центра  (Cambridge Innovation Center, CIC) на V инновационном конвенте призвал формализовать коммерческий НИОКР университетов и ввести выраженные в цифрах цели и показатели этой деятельности


Разговор возник в рамках сессии V Всероссийского молодежного инновационного конвента, на которой обсуждалась роль и место фундаментальной науки. Дискуссия о том, как найти баланс между научными исследованиями ради новых научных знаний и открытий, (т.е. науки ради науки), с одной стороны, и исследованиями и НИОКР, которые осуществляются адресно, в интересах корпораций и существуют только до тех пор, пока на них есть платежеспособный рыночный спрос ведется давно.

Президент Инновационного центра Кембриджа (Бостон, США), сказал, что лучшей на его взгляд американской практикой является установление численных показателей. В частности, доли коммерческих исследований относительно фундаментальных. Главное, сказал он, изначально  определиться, какую часть бюджета университет направит на «чистую науку», а какая изначально предназначена для R&D в интересах частной экономики.

При этом, как пояснил Тим Роуи, в США этот показатель сильно варьируется от университета к университету, в зависимости от специализации и приоритетов вуза. При этом средняя цифра по всей Америке  довольно скромная, всего на уровне 2.5% (на коммерческий НИОКР от всего бюджета НИОКР), сказал он. 

Но есть и университеты, где доля коммерческого НИОКР очень высока, до 50% Среди таких MIT, Columbia University и ряд других высших школ.

“Такие активные университеты ставят перед собой цель, вложив в университетский R&D, скажем $100 миллионов, заработать в итоге $50 миллионов в виде проданных различным коммерческим структурам лицензий на инновационные разработки”.

Тим Роуи, президент Кембриджского инновационного центра

Роуи считает, что многим российским университетам и прежде всего таким огромным как МГУ, пора подумать об открытии офисов продаж технологий, по примеру того как это сделало MIT. “Все зависит от их желания, просто хотят они это делать или нет”, – сказал Роуи. Впрочем, Роуи на Конвенте также говорил, что в конечном итоге все зависит от воли и желания человека стать лидером инновационной компании. Причем деньги не должны стоять первым приоритетом, считает Роуи. Идея, желание самореализоваться, энтузиазм и вера в свое дело – вот главные личностные факторы успешного предпринимателя,  считает президент одного из самых известных и успешных бизнес-акселераторов Америки.

об Инновационном центре в Кембридже:

Инновационный центр Кембриджа (CIC) находится непосредственно рядом с кампусом Массачусетского технологического института. Созданный в 1999 году, CIC является самым большим и популярным в Boston Areа бизнес-инкубатором.