“Не вся наука-бизнес”. Так называлась дискуссия Конвента, на которой обсудили перспективы науки, профессии ученого, прикладного и фундаментального аспектов.

На конвенте Russian Innovation Convention 2012 присутствует довольно много молодых ученых, которые с большим интересом и энтузиазмом слушают выступления гуру мировой инновационной науки. На сессии “Не вся наука-бизнес” выступил ряд ярких представителей научного и академического сообществ, среди которых  Джулианна Циммерман,  бизнес-консультант и ментор из Массачуссетского технологического института, Владимир Нечаев, ректор гуманитарного вуза (МГГУ им. Шолохова) Владимир Нечаев, Сергей Кузьмин, президент Российского квантового центра и партнер в инвесткомпании Quantum Wave и другие спикеры.

На конференции отмечалось, что главная задача ученого, который занимается фундаментальными науками,  - это отодвинуть границы как можно дальше, за горизонт. Иногда эти границы так далеко, что за этой линией рынок пока не видит, в результате создается разрыв.  Посему, как сказал Сергей Кузнецов, президент Российского квантового центра, “гэп между фундаментальной наукой и тем что люди делают сейчас, можно покрыть только мастерством государства (т.е. активным и конструктивным содействием со стороны государства)”. Но, как говорили выступающие, есть и другие модели.

В качестве альтернативы – кластеры инновационных компаний при университетах, микс  государственно-частных денег, “одни дают деньги в образование компаний, другие могут потом превратить идеи в продукты”. То есть, инновационные компании становятся проводниками коммерциализации, они делают бизнес.

Как отмечали выступающие, если кого-либо из экспертов попросить объяснить, где прикладная, а где фундаментальная наука, ответа вряд ли получите. Неизвестно, когда фундаментальная наука станет прикладной. В одном из университетов США была одна группа, которая занималась ротовой системой комаров, казалось бы совсем не прикладная вещь, но в результате она получает 30 миллионов долларов от фонда Била Гейтса, как исследование, которое может отыскать, чем опрыскать малярийного комара чтобы он не смог прокусить кожу и заразить малярией.

Выступающие отмечали, что России нужна научная стратегия, дорожная карта, которая позволит прежде всего самим российским ученым выстраивать приоритеты, для каждого отдельно взятого научного коллектива.

Ученые также отметили, что тот факт, что в России явно существует акцент на фундаментальные исследования, свидетельствует еще и о том, что прикладные просто труднее осуществлять. “Попробуйте ввезти сюда биобразцы, исследование, изотопы или что-то еще, и станет понятно, почему у нас математическое моделирование превалирует”, – сказал один из выступающих.

Кроме того, российским ученым нужна “ярко выраженная карьерная траектория” для ученых. Молодой человек должен знать, что если он выполняет все 100% требований, необходимых для получения профессорской степени, тот он должен эту “морковку” (престижную профессорскую должность) на 100% получить.