Многих родителей волнует, в каком направлении пойдет развитие школы и что ждет наших детей в будущем: мы хотим, чтобы наши дети жили лучше и максимально эффективно адаптировались к стремительно меняющемуся обществу. В комплексном проекте “Современная школа”, который был представлен на форуме «Открытые инновации» и в интервью с руководителем управления по созданию образовательного комплекса Фонда “Сколково” есть ответы на многие вопросы.


В иннограде Сколково предстоит создать с нуля всю инфраструктуру для детей, включая детские сады и школы. Их учебный процесс будет построен на принципах индивидуализации, максимальной инклюзии (то есть создания условий качественного образования для самых разных детей, с учетом их индивидуальных потребностей и ограничений, в том числе и ограничений возможностей здоровья), вовлечения ребенка в креативный процесс и развитие в нем навыков созидания, коммуникативных компетентностей,  мотивации к учению. При этом широкое использование информационных технологий позволит привить ребенку опыт создания эстетически ценных и законченных  продукта с помощью современных инструментов.

«Сколково – это небольшой город, но разве может быть город без детских садов и школ…» - так начала свой диалог с корреспондентом Sk.ru Елена Булин-Соколова, руководитель управления Фонда «Сколково» по созданию образовательного комплекса для детей Иннограда. Интервью происходит в павильоне проекта “Современная школа” на форуме “Открытые инновации”. В павильоне дети младшего школьного возраста продолжают учиться, играть, создавать интересные вещи, вести исследования, как будто они находятся в школьном классе, абсолютно не обращая внимания на огромное количество взрослых вокруг.

«…Без школы в Сколково семейные люди просто не поедут», - резонно продолжает Елена. Она считает, что тонкий и многогранный процесс налаживания комфортной и спокойной жизни невозможен без детских учреждений, где дети получают качественное образование и воспитание под присмотром хороших педагогов. Однако роль педагога будет меняться. Если мы хотим вырастить из ребенка современного деятельного и продуктивного человека, необходимо дать ему инструменты для обработки информации: например такие как цифровой микроскоп, планшет, графические программные продукты, цифровые лаборатории, а так же инструменты для ручной работы с материалом: глиной, деревом, бумагой и т.д..

Веками сложившаяся схема: учитель, стоящий у доски перед классом, рассаженным рядами в сколковской школе уйдет в прошлое. Роль учителя эволюционирует в амплуа организатора креативной и продуктивной деятельности, он станет ментором, организатором командной работы детей. Таким образом, создавая общественно полезный продукт, проводя исследование, школьники будут учиться творить и в процессе творчества взаимодействовать друг с другом, работая в командах, будут учиться слушать и слышать друг друга, столкнутся не только с ситуациями, о которых им рассказывал учитель, а получат опыт самостоятельных проб, ответственных решений, научатся применять знание, полученное в одной области для решения задач из другой области, будут самостоятельно добывать, обрабатывать, представлять информацию другим людям, а не только перерабатывать ту информацию, которую принес им учитель.

Учебный курикулум в новой школе в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом, направлен на формирование у детей так называемых метапредметных компетентностей. Важнейшей из них считает Булин-Соколова, является умение самостоятельно учиться. Современному человеку прийдется учиться в течение всей жизни и хорошо бы, чтобы в школе ученик освоил бы эту науку.

«Не важно, помнит ли ребенок историческую дату или другую фактическую информацию – важно, знает ли он, как ее можно получить. Самостоятельно работая с информацией, дети должны научиться выстраивать позицию по поводу того, что они узнали, иллюстрировать ее, аргументировано доказывать»,-

Елена Булин-Соколова, руководитель управления по созданию образовательного комплекса для детей

Ученику в новой школе дается возможность для самостоятельного развития: есть вещи, которые личность сможет сформировать  в себе сама. Здесь роль учителя – роль помощника, компетентного взрослого, она не сводится к трансляции знания, а  состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно открывать способ решения задачи, строить свое знание, добывать информацию, действовать в неопределенной ситуации, делать выбор. Поэтому школьники уже с начальных классов пробуют свои силы в разных видах деятельности, формируя компетенции, которые им могут пригодиться в жизни.

Вот команда ребят, которая работает над созданием мультфильмов, к написанным ими самими сказкам. Ребенок делает сам декорации, вытачивает фигурки мультяшных героев на токарном станке или гончарном круге. Потом с помощью специальной программы “I Stop Motion” дети кадр за кадром снимаю свой собственный мультик.

Озвучивая свой мультфильм, рассказывая историю по ролям, учащиеся отрабатывают речевые навыки. Таким образом, ребята создают эстетически ценный и законченный продукт, работа над которым  включает и умение спланировать деятельность небольшой группы, и разделить между собой работу, и ответственно выполнить свою часть проекта, и способность ярко и убедительно говорить, делать разные вещи руками, фиксировать результаты с помощью средств информационных технологий. 

Задаю Елене Булин-Соколовой вопрос, который волнует сейчас практически каждого родителя: «Головная боль, наверно, всех пап и мам сегодня – это чрезмерное увлечение детей интернетом. Не будет ли поиск ответа на вопрос об исторической дате очередным поводом покопаться в поисковике, вместо того, чтобы «потренировать» голову?»

На это сомнение у педагога «новой школы», конечно, уже есть ответ. «Мы будем растить культуру работы с информацией в детях, - говорит она, - например, культура цитирования предполагает понимание того, что является воровством информации. Это, конечно, большая работа по перестройке сознания, результаты будут появляться не сразу».

Вот пример еще одного довольно интересного проекта, сделанного в “Современной школе”: исследование, сделанное школьниками с помощью программы, созданной резидентом Фонда «Global Lab» на основе технологии краудсорсинга. Дети в разных точках земного шара размещают на одну карту определенную информацию, которую они добыли сами, ведя полевые исследования с помощью цифровых измерительных приборов. Таким образом, координируя друг с другом усилия по сбору данных, дети наносят информацию на карту GlobalLab и получают глобальную картину того, что происходит на интереcующую их тему.. Например, третьеклассники, которые работали на выставке, придумали измерить уровень шума сначала в здании своей школы, потом вокруг него, а затем и на  третьем кольца. В результате получилась карта уровня шума вокруг их школы и в окрестностях, которая уже пригодилась руководству учебного заведения для планирования уроков в классных помещениях. Кроме того своими выводами о размещении жилых районов и школ, дети поделились с мэром города Москва. Размышляя на эту экологическую тему, дети придумывали различные шумозащитные конструкции, котрые защитят горожан, живущих в шумных районах столицы от вредного воздействия шума.

  А в перспективе может пригодиться и москвичам, живущим рядом со школой. А дальше дети продолжили развитие своих навыков, придумывая различные шумозащитные конструкции.

“Учить детей критически мыслить, развивать учебную мотивацию  и формировать опыт продуктивной деятельности у детей, научится удерживать ребенка в состоянии мотивации, чтобы создавать что-то ценное, что может понадобиться другим: этому надо научить и учителей”, – говорит Булин-Соколова

Опыт такой работы с учителями в московском регионе у команды Елены Булин-Соколовой уже есть. В течение последних трех лет в системе Московского образования были созданы 180 площадок на базах общеобразовательных школ, где  проводится стажировка учителей, которые должны перейти на работу в условиях нового стандарта. На сегодня обучено около 7 тысяч учителей начальных классов.

«Дети часто бывают неуспешны, так как большую часть своего времени в школе тратят на то, что им не нужно и не интересно. Сегодня надо учить их по-новому, учить решать прикладные задачи, учить действовать самостоятельно, чтобы уметь жить, конструктивно дейстовать, получать новые знания и быть успешным, находясь постоянно в состоянии шока от будущего».