Результаты независимого исследования эффективности государственных институтов развития, в которые помимо Сколково входят «РВК», «Роснано», «ВЭБ», а также «Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере», будет оглашено на форуме «Открытые инновации» (Москва, 31 октября – 3 ноября 2012г.).


Это решение было озвучено на сессии, которая прошла вчера в Сколково, в Гиперкубе, где обсуждался нынешний этап развития, причем как самих институтов, так и их «подопечных» - российских стартапов, а также экосистемы венчурных инвестиций в хай-тек отрасль.

Формат открытого для резидентов Фонда, общественности и СМИ обсуждения промежуточных результатов, достигнутых институтами развития в нашей стране, наилучшим образом подошел для такого рода мероприятия, так как дал возможность принять участие в дискуссии и самим инноваторам.

«Редко бывает, что все руководители институтов развития собираются вместе и на публике обсуждают, что они делают, как взаимодействуют»,

модератор сессии Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы.

Обмен мнениями получился открытым и интересным, в ходе которого обсуждались в том числе актуальные, проблемные вопросы. Так, гендиректор одного из резидентов, уже довольно неплохо раскрученной и коммерциализированной компании Workle, обратился из зала лично к Виктору Вексельбергу с просьбой снизить требования по отчетности к резидентам, получившим гранты.

На что президент Фонда «Сколково» ответил: «Фонд растет и учится вместе с вами, и вы вместе с нами, опыт каждого проекта (а Workle один из первых успешных резидентов) позволяет создавать систему унификации. Мы делаем проект, аналога которому нет в России, и нам неоткуда скопировать», - сказал Виктор Вексельберг.

«Вы одни из первых, и поверьте, наша задача максимально помогать вам. Принцип, который мы проповедуем: если вы успешны, то и мы будем успешны. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы создать комфортные, эффективные, конструктивные условия»

- Виктор Вексельберг

Государству придется набраться терпения

Как отмечали руководители институтов развития, создание экосистемы для прихода частных венчурных инвестиции в стартапы и инвестирование последующих этапов (чем занимается «Роснано», например) – дело не быстрое.

Среда, чем, собственно институты развития и призваны заниматься и о чем и говорил Виктор Вексельберг, отвечая на частный вопрос руководителя Workle Владимира Горбунова, формируется эволюционно и порой процесс тянется годами. Посему роль государства, для которого английский термин “patience” (терпение) становится весьма актуальным.

Участница мероприятия, Патрисия Фрейтас (Patricia Freitas), директор бразильской правительственной программы INOVAR, рассказала собравшимся Гиперкубе, что их государственный фонд увидел первых частных со-инвесторов только через шесть лет после начала своей деятельности по посевному финансированию. Патрисия Фрейтас очень известный человек в венчурном бизнесе. Она входит в один из ключевых мозговых центров венчурного бизнеса - Международную исследовательскую группу под председательством профессора Гарвардской школы бизнеса Джоша Лернера.

Сергей Гуриев отметил, что сессия получилась в результате в формате отчетов организаций. Однако эти отчеты и позволяют увидеть динамику, которая необходима для анализа эффективности работы гос. институтов развития.

Виктор Вексельберг, Анатолий Чубайс, Игорь Агамирзян, Сергей Поляков (Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере), Владимир Дмитриев (пред. правления ВЭБа) акцентировали свои выступления именно на результатах.

«Я рассматриваю “РВК” как рыночный инструмент для решения задач поставленных акционером, то есть государством, мы действуем в его интересах, которые заключаются в развитии всего рынка и всей экономики в целом», - сказал руководитель ОАО «РВК» Игорь Агамирзян. Он считает, что одним из главных итогов деятельности институтов развития в России является повышение профессионализма участников.

 

Диспропорции как болезнь роста

Вместе с тем, как он отметил, на фоне увеличивающегося количества проектов ясно видна одна нерешенная проблема: крайне мало по-настоящему прорывных проектов.

Еще один вызов – диспропорция по отраслям, в которых возникают стартапы. Самый быстроразвивающийся сегмент это ИТ, особенно электронная коммерция. Причем довольно большое количество проектов на рынке – это прямые заимствования с глобальных рынков, так называемые клоны. Как выразился Агамирзян, он не верит в эффективную конкуренцию «Озона» с «Амазоном». В Биотех инвестируется примерно 25%, остальные 25 приходятся на весь остальной рынок стартапов, рассказал руководитель «РВК».

 

Результаты «Сколково» внушают оптимизм

Виктор Вексельберг среди практических и весьма ощутимых достижений Фонда, в частности, отметил, что в стартапы-резиденты «Сколково» уже инвестировано более миллиарда рублей. «Много это или мало? Это в два раза больше, чем в прошлом году, причем на фоне спада в венчурном бизнесе», - сказал Виктор Вексельберг.

Руководитель «Сколково» в частности отметил, что, по его мнению достижением институтов развития можно считать тот факт, что все инновационные лифты состоялись, они работают. А в региональном контексте у «Сколково» есть и еще один существенный плюс: проект всколыхнул инициативу во многих регионах страны. Однако, на его взгляд, сегодня распространять по стране аналоги «Сколково» пока рано, так как пока нет окончательно понимания, насколько нам удастся собрать критическую массу интеллектуального капитала. «При распыленности по всей стране мы можем не получить перехода количества в качества», - сказал президент Фонда «Сколково».

 

Фотографии мероприятия