28 сентября 2012 года Инновационному Центру «Сколково» исполняется 2 года.(*) Мы поговорили с Анатолием ЧубайсомКонором Лениханом и Сергеем Белоусовым о том, что сделано за эти 2 года  и что предстоит сделать.

 

Анатолий Чубайс,

Председатель Правления ОАО «РОСНАНО»

"Считаю, что после запуска проекта «Сколково»  можно говорить, что в России  появился важнейший элемент полноценной инфраструктуры инновационной экономики,  призванной  превращать идеи и разработки в конкурентоспособный  hi-tech бизнес."



Об успехах проекта говорить пока рано – не тот возраст. Да и куда важнее на этом этапе не потерять стартовую динамику. Коллективу «Сколково», несмотря на пристальное внимание, без преувеличения, всей страны – это удается.  Убежден, что в этом большая личная заслуга Виктора Вексельберга.  Он сумел доказать, что масштаб государственных задач вовсе не исключает предпринимательского азарта и напора. 

  

Конор Ленихан,

вице-президент по внешнеэкономической

деятельности Фонда «Сколково»

"Организация и реализация проекта Сколково вдохновляет. Многое еще предстоит реализовать, но уже сейчас можно делать выводы: в нашем активе 28 ключевых партнеров из числа глобальных корпораций; у нас более 600 резидентов-стартапов, среди которых – 2 компании, вышедшие на IPO."

Начавшись в середине 2010 года, по сути, с инициативы, озвученной Дмитрием Медведевым и поддержанной Аркадием Дворковичем и Владиславом Сурковым, проект получил статус закона и быстро приобрел реальные практические черты, был выделен земельный участок для строительства инновационного города. И сегодня мы видим как за такой короткий срок идея о создании «Сколково» превратилась в реальность.

Для меня, как для бывшего министра науки и инноваций одной из стран-членов Евросоюза, особенно приятно и удивительно наблюдать, как быстро и энергично развивается проект «Сколково», с какой динамикой. По своему опыту могу сказать, что даже в странах с высокоразвитой экономикой инициативы такого масштаба внедряются очень непросто, вызывая серьезную полемику  в обществе, определенное сопротивление в правящих кругах. И я искренне рад тому, что в свое время принял приглашение Виктора Вексельберга присоединиться к «Сколково». 

   

Сергей Белоусов,

старший партнер венчурного фонда Runa Capital

"На сегодняшний день Сколково демонстрирует  даже больший прогресс, чем я мог ожидать. Особенно в сравнении с другими институтами развития и достижениями аналогичных проектов в других странах. Я желаю Сколково дальнейших успехов и максимальных результатов."


Есть три вещи, которые я бы рекомендовал сделать Сколково на данном этапе развития. 

Aдекватное и долгосрочное финансирование проекта Сколково.  Такие проекты должны быть финансированы на долгосрочные периоды (более 10 лет). Неадекватное или недолгосрочное финансирование в итоге убивает результат, краткосрочные инвестиции и гранты выльются в то, что  множество проектов начнутся, но не ничем не закончатся. Если Сколково не будут финансировать в долгосрочной перспективе, деньги уйдут на инфраструктуру и административные расходы, но пользы для экономики будет мало.

Элитизм и фокус. Не нужно бояться концентрировать ресурсы и усилия вокруг небольшого числа самых лучших команд и областей, в которых могут быть достигнуты наибольшие результаты. Нужно помогать самым лучшим, особенным, элитным командам. Не надо пытаться помочь всем одновременно - это так, как зачастую фонд работает сейчас.  Я думаю, что будет полезнее всего сосредоточить ресурсы вокруг конкретных областей исследований. Нужно создавать мультидисциплинарные команды, направленные на решение конкретной глобальной проблемы человечества. Так  в легендарных Bell Labs решалась проблема коммуникаций. Может быть, пара других, но не все проблемы сразу.

Прикладная и  фундаментальная наука.  Многие наиболее важные и изменившие мир инновации, которые сформировали наиболее быстроразвивающуюся и существенную часть современной экономики, вышли из   Bell Labs. За годы своей деятельности компания разработала множество революционных технологий, включая лазер, транзистор, цифровые сети, радиоастрономию, кварцевые часы, теорию информации, операционную систему UNIX и языки программирования C, C++. Ученые Bell Labs получили около семи Нобелевских премий. Одним из факторов успеха  Bell Labs стало то, что они никогда не заставляли своих инженеров и ученых создавать девайсы и продукты, которые можно немедленно продавать. Нужно содействовать организации и проведению фундаментальных исследований.

Первый раз я узнал о проекте Сколково на встрече с Владиславом Сурковым, на которую  был приглашен управляющим партнером Almaz Capital Сашей Галицким. Это было 15 сентября 2009 года. После встречи мы подготовили несколько бумаг с нашим виденьем того, как может  быть устроено Сколково для того, чтобы помогать развитию технологий в России.  Я думаю, что один из наиболее любопытных моментов, который запомнился мне с момента создания Сколково, это то, что Владислав Сурков был против инвестиций и за выдачу грантов. Если бы Сколково делало инвестиции, оно было бы на порядок менее эффективно.

Одна из первых идей, которую мы предлагали основателям Сколково – создать со первый фонд, Almaz Seed Fund для инвестиций в проекты ранней стадии, который позже эволюционировал в проект фонда  Runa Capital с инкубатором Runa Park. Инкубатор, по нашей задумке,  должен был создаваться на совместные средства частных инвесторов (приблизительно $30млн.) и фонда Сколково и инвестировать средства в облачные стартапы. В результате Сколково не стало со-инвестировать в Runa Park, но натолкнуло нас на идею  создания венчурного фонда Runa Capital, призванного инвестировать в талантливые технологические команды и выводить  их на глобальный рынок, помогая стать международными лидерами в своей области.
 
Через год мною, Ильей Зубаревым (Parallels, Acronis, Rolsen), Дмитрием Чихачевым (Ericsson, Ritzio, Uvenco) и  Александром Галицким (Almaz Capital Partners) был создан фонд Runa Capital - полностью на частные  деньги нескольких десятков серийных предпринимателей со всего мира, среди которых основатели Parallels, Acronis, 1&1, Host Europe, GoDaddy, Fotolia, Dr.Web, Softline, Dell и других. Идея инвестировать в команды, создающим технологии в быстроразвивающихся областях IT-отрасли (облачные вычисления, интернет, виртуализация и мобильные приложения) и оказывать им поддержку в выходе на глобальный рынок, оказалась чрезвычайно востребованной. В итоге размер фонда вырос с  $30  млн до $135  млн. ,  притом что около 80% этих средств пришли не из России. 

Сейчас Runa Capital - наиболее активно инвестирующий в технологические стартапы с российскими командами фонд, имеющий  уникальную экспертизу, особенно в области облачных технологий,  и экспертно-широкую партнерскую сеть по всему миру. С увеличением фонда  мы увеличили объем инвестиций до $10 млн. и стали вкладывать деньги в команды из США, Франции, Великобритании, Сингапура, а недавно был сделан  первый, довольно  успешный и быстрый выход из портфельной компании. 

Сотрудничество нашей команды со Сколково продолжилось в другом формате – ряд наших портфельных компании, среди которых широко известные и наиболее быстроразвивающиеся стартапы с российской командой Nginx, Jelastic, Dnevnik.ru, LinguaLeo, получили статус резидентов Фонда, благодаря чему они стали платить меньше налогов и развиваться быстрее. Гранты Фонда, которые получили команды Parallels Research и Jelastic, позволили им создать уникальные исследовательские проекты, результаты работы которых уже продаются. 

Полтора года назад был положен старт Российскому квантовому центру (РКЦ) – главному центру развития квантовых технологий в России, который создаст научную основу для развития новой многомиллиардной суперперспективной индустрии. РКЦ-это первый научный центр в России, создаваемый по международному образцу, со значительным вовлечением в его управление ведущих мировых специалистов в этой области и самостоятельностью в проведении научной работы (РКЦ существует вне систем РАН и Минобразования).

На сегодняшний день в команду РКЦ входят Нобелевские лауреаты, ученые Гарварда,  MIT, Калифорнийского технологического института и других квантовых центров мира. Результатом деятельности РКЦ станут безопасные сети передачи данных, новые материалы с заданными свойствами, субмикронные оптические транзисторы и высокочастотная оптическая электроника. РКЦ также создаст новые системы для сверхчувствительной томографии головного мозга, компактные и точные часы для систем навигации. Процесс создания РКЦ, прохождения многочисленных процедур на получение грантов, привлечения лучших ученых со всего мира чрезвычайно непростой и болезненный, тем не менее уже создано несколько квантовых лаборатории и около десятка научных статей в этой области.

   




                                 

(*) 28.09.2010 года был издан Федеральный Закон "Об инновационном центре "Сколково" (ФЗ-244). Согласно ФЗ-244 "реализация Проекта создания и обеспечения функционирования Инновационного Центра "Сколково" осуществляется в целях развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов".

Территориальная инфраструктура и механизмы взаимодействия участников Проекта образуют Экосистему Сколково. Ожидаемый результат - самоуправляющаяся и саморазвивающаяся Экосистема, благоприятная для развития предпринимательства и исследований, способствующая созданию компаний, успешных на глобальном рынке.

Проект создания Инновационного Центра реализуется некоммерческим Фондом «Сколково» (полное название – Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий). Миссия Фонда "Сколково" - создание Экосистемы, формирование благоприятных условий для инновационного процесса. Ученые, конструкторы, инженеры и бизнесмены совместно с участниками образовательных проектов будут работать над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня в пяти приоритетных направлениях:

    • энергоэффективность и энергосбережение (ЭЭТ)
    • ядерные технологии (ЯТ)
    • космические технологии и телекоммуникации (КТиТК)
    • биомедицинские технологии (БМТ)
    • стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение (ИТ)