Биеннале в Венеции поможет фонду «Сколково» решить не только сиюминутные имиджевые задачи: технологические решения, применяемые в экспозиции, смогут приносить дивиденды и в дальнейшем


Непреходящее значение Венецианской биеннале-2012

Организаторы павильона иннограда «Сколково», который будет представлять Россию на архитектурной биеннале в Венеции, встретились с журналистами почти за месяц до начала выставки. Этому есть простое объяснение: в Венеции начинается пора массовых отпусков, и все надо успеть сделать заранее.С прессой пришли пообщаться комиссар биеннале Григорий Ревзин, известный искусствовед, историк, архитектурный критик (назначен эту должность Минкультом несколько лет назад), а также куратор венецианского биеннале – 2012, генеральный проектировщик иннограда, архитектор Сергей Чобан (партнер в архитектурной мастерской «SPEECH Чобан и Кузнецов»).

(фото с официального сайта венецианской биеннале)

 

В интервью Sk.ru, Сергей Чобан сказал, что это престижное и известное всему миру культурное событие может принести «Сколково» не только имиджевые дивиденды. Венецианская выставка посещается представителями мировых бизнес лидеров, культурной, научной и политической элитой. «Биеннале в Венеции – это центр притяжения, в том числе и для руководителей крупных научных и производственных компаний, поэтому проекты фонда «Сколково» могут получить там дополнительные импульсы к развитию», - сказал куратор выставки. Для Сергея Чобана и его коллег проект «Сколково»  – это не только научно-технический и деловой центр. У иннограда, уверен он, важная культурная миссия. Кроме того, по замыслу архитекторов, проект «Сколково» должен показать, что Россия уходит от закрытости в научно-технической сфере и стремится создать  common ground, т.е. общую, открытую, транспарентную площадку для  совместной созидательной деятельности. 

(фото с официального сайта венецианской биеннале)

В то время как Чобан акцентировал интервью на вопросах «насыщении культурных составляющих «Сколково», Григорий Ревзин возвратил диалог к пониманию интересов государства. «Формат проекта «Сколково» подразумевает глобальность, и про Москву мы говорим, что она является глобальным городом, а у этого понятия много измерений», – сказал он. «Сколково», по мнению комиссара выставки в Венеции, как международный проект должен утверждаться именно через международные формы, и биеннале одна из них. Причем именно Венецианская биеннале, по его словам, является отличной трибуной, с которой можно знакомить мировую общественность с проектом инновационного центра. «Биеннале в Венеции – это международное соревнование архитектур и государственный интерес состоит в том, чтобы страна серьезно выглядела на этой крупной международной выставке – это продвижение страны», - сказал Ревзин.

Сергей Чобан (фото: Алла Павликова, archi.ru)

Григорий Ревзин (фото: Алла Павликова, archi.ru)

Форма и технологии

На венецианской биеннале экспозиция Сколково может удивить посетителя своим инновационным решением. Идея, впрочем, не взята из пустоты. По словам Сергея Чобана, она была подсказана глобальной тенденцией активного использования передовых IT технологий в выставочных и архитектурных решениях. Принцип вкратце таков: для того чтобы увидеть, как выглядит, скажем, генплан иннограда или какой-либо отдельно взятый архитектурный проект, будут задействованы интернет технологии. Для этого разработано приложение для Android-совместимых «таблеткок», а также iPad планшетников. Приложение для продукции Apple будет доступно для бесплатного скачивания через App Store. Около павильона будет выставлен информационный стенд, где будет сообщаться, что для просмотра необходим планшетник с этим приложением. Если нет компьютера или посетитель по каким-то причинам не смог скачать и установить приложение, то можно будет взять готовый планшетник на прокат при входе в павильон.

«Источником конечной информации будет сайт, на котором будет выложен весь электронный каталог объектов», - сказал Сергей Чобан. Все это начнет работать с 29 августа, а 26 августа состоится превью экспозиции жюри. До этой даты информация «не является доступной для опубликования», - как выразился куратор выставки. Организаторам придется столкнуться с необходимостью решать множество технических проблем: например, как оказалось, в Венеции далеко не везде интернет работает идеально.

  

Картина непознанного откроется постепенно

 «Осмотр двухуровневой экспозиции инновационного центра Сколково будет похож на игру, в которую входишь и начинаешь играть, продвигаясь по уровням, - объясняет Сергей Чобан. Эта игра будет имитировать процесс познания через интернет. Именно так, по мнгению создателей проекта, происходит познание в науке: любопытство, желание получить дополнительные знания о материальном мире лежат в основе процесса научного познания, считают они. «Мы придумали систему презентации, где, как и в мире науки, в мире непознанного, ты сразу не видишь картину мира», - сказал Сергей Чобан. «Входящий увидит очень абстрактные архитектурные пространства, которые не несут в себе каких-либо композиционных элементов, но анимируют к познанию проекта», - сказал архитектор. Желание познания будет «анимировано», как он выразился, через интернет технологии.

Представьте: вы, находясь в некоем абстрактном, но «манящем к познанию» двухуровневом пространстве павильона, хотите узнать больше о том или ином образе, что в абстрактном виде предстает перед вами. Встав рядом с ним, получаете информацию о его названии, затем на планшетник загружаете всю интересующую вас информацию об объекте. «Это и фильмы, и интервью и фотографии и тексты на планшетах, которые есть в павильоне, и которые будут с ними приноситься – и это основной способ познания о Сколково», - сказал Чобан.  

В цокольном этаже павильона будет размещена историческая фото экспозиция, посвященная советским наукоградам.  

Перспективное использование экспозиции

Биеннале продлится три месяца, и все это время ее электронные архивы будут постоянно обновляться, таким образом, проект не будет статичен. В дальнейшем, по словам организаторов, выставка может быть использована для продвижения бренда «Сколково» в других странах, регионах и мероприятиях.  Создатели экспозиции исходили из принципа, сделать смысловую электронную начинку таким образом, чтобы можно было «перепрошить», как компьютерную программу.  Сергей Кузнецов, партнер по архитектурной мастерской «SPEECH Чобан и Кузнецов» пояснил: «Мы попытались создать некий монитор или транслятор, позволяющий отслеживать происходящие изменения в проекте во время биеннале и после нее. Созданный нами инструмент подачи информации можно наполнять любым контентом, обновлять, и демонстрировать в дальнейшем на любой другой выставке», - сказал Кузнецов.

Таким образом, в дальнейшем экспозицию можно будет перевозить как передвижную выставку, которая может нести огромный объем информации, на всем протяжении реализации проекта. При этом фонд «Сколково» приобретает инструмент, которым можно пользоваться продолжительное время,  популяризируя инновационную идею и иноград.

(фото Resorts of Italy)