Итоги конференции DLD показали неготовность большей части российского общества к  стремительным изменениям в мире цифровых технологий и развитию медиа сферы в стране

Организаторы московского «этапа» знаковой международной конференции DLD (Digital Life Design) полностью оправдали ожидания прибывших экспертов. Мероприятие получилось как нельзя дискуссионным и затрагивающим самые разные и насущные вопросы развития общества в контексте продолжающейся технологической революции в медиа среде человечества. Участники панельных обсуждений выделили как положительные, так и отрицательные стороны такого стремительного внедрения «цифры» в нашу повседневную жизнь.

Главное, что бесспорно признали эксперты – общество уже никогда не будет прежним, особенно по части получения информации и ее восприятия. Так, технологическая трансформация общества и медиасреды побуждает СМИ искать новые источники новостей, рассказала главный редактор агентства РИА Новости Светлана Миронюк.  По ее словам традиционные новости быстро устаревают, сегодня их главный конкурент - Twitter. Поэтому агентство уходит в другие сферы, а новости ищутся там, где раньше они не искались - в рейтингах, в цифрах, в базах данных.

Другая составляющая стратегии СМИ, по ее словам, заключается в использовании новых средств представления контента и максимально широкого спектра мультимедийных платформ. По мнению Миронюк, мультиплафторменность на сегодня состоит в наложении всех возможных форм и способов передачи информации, а также в доставлении их нужным аудиториям. Можно сделать супермультиплатформенное решение для пенсионеров, но они никогда о нем не узнают, просто потому, что не являются для него целевой аудиторией, привела пример  главный редактор РИА Новости. Таким образом, огромные массы населения – от старшего поколения, до людей из третьих стран, где технологический прогресс еще не пришел в каждый дом – рискуют остаться в стороне от «платформенного» перестроения СМИ.

В свою очередь директор Информационного бюро НАТО в Москве Роберт Пшель выразил уверенность, что цифровая революция - это не временное явление, а культурный сдвиг. У НАТО, как и у многих других правительственных и межправительственных организаций, есть аккаунты в социальных сетях "Фейсбук" и "Твиттер".  И главный ключ к успешной коммуникации – полноценная  обратная связь. По мнению представителя военного альянса, госструктуры часто имеют проблемы с этим. С таким мнением согласились и отечественные эксперты. По их словам, российским властям еще предстоит перестроится под новые требования цифрового общества.

Помимо вопросов "электронной демократии", концепция которой реализуется и в России, на форуме обсуждались успехи российских Интернет-компаний и перспективы их дальнейшего развития. Как отметил  вице-премьер Аркадий Дворкович, цифровые технологии делают жизнь проще. Становится проще делать покупки, учиться, покупать билеты. По его словам, Россия имеет для этого всю необходимую инфраструктуру. И добавил, что страна является номером один в Европе по части выхода в Интернет – это  более чем 60 млн человек.

Однако с такой точкой зрения не согласились некоторые иностранные участники панели. По их мнению, в России еще предстоит создать необходимые условия для более благоприятного ведения бизнеса через и в Интернете. Так, отмечалось, что остается проблематичным в стране производить онлайн покупки, особенно, если речь идет о привозе товара из-за границы. Отчасти, виной тому чрезмерная монополизация, кадровая дезорганизация и коррупция в базовых компонентах рынка – от почты до таможни.

Тем не менее, отрицать, что цифровой бизнес в России набирает обороты, никто не осмелился. Об этом, как ничто другое, свидетельствует рекламная отрасль в онлайн сфере. Которая, к слову, уступает по обороту лишь только телевизионным продажам, пояснил глава Яндекса Аракадий Волож.

Так, по итогам 2011 года, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рекламный рынок России в 2011 г. вырос на 21% по сравнению с 2010 годом, до 263,4 млрд рублей, при этом на интернет-рекламу приходилось около 16% всего рекламного рынка - 41,8 млрд рублей. Объем контекстной рекламы в 2011 году увеличился на 63%, до 26,5 млрд рублей, медийной рекламы - на 45%, до 15,3 млрд рублей.

Компания J`son & Partners Consulting оценивает отечественный рынок цифрового контента в 3,7 млрд долларов на конец 2011 года, что составляет 2,14% от общемирового рынка. В 2012 году эта цифра, по данным аналитиков, может достигнуть 4,5 млрд долларов. Однако "легкий" контент составляет лишь 10-15% этой величины. При этом нужно помнить, что львиную долю контента продают пираты.

К слову, борьба с мошенничеством в сети стала одной из наиболее горячо обсуждаемой темой на форуме. По словам некоторых зарубежных спикеров, денежный оборот преступных денег в глобальной сети сегодня на порядок превосходит, чем мировые объемы нелегальных продаж героина, кокаина и марихуаны вместе взятых.

На панелях DLD были затронуты самые разные сферы Интернет услуг и бизнеса. Например, в сервисах онлайн бронирования билетов и турпоездок. По мнению экспертов, российский потребитель пока не доверяет такому способу покупки, тем не менее, продажи постепенно растут.

По словам Сергея Фаге, основателя компании Ostrovok.ru, резидента Фонда «Сколково», туристический сегмент является крупнейшим сектором мирового рынка электронной коммерции. Однако в России он еще только развивается. Хотя игроки признаются, что работать на нем весьма комфортно, потому что западных глобальных игроков на нем не так много.

Одним из факторов, препятствующих росту рынка, является доминирование на российском рынке небольших независимых отелей, которые не всегда готовы вкладывать в инфраструктуру и интеграцию с онлайн-сервисами. Порядка 95% отелей в России - это малый бизнес, говорит Колесник.

Эксперты также сошлись во мнении, что российский потребитель больше ориентирован на оплату товаров и услуг наличными средствами, причем касается это не только туристического онлайн-бизнеса. Так, около 80% платежей за покупки в интернет-магазине Ozon.ru происходит наличными деньгами. По мнению генерального директора Ozon.ru Маэль Гавэ, это связано с недостаточным доверием со стороны покупателей как к электронным платежам, так и к интернет-магазинам в целом.

Вопрос, «как приживаются» в России новые электронные платежные системы, стал еще одной темой для широких панельных обсуждений. В частности, учредитель Банка Связной Максим Ноготков  указал на то, что в стране все большее распространение получают «электронные» деньги. Однако признался, что пока большая часть населения, несмотря на очевидное неудобство и трату времени, предпочитают использовать традиционные способы оплаты счетов – наличными деньгами и банковскими карточками.

Тем не менее, компания, как и ряд других игроков рынка, не собираются сдаваться и в настоящее время прорабатывают более совершенные технологии мобильных «кошельков» для своих клиентов. Особенно перспективным на сегодня кажется использования таких методов оплаты в крупных мегаполисах страны.

Впрочем, уверяют спикеры дискуссионной панели «Будущее городов и интернета», в ближайшее время городских жителей ждут и другие, не менее захватывающие, новшества. Поднимались темы от внедрения автономного транспорта, до экологической революции  городов.

Подводя итог конференции, президент Фонда «Сколково» Виктор Вексельберг и сопредседатель DLD Media Yossi Vardi отметили, что как бы не складывалась ситуация для мирового и российского общества в развитии цифровых технологий и их успешной интеграции, мир уже никогда не станет прежним. С этим надо смириться, и для его гармоничного развития нужны новые умы и идеи. Здесь, уверены предприниматели, не обойтись без последовательного стимулирования деятельности молодых стартапов и развитию таких инновационных центров, как «Сколково». И в этой связи, их более широкому участию в таких конференциях, как DLD.