В период с 8 по 10 октября в городе Рыбинск Ярославской области на территории НПО «Сатурн» проходила V Инновационная сессия Государственной корпорации «Ростех».
В мероприятии приняли участие порядка 200 представителей из более 60 предприятий и организаций: Госкорпорации и ее организаций, ведущих российских научных и образовательных учреждений, институтов развития, инновационных и венчурных фондов, представителей Сколково, а также французской Группы «Сафран».
Гости V Инновационной сессии Государственной корпорации «Ростех». Фото: Алексей Ленев.
Сессия стала площадкой для налаживания новых коммуникаций между предприятиями Государственной корпорации «Ростех» и внешней средой, необходимой для формирования и развития корпоративной инновационной инфраструктуры.
Фото: Алексей Ленев.
В рамках сессии были представлены инновационные проекты холдинговых компаний Госкорпорации «Ростех», таких как «РосЭлектроника», «Высокоточные комплексы», «Концерн Калашников».
Отличительной особенностью данной сессии стали презентации инновационных компаний-резидентов Фонда «Сколково». Были представлены презентации проектов:
Из Кластера космических технологий и телекоммуникаций - «Лазерные системы зажигания двигателей и модули накачки», «Автопилоты для складских машин», «Системы связи миллиметрового диапазона 60-90 ГГц».
Из Кластера энергоэффективных технологий - «Тензорезисторы и датчики механических величин на основе сульфида самария», «Сверхпреобразование», «Доступный нанопорошок оксида алюминия и других материалов».
От Кластера ядерных технологий Фонда «Сколково» было представлено два проекта:
1) «Радар малой дальности для дистанционного обнаружения объектов сквозь оптически непрозрачные преграды»
Компанией ООО «Радиовижн» разработана уникальная технология сканирования пространства узконаправленной и узкополосной электромагнитной волной в горизонтальной и вертикальной плоскостях для малой дальности с отображением результатов в 3D режиме.
По словам курирующего компанию аналитика ядерного Кластера Никиты Кузнецова, приборы, которые видят сквозь стены, необходимы как отрядам специального назначения для обеспечения безопасности личного состав при проведении антитеррористических операций (позволяет действовать по правилу «Сначала посмотри – потом заходи»), спасателям для определения места первоочередных раскопок, когда необходимо спасать жизни людей, заваленных при катастрофах, так и пожарным командам, чтобы определять места нахождения потерпевших, не входя в опасную зону пожара.
«Проект вызвал большой интерес», – говорит Никита. «Дело в том, что компания предлагает совершенно новое решение в отличие от широко применяемой технологии сверхширокополосной локации, а именно сканирование узконаправленной и узкополосной волной»
Разрабатываемые командой проекта радары позволяют быстро и точно определить координаты и размер объекта в пространстве за преградой, обнаружить объект и отобразить на мониторе его перемещения в реальном времени. Приборы работают в условиях, когда уровень помех в десятки раз превышает уровень отраженного сигнала.
2) «Сапфировое нановолокно NAFEN»
Проект компании «Нанокомпозит» направлен на разработку технологий введения наночастиц в полимерные материалы. Технология введения наночастиц подтверждена в лабораторных условиях - компания получила волокна с диаметром от 5 до 20 нм и длиной до 15 см.
По словам директора по развитию Кластера ядерных технологий Сколково Константина Гибало, оба проекта вызвали большой интерес со стороны представителей холдинговых компаний. Были достигнуты договоренности и проведении презентационных встреч в Москве. Кроме того первые лица компаний, входящих в состав Ростехнологий, проявили интерес и к другим разработкам участников Сколково. «У нас появилось конкретное видение, какие проекты могут быть интересны Ростехнологиям, и стали понятны механизмы взаимодействия дочерних структур Ростехнологий и Фонда «Сколково», - заявил Константин.
Отдельно хотелось бы отметить экскурсию по территории ОАО «НПО «Сатурн». Гости инновационной сессии ознакомились с динамично развивающейся конструкторской, испытательной, производственной базой компании, ее инновационной деятельностью, системой управления производством и создания научно-технического задела. Смогли посетить музей двигателестроения и увидеть, как собираются современные турбовентиляторные двигатели со смешением потоков SaM 146. Двигатель предназначен для региональных самолётов и в настоящее время устанавливается на семейство самолётов Sukhoi Superjet 100.
На переднем плане: Никита Кузнецов (Фонд «Сколково»), Владимир Кропотов (ООО «Радиовижн»), Константин Гибало (Фонд «Сколково»), Дмитрий Колодяжный (ОАО «ОДК») и Алексей Кушнер (ООО «Нанокомпозит). Фото: Алексей Ленев.
Двигатель производится компанией PowerJet, которая является совместным предприятием российского НПО «Сатурн» и французской компании «Snecma».
Компания «Snecma» отвечает за горячую часть двигателя — газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеру сгорания и турбину высокого давления, а также за систему управления двигателя (FADEC) и коробку приводов. Мотогондолу поставляет компания "Aircelle". НПО «Сатурн» изготавливает «холодную» часть двигателя — вентилятор, компрессор и турбину низкого давления, выполняет общую сборку и стендовые испытания двигателя.
Беляков Алексей, Вице-президент, Исполнительный директор Кластера космических технологий и телекоммуникаций, Фонд «Сколково»: «На «Сатурне» я впервые. По приезду на предприятие для всех участников сессии провели интересную экскурсию по цехам и корпусам компании. Впечатления от того, что мы увидели, крайне позитивные. Мы привыкли слышать много критики относительно уровня и количества инноваций в России, которые мы производим и импортируем. А на самом деле визит на места и общение с людьми, опыт и понимание того, на каком уровне это делается, он бесценен. Что меня порадовало, это то, что мы увидели большое количество молодых инженеров, их горящие глаза, мы увидели хорошие условия работы. Большое впечатление на меня произвел двигатель, который, с моей точки зрения, является произведением искусства. Здесь я увидел авиационный двигатель впервые, и то количество знаний, которое вкладывается в эту машину, производит впечатление. Поэтому то, что я увидел в Рыбинске, вызвало у меня бурю эмоций».