ПМЭФ / SPIEF 2012

С 19 по 23 июня представители «Сколково» - руководство, резиденты и партнеры приняли участие более чем в двух десятках мероприятий деловой программы Форума. Достижения участников Инновационного Центра были представлены в формате "супермаркета стартапо

  Президент РФ Владимир Путин на ПМЭФ

  •  Выступление на пленарном заседании 16-го Петербургского международного экономического форума

      

    Каких ориентиров мы намерены здесь придерживаться? К 2020 году в России должны быть созданы или модернизированы имеющиеся рабочие места в общем объёме 25 миллионов. Нам необходимо вытеснить архаичную, неэффективную занятость из национальной экономики. Только так мы сможем ответить на запрос граждан на современную и высокооплачиваемую работу, предложить новые возможности и социальные перспективы как для сегодняшних поколений работников, так и для будущих, то есть для выпускников наших вузов и профессиональных училищ.

     

    Экономический эффект от новых миллионов рабочих мест – это прежде всего рост производительности труда, причём не менее чем в полтора раза к 2018 году. Это очень сложная задача. Но мы должны ставить перед собой амбициозные цели, и только тогда мы будем последовательно двигаться к тем планкам, которые нам необходимы.

     

    Новые рабочие места – это принципиально другая структура и устойчивость экономики, это повышение доли продукции высокотехнологичных отраслей ВВП минимум в 1,3 раза к 2018 году. При этом Россия должна заявить о себе как об экспортёре инновационных товаров и услуг.

     

    Новые рабочие места создаются, разумеется, инвестициями. Нам необходимо нарастить их объём к 2018 году до 27 процентов ВВП. Много это или мало? Считаю, что это абсолютно реалистичная цель, задача, имея в виду, что сегодня у нас 20 процентов. Нам нужно подняться за эти годы на семь [процентов].

     

    И конечно, когда мы говорим об инвестициях, то имеем в виду, прежде всего, частные инвестиции. Прекрасно понимаем, что в этой связи мы должны предложить инвестору эксклюзивные условия, побороться за эти инвестиции, чтобы инвестор сделал выбор именно в пользу России. Вот почему ключевым вопросом государственной политики мы считаем создание не просто благоприятного, а в полном смысле лучшего, конкурентного инвестиционного климата. И к концу текущего десятилетия Россия должна войти в двадцатку стран мира с наиболее комфортной деловой средой. Это тоже достаточно сложная и амбициозная задача, имея в виду то положение, где мы находимся сегодня.

     

    Уже сформированы предельно конкретные «дорожные карты» по ликвидации административных барьеров в таких областях, как подключение к электроэнергии, в сфере строительства, при прохождении таможенных процедур, при оформлении внешнеторговых сделок, при регистрации бизнеса, оформлении налоговой отчётности.

     

     

    Хочу особо подчеркнуть, эту работу мы ведём совместно с ведущими деловыми объединениями страны в рамках национальной предпринимательской инициативы. И результаты наших общих усилий, безусловно, не должны и не будут выхолощены.

     

    От практической реализации «дорожных карт» очень многое зависит. И здесь необходим особый контроль и со стороны государства, и со стороны общества, и со стороны самого бизнеса. Именно поэтому принято важное решение о создании специальной комиссии по реализации национальной предпринимательской инициативы. В её состав войдут представители отечественного и иностранного бизнеса, руководители министерств и ведомств.

     

    ***

     

    Без честной внутренней конкуренции, без торжества закона, без правды и справедливости в отношениях бизнеса и государства нельзя стать по-настоящему конкурентоспособными на международной арене. Конкуренция и в политике, и в экономике – это главный двигатель развития. Поэтому прошу Правительство Российской Федерации провести серьёзную ревизию практики применения антимонопольного законодательства и поддержки конкуренции. Сделать это нужно в самом тесном контакте с непосредственными участниками экономической жизни.

     

    И ещё. Мы, безусловно, будем приветствовать участие в приватизационных сделках наших зарубежных партнёров. Но это должны быть действительно серьёзные стратегические инвесторы, вместе с которыми в Россию должны прийти современные технологии, опыт организации производства, крупные экспортные заказы.

     

    Хочу сказать, что такой положительный опыт в работе с иностранными инвесторами у нас есть. За предыдущие несколько лет, скажем, в области электроэнергетики мы сделали эти шаги вместе с иностранными инвесторами. И, должен сказать, несмотря на то, что после приобретения наших электроэнергетических активов весь мир столкнулся с известным мировым экономическим и финансовым кризисом, всё-таки все наши иностранные инвесторы, которые вложили десятки миллиардов долларов в наши генерирующие мощности, вели себя исключительно мужественно, действовали очень профессионально. Я надеюсь, что такая же совместная работа с Российским государством, региональными и федеральными властями будет продолжена не только в электроэнергетике, но и в других отраслях.

     

    Сегодня в условиях глобальной нестабильности особое значение приобретает качество и характер инвестиций. Портфельные инвестиции способны быстро разогреть рынок, обеспечить его высокую динамику, но вместе с тем они всегда подвержены конъюнктурным факторам. Энтузиазм инвесторов по поводу развивающихся высокодоходных рынков может в течение нескольких дней смениться пессимизмом и оттоком капиталов. Мы в России это проходили и сталкивались не раз с такими ситуациями. Именно поэтому хотели бы делать ставку на прямые инвестиции, на капиталы, которые приходят под стратегические проекты.

     

    Сегодня Россия занимает восьмое место в мире по притоку прямых иностранных инвестиций. В 2011 году в Россию было вложено почти 53 миллиарда долларов, темпы роста инвестиций составили 22 процента. Но для реализации намеченных нами планов, конечно, этих объёмов недостаточно, мы прекрасно это понимаем. Отмечу, что, согласно опросам, проводимым достаточно уважаемыми международными компаниями, число долгосрочных инвесторов, которые намерены увеличить свои вложения в Россию, выросло за последние полгода почти вдвое. В октябре 2011 года о намерении увеличить свои вложения в Россию сообщили 25 процентов опрошенных – из 150 компаний и инвестиционных фондов, а в апреле 2012 года уже 48 процентов, то есть увеличение почти в два раза. Мы такое желание будем всецело поддерживать и приветствовать.

     

    Год назад здесь, на этом форуме в Санкт-Петербурге, Дмитрий Анатольевич Медведев говорил о создании Российского фонда прямых инвестиций. Хочу проинформировать вас, уважаемые дамы и господа, о том, что такая структура уже создана и работает. За короткий срок был сформирован экспертный совет фонда, в который вошли ведущие представители мирового инвестиционного сообщества. Совершены первые сделки на общую сумму 1 миллиард долларов США, из которых 800 миллионов долларов – это средства иностранных инвесторов.

     

     

    С фондом уже работают фактически все центры мирового капитала: это и Ближний Восток, Китай, Европа, Соединённые Штаты, Австралия. А две недели назад в рамках нашего визита в Китай было завершено создание на базе РФПИ Российско-китайского инвестиционного фонда. Под его управлением будет находиться до 4 миллиардов долларов.

     

    Мы также обязательно продолжим работу по формированию в Москве международного финансового центра. Здесь мы никаких иллюзий не строим – мы исходим из реалий. Но вместе с тем отмечу, что финансовая система России в последнее время быстро развивается, несмотря на проблемы, которые сейчас испытывают многие крупнейшие – и американские, и европейские – финансовые учреждения.

     

     

    ***

     

    Вы знаете, что подписан договор о зоне свободной торговли в СНГ. Россия, Казахстан и Белоруссия уже работают в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, которые объединяют 170 миллионов человек, причём с высоким уровнем образования, профессиональной компетенцией и растущими доходами. В рамках «тройки»: Россия, Белоруссия и Казахстан – мы идём к более тесной интеграции.

     

    Впервые на постсоветском пространстве заработал реальный наднациональный орган, обладающий управленческими полномочиями, – Евразийская экономическая комиссия. Планируется передать Комиссии функции координации макроэкономической политики, технического регулирования, а также мер в области конкуренции и естественных монополий. Рассчитываем, что качество решений в этих сферах значительно повысится, а бизнес, как отечественный, так и иностранный, ощутит преимущества от интеграции на всём евразийском пространстве.

     

    Наконец, уже в текущем году Россия станет полноправным членом Всемирной торговой организации. Вступление в ВТО, снятие многих барьеров для торговли по факту придаст другое качество инвестициям, существенно изменит стратегию развития бизнеса. Вкладывая капиталы в новое производство на территории России, инвесторы теперь смогут рассчитывать не только на российский и не только на евразийский рынки, но и на международные рынки, прежде всего, конечно, и на европейский, который, несмотря на все проблемы, с которыми сталкиваются сегодня наши коллеги и друзья в Европе, по-прежнему остаётся одним из наиболее привлекательных в мире.

     

    Открытость, интеграция в международные экономические процессы – это наш безусловный выбор. Мы не отказались от него в период кризисных испытаний, не будем менять его и сейчас, в том числе активизируем присоединение России к Организации экономического сотрудничества и развития. Полагаю, что это присоединение могло бы состояться уже в 2014 году. При этом намерены энергично и содержательно участвовать в дискуссии по будущим правилам мировой торговли.

     

    news.kremlin.ru